Жертвенность священства

Архимандрит Джереми был протосинкеллом Антиохийской православной архиепископии Северной Америки и помощником ее предстоятеля, митрополита Иосифа (аз-Зехлауи). Отец Джереми является выпускником Свято-Владимирской семинарии в штате Нью-Йорк, он завершил в ней обучение в 2004 году.

1 - 2023-04-12T214819.917.jpg
Архимандрит Джереми (Дэвис)

В основе священнического служения лежит жертвенность. Этот факт большинство из нас воспринимают как должное, но что за ним стоит? Когда слышим слово «жертвенность», нам представляются финансовые лишения и выпадающие на семью трудности? Или возникает образ священника, который расчищает перед храмом снег и моет полы, потому что больше некому? Или вдруг охватывает страх, что, возможно, придется столкнуться с недовольством тех людей, которым служишь, что они оттолкнут?

Сегодня в нашей стране [в США] к понятию жертвенности, мягко говоря, неоднозначное отношение. Мы с уважением относимся к сотрудникам экстренных служб, военным, священникам и всем тем, кто мужественно жертвует собой ради других. Нам нравится (по крайней мере, совершив какой-либо достойный поступок) считать себя такими же героями. Однако мы часто боимся, что серьезные жертвы могут стать тяжелым бременем, поэтому стараемся их избегать. Ни один родитель не воспитывает ребенка с тем, чтобы потом он жертвовал собой. Напротив, большинство людей направляют своих детей по более простому пути, чтобы им не пришлось идти на какие-либо жертвы.

Из-за такого двоякого отношения к жертвенности в обществе молодые люди могут отказаться от священнического призвания. Я периодически слышу о том, что многие верующие родители отговаривают сыновней от поступления в семинарию и рукоположения, боясь, что им придется страдать. В то же время в нашей архиепископии число священников, выросших в православные семьях, несоизмеримо меньше тех пастырей, которые обратились в православие из других конфессий или иммигрировали в США. Почему подавляющее большинство молодых людей, как представляется, избегают священства? Было бы трудно назвать одну конкретную причину, но кажется, что некоторые не решаются пойти по стезе служения Церкви из страха, что оно сопряжено с трудностями.

2 - 2023-04-12T214822.721.jpg

Однако такое превалирующее в обществе отношение имеет более серьезные последствия. Жертвенность – это основа не только пастырского служения, но и всей христианской жизни. В Новом Завете говорится, что все христиане должны каждый день жертвовать собой, отвергать себя, посещая богослужения, молясь, проявляя послушание Богу, подавая милостыню и пр. (ср.: Рим. 12: 1; Евр. 13: 15–16). Боюсь, многие из нас просто игнорируют указанные части Библии, потому что нам слишком трудно принять саму идею жертвенности.

Жертвенность – это основа не только пастырского служения, но и всей христианской жизни

Пренебрегая этими сторонами веры, мы сами себя обделяем. Подобное равнодушие с нашей стороны печально и неоправданно, поскольку современное понимание жертвенности, в основе которого эгоизм и страх, очень далеко от тех жертв и приношений, которых от нас ожидает Бог.

В Библии пойти на жертвы – это почти всегда повод не испугаться и отстраниться, а возрадоваться и поблагодарить Бога. Как сказал царь и пророк Давид: «Я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом» ; а также: «Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!» (Пс. 26: 6; Пс. 106: 22). Жертвы часто сопровождались торжествами и празднованиями, об этом говорится во Второзаконии: «Приноси [в Земле Обетованной] жертвы мирные, и ешь там, и веселись пред Господом, Богом твоим» (Втор. 27: 7; ср. также: Быт. 31: 54; 3 Цар. 8: 61–65). Даже когда люди приносили жертвы, скорбя о совершенном грехе, они всегда надеялись на то, что Бог простит их.

Мы забыли, насколько радостно жертвовать, потому что зациклились на том, чего нам это будет стоить. В библейские времена, когда люди в основном приносили Богу продукты питания, животных, купить корову или овцу было очень дорого – тогда многие могли позволить себе мясо только по особым случаям. Немало усилий и средств также требовалось на то, чтобы посетить Иерусалимский храм, жертву можно было принести только там. Несмотря на это, верующие в те годы приносили свои жертвы с радостью, воспринимали их как проявление любви и верности к Богу, а также надеялись на то, что так приблизятся к Нему.

3 - 2023-04-12T214825.751.jpg

Однако сегодня мы уклоняемся от духовных жертв, более возвышенных даров, которых желает Бог: нашего времени, труда, средств, любви и самоотверженного послушания. Они дороже, чем ветхозаветные жертвы, и требуют принесения в дар Богу всей нашей жизни. Концентрируясь на том, какую цену нужно заплатить за них, мы их сторонимся, считая бременем. Но такое отношение очень недальновидно. За принесенные жертвы мы обретем блага, бесконечно превосходящие затраты, – в ветхозаветные времена люди были лишены этого. Решившись на духовную жертву, мы ощущаем врачующее присутствие Бога, вступаем с Ним в союз, становимся Его друзьями, и эта дружба наполняет нашу жизнь радостью, миром, смыслом и счастьем. И эти блага не имеют конца и продолжаются после смерти в вечности. Как в одном из посланий отмечает апостол Павел: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4: 17).

Теперь вернемся к теме священства. С древнейших времен до сего дня жертвенность была неотъемлемой частью пастырского служения. В Ветхом Завете основная задача священников состояла в том, чтобы приносить жертвы Богу в храме. Они принимали от людей мясо, крупы, масло, вино, а затем приносили это Богу на жертвеннике, огонь превращал всё в дым, который возносился в небо. Через такие приношения верующие проявляли свое радушие по отношению к Богу по аналогии с тем, как семья накрывает дорогому гостю богатый стол.

В Церкви мы, все вместе, – царственное священство, а наши жизни – храм, в котором приносятся более значимые жертвы (см. 1 Пет. 2: 5, 9).  Как народ священный, мы призваны приносить Богу радушие и дружелюбие, проявлять к Нему такое же уважение, какое проявляем к людям. Принося Ему в дар наше исполненное любви послушание, мы показываем, что Его желания для нас важнее наших собственных.

В Церкви мы, все вместе, – царственное священство

Так же мы поступаем с близкими друзьями и родными. Принося Ему имеющиеся у нас средства и заботясь о малоимущих, мы благодетельствуем возлюбленным чадам Божиим. Мы бы аналогично поступили с детьми наших друзей – такая помощь стала бы продолжением любви к ним. Уделяя Ему время в богослужении и ежедневной молитве, мы показываем, что хотим, чтобы Он был в нашей жизни. Ведь мы выкраиваем время для друзей и семьи, чтобы не отдалиться от них.

Любовь, которую мы ощущаем в сердце при общении с людьми, выше затраченного нами времени, финансов и усилий. Аналогично можно сказать о нашей жертве Богу. Господь желает, чтобы приношение было для нас не несением повинности, мытарством или формой самоистязания, а выражением большой и глубокой любви, чтобы оно позволило нам вознестись над мирской суетой и вступить в общение с Богом. Как лаконично и прекрасно сказал апостол Павел: «Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

4 (92).jpg

Призванные к священству пастыри приносят Богу в дар свое служение. Мы должны наставлять людей по пути спасения не только словами, но также собственным примером, проявляя больше рвения и мужества в деле служения Церкви Божией. Священство требует огромных жертв и усилий, но если мы готовы к ним, то благодать Святого Духа наполнит сердце Божественной любовью и наш крест будет казаться не таким тяжелым. Господь обещал, что будет нести наше иго вместе с нами, облегчив его: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30).

Братья и сестры, будем нести тяготы христианской жизни с радостью. Устремимся к Богу, являя Ему нашу великую любовь и преданность. Если вдруг наш сын в сердце своем услышит голос, призывающий к служению Церкви, то станем решительно подталкивать его к исполнению воли Божией, чтобы он посвятил жизнь Тому, Кто воздает за все наши жертвы несравнимо большими благами.

Перевела с английского Мария Степанова

The WORD Magazine

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить