Проповедь в День Святой Троицы, Пятидесятницы
«Царю Небесный, Утешителю». Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва). (Продолжительность 00:15:13 мин, размер 20,9 Мб)
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your
Flash plugin.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня в жизни христианства и в жизни всего человечества особый день – мы празднуем День рождения Церкви Христовой. Но этот день памятен не только для Церкви, но и для всего человечества. По справедливому слову святителя Феофана Затворника, человечество подобно младенцу, который родился, вышел из чрева матери и сделал первый глоток живительного чистого воздуха – воздуха, которым он будет жить и продолжать свой путь на земле.
Что же произошло? Сошествие Святого Духа на апостолов описано в Деяниях святых апостолов апостолом Лукой. Этот праздник отмечали в I веке, когда произошло это событие – принятие Синайского закона, который на горе Синай Бог дал пророку Моисею. Это произошло за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Еврейский народ, освобожденный из египетского рабства, вступил в союз, в завет с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь взамен обетовал им Свое благословение.
По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы, и люди радовались урожаю, собирались и старались прибыть к этому празднику в Иерусалим, чтобы поблагодарить Бога за те земные плоды, которые Он им послал. Многие народы, исповедующие иудейскую религию, обращенные в веру иудейскую, приходили в Иерусалим. Многие из иудеев, живя далеко от Иерусалима, среди других языков, среди других народов, уже забывали свое родное наречие, и родным языком для них становился язык тех стран, где они жили в рассеянии.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до Рождества Христова пророки уготовляли род человеческий к этому событию: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать. И изолью от Духа Моего на всякую плоть. Изолью воды на жаждущия и потоки на иссохшия. И вы радостно будете почерпать воду из источника спасения. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух», – так пророчествовали пророки Иоиль, Исаия и Иезекииль.
Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь и Бог наш Иисус Христос перед распятием и Воскресением посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предобразовательным словам о Сошествии Святого Духа. Господь в Евангелии от Иоанна говорит апостолам, что Утешитель Дух Святой должен вскоре прийти к ним, к Его ученикам: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки дух и истина. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Он Дух истины, Дух, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о мне» (см.: Ин. 14: 16; Ин. 14: 26). И предуготовляя себя к исполнению обетования их возлюбленного Учителя, апостолы, Его ученики, а среди них были и жены-мироносицы, и Его Пречистая Матерь – Дева Мария, собрались в Иерусалиме, в Сионской горнице.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов
Есть мнение, что это была та самая комната, где прежде проходила Тайная Вечеря, положившая начало таинству причащения.
Апостолы и все собравшиеся с ними ожидали, что Бог пошлет им обетование, и они облекутся силой свыше, по слову Спасителя, хотя не знали, в чем будет выражаться эта сила. Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, а праздник Пятидесятницы приходился в том году на 50-й день после Его Воскресения. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося бурного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И вот в 9-м часу, когда обычно народ собирался в храм для молитвы, в Сионской горнице послышался шум как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил всю комнату, и многие люди, которые находились во вне, слышали это необычное явление. «И явились им, – благовествует апостол Лука, – разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились они Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать».
Апостолы, как мы знаем, были люди не книжные, они были рыбаками, и многие из присутствующих паломников, которые посещали Иерусалим в то время, были удивлены, что они начали говорить на языках тех стран, где жили эти пришельцы. Эти огненные языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Более необычными были те свойства, которые они преподавали не человеческому зрению, а тому, как они воздействовали на души: люди исполнялись неописуемого вдохновения, духовных сил и одновременно той радости, которую они прежде никогда не испытывали. Человек, на которого сходил Святой Дух, чувствовал себя уже иным человеком. Вспомним те слова пророка, которые мы слышали: «Взял от них сердце каменное, и вложил сердце из плоти» (см.: Иез. 11: 19). Человек почувствовал, что происходят необъяснимые изменения, что в его жизнь вмешалась внешняя сила – вмешался Сам Бог. Итак, «над апостолами совершилось Крещение Святым Духом и огнем», которое было предсказано пророком Иоанном Крестителем в святом Евангелии (см.: Мф. 3: 11).
Д. ди Бондоне «Пятидесятница»
|
На самом деле сила Святого Духа обнаруживалась, кроме прочих благодатных перемен, еще и в том, что люди, пребывающие в недоумении, осознавали, что оно вызвано вмешательством Божией силы. И Петр, видя это, решил успокоить всех, кто не мог дать отчета о необычности происходящего явления. Он напомнил им слова пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2: 28–29).
Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, Спаситель претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых. Если бы не было крестной смерти, то не было бы и Рождения Церкви, и Дух Святой не сошел бы на апостолов, и не было бы того сообщества Церкви Христовой с ее пастырями и таинствами, через которые непрестанно действует на верующих Божия благодать. И все то, что мы сейчас имеем в Церкви, все ее духовное богатство, неоценимое наследие, всю благодать, исходящую из молитв ее таинств, все это берет начало в день Святой Пятидесятницы.
Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, Спаситель претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых
Стоило бы провести еще одну аналогию с ветхозаветным повествованием. Вспомним строение Вавилонской башни, о котором говорится в кондаке сегодняшнего праздника: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний…». Этой постройкой Вавилонской башни люди замыслили достигнуть Небес, восхитить Божественное достоинство, уподобились своим желанием сатане, который хотел стать таким же, как Бог, равным Ему по силе, ведению и другим качествам Божества, не достижимым любыми средствами ни для ангелов, ни для человеков. И за это строители Вавилонской башни были разъединены и предприятие их разрушено. А разъединены они были таким образом, что в начале строительства башни они говорили на одном языке, а когда Бог дал им разные языки, они перестали понимать друг друга.
А сегодняшнее событие, о котором говорится во второй части кондака, свидетельствует о том, что происходило уже не по греховной воле человеческой, а по всесильной благодати Божией: «… егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Христианский мир – новорожденная сегодня Церковь – являет собой не разъединение, не стремление к тому, чтобы человеческими средствами достичь величия, а являет собой единство веры, единство истины, единство благодати, и что самое главное – единство любви: «По тому узнаете, что вы Мои ученики, – говорит Спаситель, – если имеете любовь между собою» (см.: Ин 13: 35).
В эти торжественные, благодатные дни богослужений, сегодня и завтра, когда Святая Церковь празднует День Святого Духа, мы должны особенно просить Бога, чтобы Он дал нам новое сердце и новый дух. Чтобы сердце чисто создал в нас Бог, и дух прав обновил во утробах наших. Не отверг нас от лица Своего и Духа Своего Святого не отъял от нас.
Дорогие братья и сестры, сегодня, в этот день Святой Пятидесятницы, когда Господь особенно близок к нам Своими благодатными дарами, будем вспоминать о том, что эти благодатные дары изливаются на род христианский преимущественно в великие и двунадесятые праздники. Никогда не будем пренебрегать тем, чтобы в эти святые дни не приступать к Святой Чаше под предлогом усталости или невозможности подготовиться. Будем стараться идти навстречу Богу, не отворачиваться от Него и вспоминать слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7), а дастся сторицею в эти дни.
Обратимся же с любовью к Богу, к Духу Святому и помолимся словами той церковной молитвы, которую все мы знаем: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.