Церковное искусство в эпоху Ивана Грозного. Часть 2

Часть 1.

Очень заметная черта XVI века – шатровая архитектура. Но продолжается и традиционное русское строительство. Идут массовые работы по росписи храмов. Первым масштабным явлением было строительство соборов в честь Смоленской иконы Божией Матери и Новодевичьего монастыря. Оно привязано к победе в Смоленске русских войск. Росписи выполнены в 1526–1530 годах. И в этих фресках мы видим продолжение традиции Дионисия: используются яркие, насыщенные цвета. Причем традиция пошла еще дальше. Если у Дионисия мы вспомним Ферапонтов монастырь в приглушенной северной гамме, то здесь мы видим большое количество ярких цветов, киноварно красных.

1.jpg
Фрагмент росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря

И еще интересна одна особенность, которая будет весь XVI век, а потом будет продолжаться и в XVII. Кроме основных сюжетных линий в верхних регистрах изображен акафист Богородице. Кроме этого, на стенах собора изображены (и это тоже приверженность византийской традиции) русские святые Твери, Ярославля, Ростова и Чернигова. Москва собирала не только земли, Москва собирала свою историю. Кроме того, на стенах этого собора появятся новоканонизированные святые, которых причисляли к лику святых на московских Соборах 1547–1549 годов. Это очень важно, когда церковная, литургическая и каноническая жизни объединяются между собой.

Следующий собор, на который обратим внимание, – это Благовещенский собор Кремля. Он сильно погорел во времена Ивана Грозного и при нем же был достроен обводной галереей. К нему также были достроены боковые главки, как в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, и собор был заново расписан. В росписях этого собора мы увидим очень интересную деталь, которую раньше мы нигде не встречали. Дело в том, что четверик собора расписан сюжетами акафиста Богородице, а на новопостроенной паперти кроме русских князей изображены так называемые эллинские мудрецы – Платон, Аристотель, Плутарх и прочие. Интересно, почему в православном храме вдруг мы видим эллинских мудрецов? Ответ прост. Это был главный государев храм, и он же был посольским храмом, там принимали послов, поэтому важно было показать преемственность, что мы действительно знаем и других философов.

Пропорции на фресках специально изменены, чтобы показать высоту святости

Росписи Архангельского собора Кремля тоже выполняются в первые годы правления Ивана IV. Это храм-усыпальница. Там покоятся все: от Ивана Калиты до императора Петра II в верхней части, и в нижнюю часть сейчас перенесены останки великих княжон. На стенах представлены изображения всех московских князей. Фрески очень величественные. Если говорить о сочетании пропорций, соотношении головы и тела, то если у обычного человека золотое сечение – один к семи, то на этих фресках в Успенском соборе это соотношение – 1: 11 и 1: 12. Прослеживается нарочитое желание показать высоту святости, в том числе князей, только без нимбов. Роспись этого собора была полностью выполнена в XVII веке в традициях XVI века. Но сегодня этот собор очень важен для русских людей.

Как мы читаем у Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».

В этом соборе хранились все останки русских великих князей и царей, и там же хранились все мерные иконы будущих царей, то есть документы эпохи. Но Петр потом отказался от этой идеи. Он понимал, что может случиться так, как случилось с Борисом Годуновым, когда мертвое тело просто выбросили из собора. Кстати, мы помним, что он не написал в завещании, кому оставлять трон и царство, но написал, где себя похоронить – в новой столице, в Санкт-Петербурге. Кстати, умер в 1725 году, а похоронен только в 1732. Когда он умер, не было даже фундамента Петропавловского собора.

2.jpg
Интерьер Архангельского собора Московского Кремля

В Москве в этот период огромное значение имела личность московского митрополита Макария. Он прибыл в Москву, был приглашен с Новгородской кафедры, которая была в страшном разорении. Почти 17 лет она вдовствовала, и за малый промежуток времени он поднял церковную жизнь, обновил главные соборы. Как очень деятельный человек, он был приглашен в Москву, на митрополичий престол. С ним приезжает большая бригада его помощников. В истории она получила название «макариевские иконописцы». В этот период будет складываться понятие «Московская Оружейная палата». В ней работали мастера всех уровней: литейщики, позолотчики, иконописцы, переписчики книг. В XVI веке при Иване IV Кремль становится местом всех искусств одновременно.

В XVI веке случился сильнейший пожар, когда Москва выгорела. Благовещенский собор после пожара обновляли. Там появилась «Четырехчастная» икона. Написана она была в 1547 году. Она достаточно большого размера: 2 метра на 1,5 метра. И эта икона на Великокняжеском соборе вызвала некоторые вопросы. При этом эллинские мудрецы вопросов не вызвали. В частности вопросы были выдвинуты в письменной форме дьяком посольским Иваном Висковатым. Он задал эти вопросы митрополиту Макарию. Говорили о сложности ее композиции: вверху Бог Отец, потом ангел, сидящий на его коленях Христос, распятый херувим. Потом мы видим изображение Христа, Который представлен в виде воина в латах. В нижней части две композиции – сотворение мира и сошествие во ад, еще более сложное по своему сюжету.

Вопрос был вынесен на Собор, которые в те времена проводились регулярно. И Собор дал ответ, что эта икона выполнена в традициях южных славян, то есть она традиционно православная. Эти сложные аллегорические иконы потом еще долго будут вызывать вопросы. Я говорю это к тому, что московская знать в лице Ивана Висковатого была думающей.

Наиболее интересным явлением иконописи этого же времени станет икона «Благословенно воинство Небесного Царя». Во-первых, эта икона имеет странные размеры, она вытянута, чего никогда не делали в русской традиции. Почти 4 метра длиной, а высота – 1,5 метра. В 1552 году такая сложнейшая композиция помещалась в Успенском соборе Кремля в Иконописной палате. Здесь представлен непосредственно торжествующий Иерусалим, а также идея горящего города Содома. Но на иконе очень плохо сохранились надписи. Через написание иконы передается святость. Специалисты трактуют это очень по-разному. В одном случае – это чистая аллегория: показан город греха и город правды. В другом случае трактовали, что эта царственная Москва и побежденная Казань.

3.jpg
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»

Самое интересное – это динамика этой иконы. Мы видим ратное воинство, ангелов летящих и помогающих – это огромная батальная сцена. Подобных сцен мы не знаем в истории русской иконописи, кроме серии икон «Битва новгородцев с суздальцами». Она представлена в виде трех регистров. Но там она более патриархальна и статична. Это очень сложная по композиции икона. Кстати, в Успенском соборе она провисела недолго, а может, была не очень удобная по размерам, поэтому была перенесена в Мироваренную палату, которая находится рядом с собором, и там находилась во все времена. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.

Еще одним важным событием, связанным с церковной жизнью и иконописью, являются Макариевские Соборы 1551 года, 1554 года. На них канонизировали новых святых. Известен «Стоглав» 1551 года, когда от имени царя Собору задавались вопросы, на которые он должен был ответить. Нас интересует в данном случае 43 глава ответов на вопросы этого Собора, которая касается иконописи и вообще иконного дела. На этом Соборе отцы дали очень жесткие и понятные ответы, что такое иконопись. И там было отмечено: иконы полагается писать, как писал преподобный Андрей Рублев и спостник его Даниил Черный. Андрей Рублев был канонизирован только в конце XX века, а в деяниях Собора он уже считается  святым. Его труды в XVI веке являются образцами. Кроме того, в 43-й главе указывалось, что писать иконы подобает в святости и чистоте, в посте и молитве, как писали наши предки. В деянии Собора указывается, что это дело особой важности, что московские святители: чудотворец Петр, Дионисий, Макарий и другие – сами были иконописцами и подновляли древние иконы, писали новые. И этим же постановлением запрещалось писать иконы в пьянстве, в нечистоте. Если такие вопросы были вынесены на Собор, обсуждались и мы видим решение, значит, были проблемы, которые нужно было соборно решать. Мы видим интенсивную, яркую, насыщенную жизнь.

Андрей Рублев был канонизирован в XX веке, но в деяниях Собора он уже считается святым

Этому Собору мы обязаны еще одним веянием, которое входит в нашу церковную жизнь, – это так называемые лицевые подлинники. Это вопрос о том, как выглядит лицо того или иного святого, чтобы не было разночтений. Лицевые подлинники были двух видов. В одном случае они были описательного характера, в другом случае они были изобразительного характера. Допустим, какой-то святой выглядит так: борода средней длины, седой, лицо узкое. Это описательный характер. А подлинники изобразительного характера выглядели как черно-белые небольшие гравюры. Некоторые светские исследователи говорят, что это максимально ограничивало возможности и творческий порыв художников-иконописцев. Но это всего лишь основа, которая неизменна. «Троица» преподобного Андрея Рублева и Феофана Грека в художественном плане – это совершенно разные вещи, а в плане канона – абсолютно идентичные. Эти лицевые подлинники послужили большой помощью иконописцам в том, чтобы не додумывать какие-то моменты, а просто воплощать то, что было предписано Соборами.

В Кремле создается та самая Иконная палата, макариевская Оружейная палата и прочее. Именно там начинается колоссальная работа, масштаб которой просто потрясающий. Это работа над так называемым лицевым летописным сводом. Это история российского государства в хрониках и картинках. Этот свод создавался долгое время, до конца не был закончен. В нем описаны события с 1113 года по 1567 год, то есть история российской государственности. Интересно, что этот летописный свод был снабжен 16 тысячами картинок. Это те самые изображения, которые чаще всего сопутствовали рукописным книгам. Не менее 10 мастеров трудилось над ними. Создать такой объем истории российского государства, еще и с картинками! Это было уникальным явлением, и это опять же время Ивана Грозного.

4.jpg
Лицевой хронограф. Лицевой летописный свод, III том

И еще одно важное событие. В 1564 году в Москве, за стенами Кремля, при храме в честь Николая Гостунского выходит первая печатная русская книга – Апостол. Это был огромный технический прорыв. В XXI веке сохранилось 60 экземпляров этой книги. Представьте себе первый тираж! Насколько это продвинуло грамотность и дало возможность храмам иметь книги в полном объеме. Но оговорюсь, что это первая официальная печатная книга. Дело в том, что печатные книги появились еще до нее. Это так называемые книги без исходных данных. Это было, потому что достаточно сложно печатная книга входила в церковную жизнь. В Европе уже были печатные книги, а у наших предков возникал вопрос, как же священная книга может быть напечатана станком, ведь это же кощунство. Я думаю, что здесь трудились те, кто зарабатывал на этом. Переписчики были первыми, кто пострадал, поэтому первые печатные книги выходили без исходных данных. И эти книги мастера создавали так, чтобы было похоже, что они написаны вручную, то есть копировали рукописный вариант. Это, конечно, было мастерство высшего уровня. Отличить одно от другого было практически невозможно, никто себе и представить не мог, что можно так сделать.

Может, с этим и было связано, что, когда начали печатать Часовник в 1565–1566 году, произошел конфликт между диаконом Иваном Федоровым и церковной властью, и он был вынужден покинуть Москву. Потом он переехал в Литовское княжество, там издал другие книги, то есть дело не остановилось.

В Москве появилась первая Синодальная и первая Царская типографии. Но конфликт произошел, причем настолько серьезный, что типография была полностью закрыта, а антиминсы храма были перевезены в Кремль на второй этаж храма-колокольни Ивана Великого. Сейчас второй храм, который там находится, – это храм Николая Гостунского, где печатали первые книги на Руси.

5.jpg
Евангелие в окладе, 1572 г.

Возвращаемся в Кремль, в Оружейную палату, где работало огромное количество мастеров ювелирного дела. И здесь как раз создается по заказу Ивана IV Евангелие 1568 года. Потом будет Евангелие 1572 года. Это вклад Ивана Грозного в Успенский собор Кремля на помин души. По мастерству, технике и материалам, которые использованы, здесь есть все, что могло быть в арсенале ювелиров. Здесь и чеканка, и литье, и гравировка по золоту, и чернение золота. Здесь применяются русские самоцветы, когда природный камень просто шлифуется, применяются и ограненные камни. Все, что можно было придумать, есть в этом Евангелии. Это шедевр богатства и роскоши.

Посмотрим еще одну вещь. Это риза на икону Животворящей Троицы Андрея Рублева для Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде. Эта риза была заказана Иваном IV в прославление и похвалу преподобного Сергия. Огромная риза во всю доску, чистое золото. Здесь применены все техники, которые только возможны. Сегодня она хранится в ризнице Троице-Сергиева монастыря. Это совершенно уникальное явление! Все русские цари считали своим долгом привнести свой вклад.

6.jpg
Риза на икону Животворящей Троицы Андрея Рублева

Можно увидеть нимбы, над ними еще короны. Самое интересное, что в конце XIX века наместник монастыря доложил Священному Синоду, что центральная корона согнулась пополам – от тяжести драгоценных камней металл не выдержал. Изначальная риза – это как раз работа времен Ивана Грозного. В это же самое время началась работа над серебряной ракой преподобного Сергия, которую делали в течение 30 лет. Она была частично завершена, а полностью работы над ракой были закончены только при Анне Иоанновне, последние работы выполнялись уже при Николае II. И каждый из правителей считал своим долгом внести свой вклад.

Подытожим разговор об эпохе Ивана Грозного в церковном искусстве. Мы видим каменное, комплексное шатровое строительство и идею Небесного Иерусалима. Результатом деятельности в эту эпоху стало огромное количество прекрасных вещей, которые являются шедеврами искусства.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить