Церковное искусство в эпоху Ивана Грозного. Часть 1

Историки по-разному оценивают личность Ивана Грозного, но чаще всего его образ достаточно негативный. Однако Иван IV правил дольше всех в истории русской государственности – 50 лет и 105 дней. За тот огромный полувековой период было сделано очень много для русской государственности, для укрепления России и становления ее как нового царства. Территория увеличилась в два раза за счет освоения Сибири, южных территорий, степей. Была проведена колоссальная работа. Но вот образ в истории оставлен несколько негативный, если не сказать отрицательный. И здесь мы обязаны, конечно, нашим европейским коллегам-историкам. Взять того же Антонио Поссевино, посла, который был в Москве. Он создал этот образ, показал царя Ивана IV в совершенно глупом свете – как некого жестокого тирана, самодура и сумасброда. Но все было немного не так. Из-за рубежа все всегда будет выглядеть по-другому. Термин «Грозный» был введен искусственно Татищевым очень поздно. Во всех источниках, и даже в частной переписке, Иван Грозный упоминается либо как Иван Васильевич, либо как царь Иван. Достаточно лаконично, уважительно и без каких-либо личных характеристик. А приставка «Грозный» появилась уже значительно позднее.

1 - 2023-06-05T231348.653.jpg
Иван IV Васильевич. Портрет из Царского титулярника

Мы обязаны Ивану IV еще и тем, что он первый принял на себя венец царя всея Руси, продолжив дело своего деда, Ивана III. Именно он стал собирателем русских земель. Именно он положил конец боярской распре. Именно он окончательно принял на себя всю власть и в конечном итоге создал мощнейшее государство, в котором мы с вами проживаем и сегодня, потому образ Ивана IV – это образ великого государственника. Но наша задача сегодня – рассмотреть вопросы церковного искусства. Напомню, что памятники церковного искусства, архитектура, живопись, прикладное и ювелирное искусство – важнейшие исторические документы, которые нам рассказывают о бытовании наших предков.

Говоря о XVI веке, об этой культуре, нужно начать с одного маленького трапезного храма Спасо-Евфимиева монастыря. Ничем знаменательным он особо не отличается. Но это первый из сохранившихся каменных шатровых храмов. Понятно, что история стерла более ранние памятники. Но этот храм сохранился, и мы можем сегодня с вами видеть его, и для нас он очень важен. В целом, весь XVI век будет расцветом шатрового каменного зодчества. Чтобы было понятно, откуда появляются такие формы в каменной архитектуре, подчеркну, что аналогов ни в европейской культуре, ни в византийской традиции не было. Это исключительно русская находка и русские традиции. Деревянный аналог этому храму – это храм XVII века в Мурманской области в селе Варзуга. Он более поздний, но строили наши мастера действительно много и очень добротно.

Самым ранним деревянным храмом на Руси до сих пор оставался храм праведного Лазаря начала XV века. Мы живем в XXI веке, а он до сих пор сохранился. При Петре I появляются продольные и поперечные пилы, но русские мастера Севера и в XVIII, и в XIX веке так и продолжали строить свои дома одним топором. Их даже называли не строителями, а «рублениками». Есть огромное количество примеров деревянного зодчества. Есть дореволюционное издание «История русского искусства» в восьми томах под редакцией И. Э. Грабаря. В нем есть раздел «Деревянная русская архитектура» и большое количество дореволюционных фотографий: мосты, мельницы, храмы, амбары, жилые постройки, крепости. И вы будете рады тому, что это все наше. Но время стирает не только дерево, но и краски. Все эти помещения были богато расписаны внутри и снаружи. К сожалению, порой мы подобные вещи не оцениваем.

Мы возвращаемся к Ивану IV. 25 августа 1530 года, подмосковное село Коломенское, царские хоромы. На улице была страшная гроза в течение нескольких суток, когда небо перемешалось с землей, а земля с небом. Шел дождь, все громыхало вокруг. Именно в этот день в царских покоях родился Иван IV. Может быть, истоки его образа как Грозного идут из того, что он родился в грозу. Понятно, что это был долгожданный сын от Елены Глинской. Именно он стал великим русским царем, символом нашей государственности, окончательного собирания русских земель. В память о рождении долгожданного сына Василием III был заложен храм Вознесения в Коломенском. В этот праздник и совершилось рождение будущего царя. Этот храм был освящен в 1532 году. Это каменная постройка. Иностранцы постоянно указывают на то, что его строили немцы. Пусть будет так. Даже в летописях написано, что храм построен на деревянное дело. Можно увидеть, что это деревянный шатер, только выполненный из камня. Кроме того, он снабжен чисто московскими деталями, такими «кокошниками», стрельчатые окна сделаны резкими выпадами кверху.

В память о рождении сына Василием III был заложен храм Вознесения в Коломенском

Вся постройка удивительно гармонична. Внутри храм крошечный, но пространство огромное. Все остальное – это пустой шатер. Эти окна и прорези сделаны для того, чтобы была вентиляция, так же делали в деревянной архитектуре. Этот храм стоит на высоком подклете. Позднее к нему была добавлена деревянная галерея, а затем каменная. Получается, ничего, чего бы не было в русской деревянной архитектуре, мы здесь не видим. Но для нас важно, что этот храм становится ключевым для всей архитектуры XVI века, потому что наши предки никогда не останавливались на месте. Византия подобных храмов не знала, как не знала и деревянной архитектуры. Площадь храма в основании – восемь на восемь метров, а его высота – 63 метра.

Летописец говорит об этом храме: «Бе же та церковь вельми чудна высотою, и красотою, и светлостью». В общем-то можно говорить о том, что это памятник. На Руси всегда была традиция: храмы строили в честь важных исторических событий. Понятно, что этот храм стал фактически символом новой России. Иван IV не знал, что такой храм построили, но закладывался он именно в честь его рождения. Это не единственный храм такого плана. Наши мастера никогда не останавливались.

2 (47).jpg
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Византийская традиция формировалась 600–700 лет. Но она сформировалась и остановилась. Наши же находятся в постоянном поиске, поэтому мы сегодня можем сказать еще о нескольких постройках в ближайшем Подмосковье. Это церковь Рождества Богородицы в селе Городня и храм Преображения Господня в селе Остров. Интерес в том, что мастера вырабатывают определенные традиции, стиль и технологии, которых ранее не было. Есть еще третий храм, который стал продолжением логической мысли русского каменного зодчества. Это храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в селе Дьяково. Храм построен в 1547–1554 годах. Он существует по сей день.

Храм не имеет ничего общего ни с какими другими храмами. Он удивителен по своей конструкции. Но мы видим те же самые детали, например острые «кокошники». Они вырастают как кольчуга военного. Подобные детали просматриваются и на первом этаже. Для нас самое интересное в этом храме то, что он абсолютно квадратный в основании, и на углах у него, как и в старой русской архитектуре, размещены боковые маленькие главы. В середине – центральный столб, но он очень сложно сделан. Здесь и звонница находится, и полуоткрые бочки, и крошечные главы по бокам. Есть еще одна особенность этого храма. Хоть его план он очень простой, но в конструктивном плане это нечто совершенно новое.

Я хочу обратить ваше внимание на следующий момент. Сейчас этот храм венчается еле заметными шлемовидными куполами. Но вместо этих небольших глав могли быть каменные шатры. Тогда получается логично, что этот храм полностью совпадает с традицией каменного шатрового строительства XVI века. До нас он дошел уже в таком виде. Главы уже XVII века, луковичные. Теперь мы видим в одной постройке пять шатров, собранных вместе: центральный и по углам четыре боковых маленьких. Конструкция шатровых храмов принципиально усложняется при условии, что внутреннее пространство остается очень небольшим.

Следующий храм, вершина русского шатрового искусства – храм в честь Покрова на Красной площади, известный еще и как собор Василия Блаженного. Он был построен в память об удачном походе на Казань. Постройка 1555–1562 годов. Этот храм был построен русскими мастерами. Именно он и стал шедевром русского искусства, настоящей «жемчужиной». Но тут я могу похвалить иностранцев, потому что они знают Россию исключительно по одному памятнику.

Как пишет летописец, храм был построен Постником и Бармой. Очень сомнительно, что это прозвища зодчих. Скорее всего, Постник – это митрополит Московский Макарий. А Барма – это царь. Так это вошло в историю. Правильнее сказать, что они были заказчиками этого храма. Принцип был такой, что нужно было построить собор по восьми важным событиям, которые были связаны с походом на Казань. Дело в том, что на Васильевском спуске издревле были храмы. На этом же месте был деревянный Троицкий храм. Это место было небольшим приходским кладбищем, и здесь началось строительство храма.

3 - 2023-06-05T231354.630.jpg
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Если вы внимательно посмотрите, то увидите одну маленькую деталь, которая ставит все на свои места. Это исключительно русская деталь. Храм стоит чуть боком к Красной площади. Не так, как это было бы в Европе, – прямые линии. Он чуть-чуть повернут. И это создает удивительную геометрию. Собор поставлен так, что, заходя с разных улиц на Красную площадь, вы видите большое количество глав. И это создает впечатление бесконечного полета. Если мы посмотрим на план этого храма сверху, то он окажется удивительно прагматичным. Храм абсолютно симметричен. Пониженные главки по углам и более крупные главы поставлены по сторонам света. Все это объединено той же самой открытой галереей, которая встречается в храме в Коломенском. И эту холодную симметрию разрушает колокольня, построенная несколько сбоку. Пропорционально она никак не соответствует главному шатру, потому что она очень низкая. Но она, как запятая, идет книзу. Когда обходишь храм с разных сторон, она то появляется, то исчезает, что создает впечатление удивительно сложной постройки. Общая площадь центрального пространства главного шатра Покровского храма – всего 54 метра, высота – 63 метра, а боковые приделы – вообще крохотные. В более позднее время, уже после смерти известного московского юродивого Василия, был пристроен еще один маленький придел, который нарушает всю симметрию и вместе с этим создает удивительную гармонию и красоту.

В 1562 году митрополит Макарий освятил еще недостроенный храм

Кстати говоря, в 1562 году митрополит Макарий освятил еще недостроенный храм. Этот храм будут достраивать столетия. И то, что мы видим с вами сегодня, – это результат XVII века. Дело в том, что в то же время, когда храм был построен и освящен, была замощена камнем Красная площадь. И именно со строительства этого собора площадь получила свое теперешнее название – Красная. И это не от красного цвета стен Кремля и собора, а от слова «красивая».

А теперь давайте включим воображение. Когда собор был построен, он был, как и сейчас, из красного кирпича, был весь побелен и венчался маленькими золотыми главками. От белого цвета, маленьких золотых куполов Красная площадь и получила свое название. Цветовая гамма, которую мы видим сейчас, – это уже роскошный XVII век. Царские палаты не отличались от палат вельмож. Те не отличались от церковных сооружений и построек. Все украшалось изразцами, расписывалось и декорировалось всевозможными деталями. Я не напрасно сказал, что этот храм достраивался целое столетие. Именно в XVII веке появляются главы из кованой меди. Во-первых, они все рифленые, а во-вторых, по своему рифлению имеют разную расцветку. В некоторых случаях их сравнивают с исламскими тюрбанами. В начале XIX века, после нашествия Наполеона, собор очень сильно пострадал. И даже было решение, что надо его снести. Все должно быть по-европейски. Но собор выстоял, а затем выстоял еще раз, когда в 1930-е годы его хотели сносить второй раз. Этому были уже самые серьезные предпосылки.

К 1929 году уже был снесен Казанский собор на Красной площади, те самые Иверские ворота. Дело в том, что долго никак не могли решить вопрос с тем, где должен был находиться мавзолей. Он стоял на том месте, где и сейчас, но был деревянным. Проект, который был осуществлен Щусевым, – это более поздняя постройка, уже 1930-х годов. Было несколько конкурсов на создание нового центра Москвы. Понятно, что нужно было снести многие сооружения. Кстати говоря, именно Щусеву мы обязаны тем, что центральная площадь в Москве сохранилась практически в своем первозданном виде. Щусев сделал невозможное.

Идея главного мавзолея огромной высоты была настолько всем понятна, что другого варианта не было. А Щусев предложил очень щадящий вариант. Он предложил оставить мавзолей на месте деревянного, максимально придвинул его к Кремлевской стене, никакой центр площади он не занимал. Кроме того, он максимально подобрал цвет к Кремлевской стене и даже повторил некоторые детали завершения Кремлевских стен, то есть он фактически «впечатал» его туда. Мавзолей на себя не забирает столько внимания. При всем этом он остается культовым местом в советские времена. Так что идея Щусева сохранила собор Василия Блаженного и Исторический музей.

4 (42).jpg
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (собор Василия Блаженного)

На сохранность этого собора повлиял еще один известный архитектор, художник, творческий человек – пламенный борец за сохранение Москвы Барановский. Есть легенда, которая не подтверждается, но и не опровергается: когда собор уже был обнесен деревянными заборами, чтобы его сносить, и приехали экскаваторы, он залез в ковш экскаватора и помешал сносу. Я не думаю, что это было так, но в итоге все осталось на своих местах. В этом храме заложена идея так называемого Нового Иерусалима, то есть новой святыни. Много престолов было именно в Иерусалиме. И эта идея в России будет повторяться еще два раза. В первый раз она появляется в этом соборе.

Второй момент – это невоплощенная идея, когда решили построить в Кремле огромный храмовый комплекс с престолами, как в Иерусалиме, который назывался бы «Святая святых». Это было идеей Ивана Грозного, и продолжал эту идею Борис Годунов в конце XVI века. Но она не была воплощена в силу неурожаев и смерти Бориса. И третья попытка возрождения идеи Нового Иерусалима – это попытка XVII века при патриархе Никоне – Ново-Иерусалимский монастырь. Мы видим, что преемственность продолжалась через века. И Новый Иерусалим в масштабе Ново-Иерусалимского монастыря был воплощен.

Таких масштабов строительства никто в Европе не знал, чтобы сразу строить монастырь вместе с таким огромным собором. Кстати говоря, этот собор и этот монастырь очень сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Кое-как, наскоро он был отремонтирован к Олимпиаде 1980 года в Москве. А ремонтные работы, которые проводились с участием государства (потому что Церкви невозможно было поднять такой памятник), были закончены только 5–7 лет тому назад. Так долго это восстанавливалось. С другой стороны, какой масштаб строительства! Он был построен всего за четыре года. Инженерная специфика этого храма уникальна и неповторима, поэтому здесь сравнить не с чем. Я думаю, что нам есть чем гордиться.

В храме Василия Блаженного есть множество приделов, и возле каждого – алтарь. Но визуально у многих складывается впечатление, что туда не войти. Дело в том, что помещения приделов очень маленькие. Только центральный – 50 квадратных метров, а все остальные – очень миниатюрные. Престолы были устроены везде. Но служили с самого начала не везде.

Запись лекции

(Продолжение следует.)


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить