В молитве о ближнем главное – любовь

Для православных людей момент кончины, несмотря на горечь утраты, это день второго рождения человека для неба. По традиции верующие особо отмечают дни памяти близких, приходя в церковь помолиться о них. Мы просим, чтобы Бог простил усопшим грехи, даровал им Царствие Небесное, пребывание в нем со Христом и святыми. Одна из форм такой молитвы – панихида. О том, что это такое, рассказывает преподаватель Сретенской семинарии, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.

Фото 2. Превью.jpeg

– Отец Игорь, объясните, для чего служат панихиду, в чем ее духовный смысл?

– Панихида – это заупокойное богослужение, на котором мы поминаем наших усопших, отошедших в мир иной людей. Панихида совершается вне литургического богослужения. Она может быть совершена и не в храме, может совершаться на кладбище, дома – абсолютно в любом месте, где человек желает и имеет возможность общественно помолиться о ком-то одном или о многих людях. Это забота Церкви о наших почивших сродниках, которых мы любим, которым мы желаем изменения, счастья в будущей жизни – быть со Христом. То есть мы своей молитвой свидетельствуем, что не просто помним их имена, поскольку на панихиде перечисляются имена усопших, но и ходатайствуем, просим о них Господа, дабы Он простил их прегрешения и поселил в раю. 

Наше прошение должно быть подтверждено каким-либо делом. Наша любовь всегда должна быть подтверждена делом. Когда пророк Божий Моисей сошел с горы Синай, принеся заповеди израильскому народу, и увидел, что израильский народ впал в духовный блуд, стал поклоняться золотому тельцу, Господь прогневался и сказал: «Вычеркну его (израильский народ) из Книги жизни». На что Моисей сказал: «Тогда и меня вычеркни из Книги жизни» (см.: Исх. 32: 31–33). Но этого не мог сделать Господь, потому что Моисей был праведником. 

Фото 2. Превью.jpeg

Вот и мы как бы говорим: «Господи, мы готовы взять на себя точно такую же ответственность, участь, готовы разделить участь нашего близкого человека, лишь бы только Ты его принял и помиловал». То есть это не простое перечисление имен, не простое словесное колебание воздуха по поводу наших усопших. Это еще и готовность совершить какой-либо поступок в память нашего близкого человека. 

Панихида – это не простое перечисление имен, это готовность совершить какой-либо поступок в память нашего близкого человека

– Какова история возникновения панихиды? Уже в ветхозаветной Церкви было принято помнить ушедших в мир иной. Христианство привнесло в эту традицию что-то новое?

– Поминовение усопших является древним обычаем. С первых времен христианства Церковь стала молиться об усопших, вспоминать их на основании того, что у Бога нет ни мертвых, ни живых. Все мы едины пред Богом. Мы помним, что даже Литургии совершались на гробах усопших мучеников. Значит, церковная память всегда оставляла в сознании церковного общества, что люди не просто уходят в небытие, они остаются в наших сердцах и, самое главное, в сердце церковном. Так что уже с первых моментов жизни Церкви, церковного общества мы имеем свидетельство о возникновении панихиды в виде поминовения усопших. 

– А как сложилась ее современная форма? Известно, что само название происходит от греческого слова «паннихис» и переводится как «всенощная». Видимо, потому, что во времена гонений на веру в первые века христианства молиться над покойными можно было только ночью…

– Как богослужение, панихида, как и многие службы, похожа на утреню – одно из богослужений Православной Церкви. Панихида совершается в той же самой последовательности, что и утреня. Сначала это псалом или 17-я кафизма, мирная ектения, потом следует 50-й псалом, «Благословен еси, Господи!», поются стихиры, канон. И завершается все просительной ектеньей, где мы испрашиваем у Господа милости к нашим близким. 

Фото 2. Превью.jpeg

– Как поминовение в храме согласуется с учением Церкви о загробном состоянии души? Почему принято заказывать панихиды на третий, девятый, сороковой день после смерти человека? 

– Не обязательно именно в эти – можно в любой другой день. Мы с вами веруем и исповедуем, что у каждого из нас будет как бы два суда по результатам нашей жизни. Это личный, предварительный суд, когда мы с вами отойдем ко Господу, но в полной мере мы не получим ни воздаяния, ни радости, ни осуждения. И второй – по всеобщем воскресении, когда будет проведена наша черта, которая определит, где мы окажемся – с Богом или без Бога. Православная Церковь исповедует, что именно участь после первого суда могут изменить близкие люди, которые остались здесь, на земле, которые о тебе молятся, которые совершают в память о тебе добрые дела. Панихида – это часть нашей заботы о наших близких. 

– В какие дни нужно заказывать панихиду? 

– Есть определенные дни, когда возможно совершать поминовение усопших, и те, в которые Церковь не совершает его. Мы с вами видим в храме, что лития, как часть панихиды и как поминовение усопших, совершается абсолютно каждый день. Здесь нет никаких ограничений. После каждой Литургии положено совершать поминовение усопших. Только в первую неделю Великого поста поминовение не совершается, не совершается также отдельное поминовение в Страстную и Светлую седмицы. Во все остальные дни его возможно совершать. 

– Но можно сказать, что хорошо послужить панихиду именно на третий, девятый и сороковой день после упокоения близкого человека, в годовщину его смерти, в день, когда празднуется святой, в честь которого он был крещен, еще в какие-то памятные дни? 

– Нет, нельзя так говорить – что-то хорошо или плохо. Наверное, каждый день надо молиться по возможности и совершать поминовение, и на панихиде в том числе. Но, действительно, выделяются эти особые дни. Их особость мы подчеркиваем именно таким сугубым поминовением наших усопших на панихиде.

– Отец Игорь, расскажите, для чего установлены родительские субботы.

– Родительские субботы появились потому, что в предшествующие и последующие дни не положено совершать общецерковного поминовения. Но без этого Церковь нас не оставляет – без поминовения усопших, без помощи им. Поэтому в особые дни, особенно Великим постом, Церковь и обязывает нас собираться на общую молитву. В течение всей седмицы Великим постом кроме литии – небольшого поминовения – вообще нет поминовений. А в родительскую субботу принято полное поминовение, потому что в воскресный день Великого поста, опять же во время Литургии, нет гласного поминовения усопших. 

– В чем различие между понятиями «панихида» и «лития»? Только ли в продолжительности службы?

– По большому счету, здесь различий нет. Панихида – это более полное поминовение. Лития – сокращенное.

Фото 2. Превью.jpeg

– И то и другое является заупокойным богослужением?

– Заупокойное богослужение в Церкви как раз и есть либо панихида, либо лития. На всенощном бдении под родительские субботы, вечером в пятницу, служится парастас (от греческого слова «пред-стояние», стояние с целью прошения о ком-то или чем-то), или «великая панихида» по всем усопшим православным христианам.

– Нужно ли стремиться поминать усопших как можно чаще?

– Да, и мы даже обязаны, чтобы наши помянники «не были в пыли». Мы должны призвать читателей именно как можно чаще поминать своих близких. К поминовению не только усопших, но и к молитве о здравии Церковь нас призывает ежедневно на утренних молитвах. А преподобный Серафим Саровский, давая краткое правило вместо утренних и вечерних молитв (как мы знаем, это «Богородице, Дево, радуйся» три раза, «Отче наш» три раза и «Символ веры» один раз), к этому добавлял, что обязательно надо совершать поминовение о здравии и об упокоении. Слыша это из уст святого человека, мы должны понимать и осознавать важность памяти о наших усопших. 

– Почему важно именно заказывать панихиду в храме, а не просто молиться дома в одиночестве?

– И это надо делать, и того не оставлять. Надо и дома молиться, самостоятельно или заупокойными молитвами, и словами псалмопевца Давида на Псалтири поминать. Но храм – это особое место молитвы. Это общественное место молитвы. Когда не только мы сами взываем ко Господу с просьбой о наших близких, но и вся Церковь молится о них. Мы должны понимать, что это более сильный способ поминовения – когда больше людей стучится ко Господу с просьбой о помиловании наших близких. 

Храм – это общественное место молитвы, когда не только мы сами взываем ко Господу с просьбой о наших близких, но и вся Церковь молится о них

– Есть ли особый смысл в том, что в храме панихида, как правило, служится у «кануна»?

– Нет. Это просто большой подсвечник. Здесь нет никакого сакрального смысла. 

– А можно ли заказывать панихиду об упокоении человека, если он не был верующим, не ходил в храм и не думал об этом вообще, но был крещен? Многие задают такой вопрос.

– Я считаю, что необходимо заказывать именно о таких людях панихиду, да и вообще молиться за таких людей. Принадлежность к Православной Церкви определяется Таинством Крещения. Если человек был крещен, он в той или иной степени все равно принадлежит Церкви, является ее членом, пусть даже падшим или отпадшим. Все равно он остается членом Церкви. И мы имеем возможность о таком человеке молиться и должны это делать. Церковь призвана в этом мире свидетельствовать о Христе и ходатайствовать перед Христом. То есть ходатайствовать о тех людях, которые здесь к ней принадлежат. Поэтому мы просто обязаны молиться за всех.

Фото 2. Превью.jpeg

– Есть традиция приносить в храм еду «на помин». Обязательно ли это? 

– Это благочестивая традиция, а все благочестивые традиции хороши, но необязательны. Но это действительно хорошая традиция, потому что еда или свечи – это образ нашей жертвы по отношению к кому бы то ни было и чему бы то ни было. А мы знаем, что жертва – одна из составных частей любви. Любовь состоит из радости, благодарности, жертвенности. Такая жертвенность – одна из составных частей любви, видимый маленький образ того, что мы можем сделать для нашего близкого человека. В малом мы свидетельствуем, что мы можем это сделать для ближнего; а если мы научимся в малом, то, дай Бог, мы научимся и в чем-то большем свидетельствовать о своей помощи нашим почившим людям. 

В молитве очень важно, чтобы ты желал помочь другому человеку, чтобы ты хотел ему добра и блага, такая молитва будет самая настоящая

–  Отец Игорь, в завершение скажите, пожалуйста, что самое важное в молитве об усопшем? Важна ли форма молитвы, ее продолжительность? 

–  В молитве о ближнем, естественно, важна любовь. Надо любить ближнего. А любовь, как мы уже говорили, это не «ахи-вздохи под луной». Это радость, благодарность и жертвенность. Если человек готов пожертвовать своим временем, пятью минутами в молитве – уже хорошо. А если он может пожертвовать в молитве более продолжительной – замечательно. Хорошо, если он может пожертвовать ради ближнего своим поступком, делом. Мы можем молиться также нашими делами и поступками – это тоже прекрасно. В молитве очень важно, чтобы ты желал помочь другому человеку, чтобы ты хотел ему добра и блага. И тогда молитва будет самая настоящая.

Беседовала Наталья Крушевская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить