У православия нет потолка

Пока одна часть молодежи ходит по пятницам и выходным по клубам и барам, вторая – готовится к воскресному богослужению и Причащению Христовых Таин. Как сделать так, чтобы те, кто предпочитает земное Небесному, захотели изменить свой привычный образ жизни, прийти в храм? Как сделать так, чтобы не охладела вера у тех, кто находится в бушующем страстями возрасте. Священник Святослав Шевченко имеет большой опыт работы с подростками. Не из книг, а на личном опыте ошибок он сумел выстроить парадигму общения с новым поколением.

1.jpg
Иерей Святослав Шевченко. ampravda.ru

– Отец Святослав, какое место в современном мире занимает Церковь? Какую роль она играет в России, где наблюдается возрождение православия и национальных духовно-нравственных ценностей, и в Европе, где выкупленные католические костелы и протестантские кирхи обращают в мечети и ночные клубы?

– На мой субъективный взгляд, если говорить о Православной Церкви в планетарном масштабе, то не думаю, что есть заметное влияние. Сегодня по всему миру в трендах – дехристианизация. Если даже по сугубо православным Греции и Кипру свободно ходят гей-парады, то о каком влиянии может идти речь? Да что там говорить, если в семье Поместных Церквей нет мира и дружелюбия, а кипят страсти по первенству в диптихе.

Думаю, что наша главная задача сделать православие понятным для подрастающего поколения, поскольку они будут творить будущее. Пока жизнь показывает обратное: мы, церковники, не знаем, с какого боку к подросткам подойти, а соцопросы показывают увеличение количества атеистов среди молодежи.

У католиков совсем другие проблемы, но, на мой субъективный взгляд, они однажды придут и в Россию. Речь об исламизации. Данный тренд шагает по всей планете, а обострение ситуации на Ближнем Востоке может этот процесс ускорить. Короче говоря, в обозримом будущем у нас в России может появиться мощный и энергичный конкурент в борьбе за человеческие души. И, как мне кажется, мы, православные, должны готовиться к этому уже сейчас.

Как? Например, моя мечта, чтобы однажды в России появился церковный аналог Силиконовой долины, куда могли бы стекаться все самые талантливые верующие люди, которые создавали бы стартапы в социальной, миссионерской, информационной, образовательной, научной сферах. Эдакая церковная площадка для мозговых штурмов в среде креативных христиан.

– Какой процент людей, называющих себя православными, по оценкам специалистов, понимают основы своей веры?

– Социологические опросы светских агентств имеют очень размытые критерии. Максимум, на что они способны, – это узнать процентную корреляцию людей, позиционирующих себя православными по отношению к тем, кто регулярно посещает храмы. На моей памяти единственную попытку прощупать основы веры у православных христиан делала исследовательская служба «Среда» около семи лет назад. Тогда они включили догматический вопрос о взаимоотношениях внутри Святой Троицы. Догмат об исхождении Святого Духа от Бога Отца разделяли лишь 10% опрошенных, а 69% допустили вариант, что это может быть и от Бога Сына. Не думаю, что ситуация сильно изменилась. Хорошо знают свою веру только воцерковленные верующие, которые регулярно исповедуются и причащаются, – таковых по статистическим данным 3–4% от населения страны.

2.jpg

На мой взгляд, проблема не столько в образовательном ресурсе Церкви, сколько в отсутствии спроса на глубокое погружение в вероучение. В каждой епархии есть как минимум катехизаторские курсы, где изучаются Священное Писание, катехизис, литургика и прочие предметы. Но даже среди воцерковленных желающих изучать веру не так много. С другой стороны, сегодня неучтенным остается самообучение, которым православные пользователи занимаются посредством интернет-ресурсов. Хотя веду онлайн-курс по нравственному богословию на своем телеграм-канале «Православный футуролог», в котором из четырех тысяч подписчиков участвует только 20–30 человек.

– Насколько они способны грамотно объяснить это другим? Как это можно оценить?

– Научных исследований на эту тему я не встречал, но из личного пастырского опыта могу сказать совершенно определенно. По сравнению с концом 90-х и началом нулевых – богословски грамотных людей среди постоянных прихожан сегодня стало намного больше. Они эффективно трудятся на поприще приходских консультантов, катехизаторов и миссионеров. Так что, если батюшку куда-нибудь занесет в богословские дебри, – всегда есть кому поправить. Например, сейчас разбираем новозаветную книгу «Апостол» на встречах нашего православного семейного клуба, бывает где-то сделаю оговорку, так обязательно коллективно подкорректируют. Короче говоря, не дадут духовенству скатиться в какую-нибудь ересь, и этот факт очень радует.

Хорошо знают свою веру только воцерковленные верующие, которые регулярно исповедуются и причащаются

Окончательную оценку может дать только Бог, но лично я бы оценил знания верующих, с которыми соприкасаюсь, на твердую четверку по пятибалльной системе. Это значит, что многие из них могут вполне направить тех, кто делает лишь первые шаги на пути к Богу. Но это не значит, что наши православные верующие все знают и дальше нечего изучать. У православия есть одна особенность – у него нет потолка. Можно развиваться бесконечно. Узнавать детали, погружаться в этимологию слов, делать экскурсы в историю, изучать культурные особенности библейских эпох и так далее. Так что расти всегда есть куда.

3.jpg
Библиотека Сретенской духовной академии

– Существует ли сейчас проблема «формального воцерковления» людей? Как остро она стоит сейчас?

– К сожалению, эта проблема актуальна во все времена. Об этом говорил Христос в притче о сеятеле. Там описаны четыре категории верующих, три из которых – принимают веру лишь поверхностно. Суета, заботы, проблемы – как лакмусовая бумажка проявляют это. Кто-то приходит в храм и вовсе, чтобы решить свои земные неприятности. В этом случае при любом исходе человек надолго в вере не задержится. Формализм заводится, когда человек неправильно формулирует свои цели при ответе на вопрос: зачем мне все это? Поститься, молиться, ходить в храм, исповедоваться, причащаться.

– Как с этой проблемой можно сегодня работать?

– Вспоминаются строчки из произведения Чуковского: «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота». На мой взгляд, задача современных священников – помочь верующим присмотреться ко Христу, чтобы они смогли полюбить Его всем сердцем. Лампаду можно затеплить только от источника открытого огня, то есть от горящей свечи. То же самое с любовью. Но для этого батюшка должен сам хоть немного иметь в себе эту любовь, как сухие спички. Научить любить Бога невозможно. Но показать Его красоту, доброту, милость, отзывчивость – все это по силам. Воспламенить всем этим есть шанс. А если спички отсырели, то сколько не чиркай – все без толку. Материала сегодня более чем достаточно. Фильмы, ролики, презентации, лекции, рассказы и прочий сторителлинг. Самое главное, помочь человеку выставить христианские приоритеты, сформулировать адекватные цели, показать смысл жизни. Это как в любой сложной системе, самое важное – установить правильные настройки. И церковная педагогика в этом смысле – это ежедневный кропотливый труд.

У православия есть одна особенность – у него нет потолка. Можно развиваться бесконечно

Самое главное, помочь человеку выставить христианские приоритеты, сформулировать адекватные цели, показать смысл жизни. Это как в любой сложной системе, самое важное – установить правильные настройки. И церковная педагогика в этом смысле – это ежедневный кропотливый труд.

– Как объяснить представителям современной молодежи, что религия и Церковь не есть способ манипуляции?

– Молодежи на самом деле не нужны объяснения. К тому же они будут выглядеть как жалкие попытки оправдаться. Для подрастающего поколения всегда важны не столько слова, сколько поступки. Нам прежде всего нужны свидетельства в виде примеров из жизни. Сторителлинг в реале. Причем жития святых на церковнославянском языке для невоцерковленных ребят не подойдут. Подросткам нужны современные герои, в том числе из числа верующих интересных людей. Это могут быть церковные блогеры, организаторы православных лагерей, руководители подростковых клубов, представители интересных профессий и так далее. Когда они увидят людей, любящих свою Церковь, свой храм, приход, общину, горящих христианством, светящихся изнутри отзывчивостью и добротой, – у них все каверзные вопросы отпадут сами собой.

Задача современных священников – помочь верующим присмотреться ко Христу, чтобы они смогли полюбить Его всем сердцем

Если речь идет о конкретной аргументации православной позиции, то всегда говорю: ищите аналогии, метафоры, сравнения из настоящей эпохи. Мы должны научиться разговаривать на языке современных образов. Евангельские смыслы нужно открывать через настоящую реальность, в контексте которой мы живем. Со всем остальным Господь обязательно поможет.

– Как бороться со стереотипным восприятием православия, которое создает негативный и отталкивающий образ, в частности, у молодежи?

– Во-первых, бороться с теми явлениями, которые штампуют эти стереотипы. Не хотите, чтобы молодежь тыкала в вас «попами на джипах»? Значит, такое явление должно исчезнуть из нашей жизни. Покажите молодым людям других батюшек, которые передвигаются на таких же машинах, на каких ездят они сами или их родные и близкие. Нет, я не призываю к ролевым играм. Нам нужно быть проще, тогда люди к нам потянутся.

4.jpg
Граффити авторства Александра Цыпкова и Антона Беликова

Во-вторых, развивать проекты, которые смогут заинтересовать подростков, где они могут реализоваться. Выделять на них стабильное финансирование, тратить на них время, внимание, силы. Нужно вкладываться в молодежь, инвестировать в будущее Церкви. Когда мы начнем по-настоящему интересоваться подрастающим поколением, тогда оно начнет интересоваться церковной реальностью.

– Можно ли совместить светские представления о мире и жизни с православным вероисповеданием? Стоит ли пытаться это делать? Что можно и должно брать из светской культуры, а что нет?

– Как говаривал Ницше: все, что нас не убивает, делает нас сильнее, поэтому мы можем брать на вооружение лучшие образчики светской культуры и науки и использовать в церковной ограде. Церковь в своей истории нередко производила рецепцию терминов и традиций. Например, в нашем богословии полно терминов из языческой философии. Единственный критерий, которым мы должны руководствоваться, вывел апостол Павел: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3: 19). Речь про построение рая на земле. Мотивация должна быть всегда устремлена к Небу. Если мы что-то делаем, то должны спросить себя: для чего? Взять хотя бы культуру балов. Известно, что в разных епархиях проходят православные балы. Если целью является миссия среди молодежи, которая познакомиться друг с другом и сможет создать семью, то они могут стать самыми благодарными и верными прихожанами храма, настоятель которого организовал это дело.

5.jpg

– Как соотносить светские представления о мире с Писанием?

– Для того, чтобы это делать, необходимо изучать его, а не только прикладываться к нему за богослужениями. В Библии есть ответы практически на все вопросы, а ситуации – на все случаи жизни. Важный святоотеческий совет: все происходящее с нами поверять вопросом: а как к этому отнесся бы Христос? Затрудняешься с ответом – попроси Его прояснить случай через молитву. Поверьте, Бог не оставит без ответа на молитвы. Но большая ошибка относиться к Библии как к учебнику по всем научным дисциплинам. Это кладезь информации по взаимоотношениям между Богом и человеком, и в этом ее сила.

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить