«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова

1 апреля исполняется 150 лет со дня рождения великого прославленного русского композитора, выдающегося пианиста и блестящего дирижера – Сергея Васильевича Рахманинова.

1 - 2023-04-01T000618.653.jpg
Сергей Рахманинов у пианино.
Начало 1900-х годов

Он оставил огромное культурное наследие, создал великолепные произведения, которые никого не оставляют равнодушным. Становление Рахманинова и расцвет его творчества пришлись на сложные годы для России. В 1890–1920-е годы в стране происходили тревожные события и процессы, которые сильно отразились на всем творческом пути композитора. После революции 1917 года Рахманинов был вынужден навсегда покинуть Россию. Но самую горячую любовь к Родине, к русскому народу и его культуре он сохранил на всю жизнь и воплотил в своем великом творчестве.

Среди замечательных музыкальных сочинений Рахманинова есть одно, уникальное не только для самого композитора, но и для всего мирового музыкального наследия, – «Всенощное бдение», op. 37.

Этот крупный хоровой цикл состоит из 15 песнопений, разделенных на две части: Вечерню и Утреню.

«Всенощное бдение» создавалось в непростое время. В 1914 году мир потрясла Великая война, равной которой еще не было в истории. Тяжелые переживания за будущее и так явно витающее в воздухе предчувствие революции очень изменили Рахманинова. Будучи тогда уже известным в мире композитором и пианистом, он прекратил гастроли и очень редко писал музыку. Тревога за судьбу любимой Родины обратила его к истокам русской музыки, к сердцу народной культуры – к церковному пению. Рахманинов открыл для себя целый мир старинных церковных распевов и знаменного пения. Для глубинного изучения он обратился к самым видным исследователям истории русского церковного пения – композитору и дирижеру Александру Дмитриевичу Кастальскому и директору Синодального училища Степану Васильевичу Смоленскому. Посвятив всего себя творчеству, к началу 1915 года Рахманинов закончил «Всенощное бдение», которое стало не только величайшим его сочинением для хора, но и самым значимым и известным произведением в истории русской духовной музыки.

Рахманинов открыл для себя целый мир старинных церковных распевов и знаменного пения

Рахманинов написал достаточно большой хоровой цикл очень быстро, всего за две недели. Но еще до окончания работы над сочинением Смоленский скончался, и Рахманинов посвятил «Всенощное бдение» его светлой памяти.

Несомненно, большую роль в создании «Всенощного бдения» сыграли те трагические и судьбоносные обстоятельства, в которых оно создавалось. Рахманинов, горячо любивший свою страну и ее страдающий от войны народ, стремился не просто музыкально истолковать канонические богослужебные тексты, но превратить их в развернутое величественное повествование на основе церковных распевов и народного эпоса. Никогда еще музыкальное воплощение молитвы не создавалось в такой эпической и сложной форме.

В связи со столь грандиозной задумкой автора, «Всенощное бдение» намеренно создавалось не для исполнения за богослужением, а для исполнения в концертном зале. При этом Рахманинов настаивал, чтобы премьера состоялась в стенах Синодального училища и непременно в исполнении лучшего профессионального церковного хора того времени – Синодального хора (хора Успенского кафедрального собора Московского Кремля) под управлением регента Николая Михайловича Данилина.

2 - 2023-04-01T000621.220.jpg
Николай Михайлович Данилин

Сам Рахманинов неоднократно присутствовал на репетициях хора и обсуждал с Данилиным детали сочинения. Известны воспоминания композитора:

«Во "Всенощной" я больше всего любил один кусок – из пятого гимна "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром". В конце там есть место, которое поют басы, – гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо (уникальный и крайне сложный для исполнения спуск – Прим. ред.). Когда я сыграл это место, Данилин сказал: "Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество"».

Можно с уверенностью сказать, что Рахманинов обратился к самому нужному человеку, потому что если у кого в России и были такие уникальные басы, так это у Данилина в Синодальном хоре, певчие которого обладали не только высоким мастерством, но и незаурядными голосами.

К слову, Рахманиновский зал Московской консерватории, бывший зал Синодального училища, носит имя композитора именно по причине его тесной дружбы с Синодальным хором.

3 - 2023-04-01T000623.893.jpg
Московский Синодальный хор. Неполный состав. 1899 г.

«Всенощное бдение» совершенно заслуженно признано вершиной русской духовной и классической музыки. Рахманинову удалось создать произведение, которое полностью соткано из главных русских символов. Здесь и строгие древние распевы, и душевная народная песенность, и звонкие колокольные перезвоны – все это сплетено воедино и гармонично дополняет друг друга.

В отдельных номерах мы можем услышать гармонизацию оригинальных мелодий знаменного, киевского и греческого распевов, в других же Рахманинов использует собственно сочиненные мелодии, но намеренно стилизует их под церковный обиход. Таким образом достигается стилистическое единство всей композиции.

Изображение колокольного звона посредством музыкальных звуков красной нитью проходит через все творчество Рахманинова. И, разумеется, мы можем неоднократно слышать этот русский символ во «Всенощной», где звон колоколов передается через звучание хора. Например, в номере «Слава в вышних Богу. Шестопсалмие» на словах «Слава! Слава! Слава!» хоровые партии «звонят» все громче и торжественнее, пока наконец не оставляют величественный отзвук, так напоминающий резонанс от колоколов.

Изображение колокольного звона посредством музыкальных звуков красной нитью проходит через все творчество Рахманинова

Большинство основных мелодий во «Всенощном бдении» являются подлинными образцами старинных церковных распевов или стилизованы под таковые самим Рахманиновым. Но вместе с сосредоточенным и проникновенным тоном древнего пения в песнопениях слышатся теплота, мягкость, необыкновенный лиризм, которые характерны для народного многоголосия. Таковым, молитвенным и чутким, является самое известное и часто исполняемое песнопение из всей «Всенощной» – молитва ко Пресвятой Богородице: «Богородице, Дево, радуйся».

4 (85).jpg

Церковные мелодии в понимании автора настолько же принадлежат народу, как и русские народные песни, и потому в самих мелодиях он допускал некоторую вариативность. Но это идет не от «вольности» в отношении церковных мелодий, а от глубокого понимания автором духовной музыки как неотъемлемой части многовековой русской культуры, которая живет и развивается вместе с народом.

Песенные мотивы мы слышим на протяжении всей «Всенощной», что является огромной заслугой композитора. В течение нескольких столетий музыкальные пути русской народной песни и древних церковных распевов никак не пересекались. Знаменное одноголосное пение оставалось единственным видом церковного пения вплоть до XVI века и всячески избегало какого-либо влияния народной «приземленной» музыки. Впоследствии народные мотивы все больше проникают в церковную музыку. Несомненно, многие русские композиторы XIX – начала XX века возрождали интерес к древнему православному пению через его гармонизацию и адаптацию к современным музыкальным традициям. Но никогда еще древние церковные распевы и лиризм народного пения не сосуществовали так гармонично и «на равных», как во «Всенощной». Рахманинову удалось примирить духовную и народную музыку, которые так долго развивались порознь.

Рахманинову удалось примирить духовную и народную музыку, которые так долго развивались порознь

Прекрасно услышать это можно в одиннадцатом номере. Песнопение «Величит душа моя Господа» состоит из хвалительных припевов с прибавление после каждого припева стихов «Честнейшую Херувим» – текст Космы Маюмского. В этом песнопении Рахманинов использует имитацию антифонного пения. Начальные стихи звучат торжественно и грозно, в стиле старинного зачина, а припевы написаны в легкой, песенной манере, как будто народ прославляет Богородицу. Причем каждый раз припев варьируется по-новому, как это свойственно народной песне.

Центральным смысловым центром всего сочинения является девятая песнь «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Текст воскресных непорочнов обращает нас к событиям Великой Субботы и Воскресения Христова. В музыке Рахманинова строгость и сдержанность погребения переданы через знаменный распев, а торжество Пасхи Христовой через величественность гармонизации. Тропари о чуде Воскресения чередуются с повторяющимся хоровым стихом, рефреном.

Говоря о «Всенощном бдении», нельзя не сказать о самом любимом песнопении самого автора, а именно о «Ныне отпущаеши». Основную мелодию киевского распева исполняет солист-тенор, что сразу напоминает слушателю, что это личное обращение старца Симеона ко Христу, которого Он держит на руках, знаменуя главную Встречу в своей жизни. Встреча старости и детства, смерти и Жизни, скорбный плач и нежная колыбельная – все это мы слышим в совершенно трогательной молитве, где нежная песенность соединяется с многовековой древней мелодией.

Для Рахманинова «Ныне отпущаеши» было необыкновенно значимым песнопением, и потому он просил исполнить эту молитву на его отпевании, что, к сожалению, не было сделано. Но относительно недавно эта просьба было исполнена. «Ныне отпущаеши» прозвучало у его могилы в исполнении Синодального хора во время панихиды, приуроченной к 75-летию со дня смерти композитора.

5 (46).jpg

«Всенощное бдение» Рахманинова, несомненно, стало величайшим и самым значимым сочинением в жанре русской духовной музыки. С момента создания его заслуженно называют шедевром и встречают с неизменным восторгом. Думал ли Рахманинов, сочиняя «Всенощное бдение» в столь тревожное и темное время для нашей страны, что он пишет свой шедевр? Мог ли он предположить, что столь выдающееся его сочинение всего через два года после создания будет запрещено к исполнению на его горячо любимой Родине? Несомненно, судьба «Всенощного бдения» долгие десятилетия была очень сложной. Послереволюционное время было крайне губительным для церковной культуры. Чем меньше связи было у народа с Церковью, тем больше ускользал подлинный смысл и величие духовной музыки. Лишь в 1960-е годы Государственный русский хор под управлением Александра Васильевича Свешникова осуществил запись этого грандиозного сочинения.

Сейчас «Всенощное бдение» переживает свое возрождение, его вновь свободно исполняют лучшие хоровые коллективы и с благоговейной радостью принимают слушатели. И мы вновь имеем возможность прикоснуться к великой, прекрасной и молитвенной музыке Рахманинова.

Ангелина Пигарь 31 марта 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить