Пастырские встречи. Правила молитвы

Неслучайно молитвенное делание называют самым тяжелым трудом. Всецелое обращение ко Господу, разговор с Создателем – то, чему можно учиться не годами  – десятилетиями. Своим опытом молитвы делятся насельники Сретенской обители на Пастырских встречах в. Эту встречу  кафе «Несвятые святые» провел для прихожан иеромонах Лавр (Архипов). 

– Святые говорили: «Молитесь за нас, и мы будем молиться за вас». Как это делать?

– В записках святых не надо упоминать. Святые никогда себя таковыми не считали и просили, чтобы о них молились. Но когда Церковь канонизирует человека, нам уже нужно не за них молиться, а им. Почему? Святые имеют особое дерзновение молиться за других перед Престолом Божиим. Какая самая главная цель молитвы? Пребывание с Богом в вечности. Но святые и так пребывают с Богом в вечности. Поэтому им и молимся за себя и своих сродников. 

– Нужна ли молитва, если Господь не слышит? Муж умер.

– На мой взгляд, Господь слышит любую молитву даже самого последнего грешника, хотя в святоотеческой письменности встречаются слова о том, что Бог не слышит грешных людей. Он лишь не исполняет определенных молитв, прошений. Мы прекрасно понимаем, что Господь есть Абсолютная Любовь. Если Он попускает, чтобы человек ушел из жизни, верьте в то, что Господь избирает для него лучший вариант развития. И не ставьте блага земные выше благ небесных. Возможно, человеку за гробом будет намного лучше, нежели ему было здесь, на земле. 

К сожалению, больше мы сожалеем о своей утрате, а не о том человеке, который уже перешел грань смерти. Когда мы теряем близких, мы не думаем об их загробной участи, мы начинаем утопать в слезах скорби и уныния о потере и жалеем себя. В этом состоянии у человека затуманивается разум, и всё-таки здесь нужно твердо для себя решить, кого вы больше жалеете: себя либо того, кто уже ушел из этой жизни. И если всё-таки вы жалеете умерших, молитесь за них. Мы, верующие христиане, понимаем, что расставание с близкими имеет временное значение. Рано или поздно мы тоже перейдем эту грань, и дай Бог, чтобы по благодати Его и нашей усердной молитве, усердной христианской жизни Господь воссоединил нас во Царствии Небесном, и мы больше никогда с ними не расставались…

Молиться нужно и за живых, и за мертвых. Но когда молитесь, оставляйте последнее слово за Богом. Он не является исполнителем наших желаний. Господь есть милостивый Небесный Отец, Который раньше нашего прошения знает, что нам необходимо в нашей жизни.  И потому в конце молитвы всегда говорите: «Господи, я знаю, что Ты желаешь для меня лучшего. Вот то, что Ты попустишь, свершится». Свершится исцеление человека – слава Богу, свершится иной результат нашей молитвы – значит, Он выбрал лучший вариант. В этом заключается доверие к Богу. 

Господь раньше нашего прошения знает, что нам необходимо в нашей жизни

– Как правильно молиться? 

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) много писал о правилах молитвы. Молитва должна начинаться с того момента, когда мы умиряем в себе всякую эмоциональную бурю. Мы обо всем забываем на несколько минут, которые хотим уделить в молитве Богу. Перед нами должен стоять только Господь. Мы должны во время молитвы думать только о Нем. Мы должны всецело свой разум направить к созерцанию горнего мира. Но нельзя присовокуплять насильно свои чувства, выдавливая из себя слезы либо какие-то благодатные состояния. Это называется прелестью или, по слову святителя Игнатия, разжжением крови. Он запрещает таким инструментом пользоваться, иначе человек может повредиться и сознанием, и психическим своим здоровьем. Бог есть источник всякого дара и благодати, и в свое время Он посылает Своим верным детям эти состояния. 

– А если всё-таки внимание уходит?

– Усилием воли возвращаем. Молитва – это подвиг, труд. Как только замечаете, что уходит разум из молитвы, возвращайте внимание. Господь за такую усердную молитву вам подаст подлинный дар молитвы. Вы перестанете отвлекаться, и ваше состояние можно будет сравнить с ребенком, который играет в какой-нибудь конструктор и увлечен так, что когда его родители зовут к столу обедать, тогда он не слышит. Молитва должны быть такая. Во время подлинной, настоящей молитвы, которую дает Господь испытать, вы теряете ощущение времени и пространства. Когда вы находитесь в этом состоянии, вам может казаться, что прошло пять-шесть минут, а прошло уже полтора часа. 

– Что значит непрестанная молитва?

– Непрестанная молитва – это память о Боге. Это значит, что мы всегда с Богом советуемся. Не с батюшками мы советуемся: продать вам квартиру или не продать – а советуемся с Богом всю свою жизнь. Памятование о Боге постоянно. Например, если вы печете пироги, вам не мешает созерцать Бога во время какого-то физического труда. Но таких подлинных состояний, молитвенного созерцания можно достигнуть только в каком-то спокойном расположении духа. Почему Господь и говорит: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 6), потому что если вы идете по дороге и начинаете углубляться в молитву, то вы можете на проезжую часть выйти. Священники советуют молиться в первую очередь, когда мы готовимся ко Святому Причащению, в спокойной атмосфере, чтобы действительно всем своим сознанием, всем своим сердцем, всем своим существом углубиться в молитву. 

Непрестанная молитва значит, что мы всегда с Богом советуемся

Память о Боге – это и значит хождение пред Богом, когда мы с Ним советуемся даже по мельчайшим своим вопросам. 

– Если даже самым малым согрешаем, например осуждением, невниманием в молитве, исповедоваться надо каждый день? 

– Каждый день. Как только заметили за собой проступок, грех, беззаконие, сразу говорите: «Господи, прости». Сразу же нужно принести покаяние. Так же, как делал отец Иоанн Кронштадтский и многие подвижники. Сразу же. Мы в конце дня в молитве, в вечернем правиле совершаем покаяние: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому». Это исповедь. Везде кайтесь. Осудили, поймали себя, что вы осудили, сразу говорите: «Господи, прости, Господи, помилуй», а потом приносите это уже на исповедь в храм. 

Верующий человек понимает, что он без Бога умрет и физически, и духовно. Каяться нужно постоянно, победить свои пороки и грехи и бороться с диаволом в одиночку мы не сможем. Мы не в состоянии. Человеку это возможно, только если он будет в союзе с Богом. И вот с Божией помощью мы достигаем спасения и выходим победителями в борьбе с сатаной. 

– Нужно каяться, если после Причастия дома выплюнула частичку, косточку от рыбы? 

– Дорогие мои, не цедите комара. После Причастия мы с вами запиваем для чего? Чтобы ополоснуть рот. Всё, дальше ничего не бойтесь. Христианство – религия свободных, а не законников и фарисеев. Если плохо человеку, он может выпить воды и позавтракать даже и прийти на Причастие, если это необходимо. Есть определенная традиция, да. Но из традиции есть исключение. Младенцы у нас не постятся, мамы кормящие не постятся, больные, старые и пожилые люди не постятся, у них свой пост, индивидуальный. 

– После исповеди вспомнил неисповеданный грех, стоит ли в нем исповедоваться в следующий раз?

– Да, конечно. Не надо сразу бежать к батюшке тут же, а скажите: «Извините, я забыл». Тут же покайтесь пред Богом и просто в следующий раз запишите у себя где-нибудь, принесите на исповедь и покайтесь. 

А то был у меня случай, женщина подходила раз шесть во время одного богослужения. Это не совсем здраво. 

Как вы просите прощения у Господа? 

– Вопрос покаяния для нас всех известен, тут нет никаких особенностей. Покаяние – это не только осознание того греха, который мы совершили, но и обещание Богу, что больше этот грех мы совершать не будем. Во всяком случае, приложим все свои силы для того, чтобы снова не наступить на те же грабли. 

Покаяние – это не только осознание греха, но и обещание Богу, что больше мы его совершать не будем

Значит, мы не просто сознаем грех, но и изменяем свой образ жизни по заповедям Христа. Само слово «покаяние», вы знаете, как переводится: μετάνοια – изменение нашей жизни по Евангелию. Как просят у родителей прощения дети? «Папа, мама, простите. Я так больше не буду». Если ребенок набедокурил, это самое правильное покаяние: «Я так больше не буду». Ребенок осознал, принял и решил для себя, что он так больше не будет. Это настоящее покаяние, которое свидетельствует о том, что мы действительно просим прощения, а не создаем лишь фикцию. Понятно, что не со всеми грехами мы можем справиться, мы испрошаем помощи у Самого Господа, чтобы Он помог и поддержал в борьбе с собственными страстями и похотями. Как Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15). Если мы не соблюдаем заповеди, то значит, мы любим страсти и грехи больше, нежели Бога. 

– Что делать, когда мысли с осуждением мучают голову? 

– Отсекать помыслы, чтобы голову не мучили. Проявляйте волю, усердие и отсекайте. Здесь очень большая работа должна проводиться. Когда вас посещает тот или иной помысел, ваша совесть определяет его как нечистый, который может привести к тому или иному греху. Мы должны освободить голову, но при этом ее нужно занять чем-то, чтобы помысел не вернулся обратно.

Помните притчу, когда бес был изгнан из дома (см.: Мф. 12: 43–45)? Он ходил долго по безводным местам, потом решил вернуться, и когда вернулся, увидел, что дом его пуст и убран, и тогда он ушел, призвал еще семь более злых, чем он, бесов, и тому человеку, в которого вселились они, было хуже, нежели первоначально. Здесь точно так же происходит и с нашими помыслами. Когда мы изгоняем нечистый помысел из своего сознания, мы должны его чем-то заменить, заполнить, чтобы снова этот помысел не вернулся. 

Когда мы изгоняем нечистый помысел, мы должны его заменить, заполнить, чтобы он снова не вернулся

Как же поступали святые отцы? Чем они занимали свой разум? Молитвой, созерцанием к Богу, созерцанием горнего мира, и тогда помысел греховный не мог вернуться обратно в их сознание, не сможет и в наше. 

– Если обличаешь во лжи и клевете и после этого ненависть людей зашкаливает, что делать? 

– Не обличайте. Не надо этого делать. Что сказано в Священном Писании? Если согрешает кто-то, исправляйте такового кротостью и любовью (см.: Гал. 6: 1). Кротостью и любовью! Не обличением! Не стройте из себя ветхозаветных пророков Бога Всевышнего. Пусть обличением будет ваша добрая жизнь во Христе. Вот это лучшее, что может быть, – молчаливая проповедь вашей жизни во Христе. Вот она будет обличать похлеще ваших слов. 

– Можно ли собороваться заочно?

– Я не совсем понимаю, что значит собороваться заочно? Вы должны присутствовать непосредственно при соборовании, если вы не можете присутствовать в храме по ряду причин. Допустим, если вы болеете, то можете призвать пресвитеров церковных, как написано в апостольском послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5: 14). А заочно? Я не понимаю. Тогда получается, заочно можно исповедоваться по телефону. 

– Сильно пессимистическое отношение дочери к замужеству. Могу ли я родительским благословением принудить к деторождению? Дочери 32 года.

– Не вмешивайтесь в жизнь вашей 32-летней дочери. Она не маленькое дитя. Вы можете благословлять своих детей, и нужно благословлять, но не говорите им плохих слов и дайте свободу выбора. Мы же все свободные перед лицом Божиим. Господь не вмешивается в наш выбор: хотим – грешим, хотим – добродетель исполняем. Господь, конечно, пытается нас наставить на путь истины, но Он не проявляет никакого насилия. Он вразумляет через обстоятельства жизни, через какие-то встречи, через попущение того выбора, который мы с вами делаем. Порой он неправильный, и тогда мы уже в скорби обращаемся к Богу и начинаем следовать тому пути, который Он нам определил. 

Дочь сама сделает выбор. Хочет ли она одна жить, хочет ли она принять монашество, хочет ли она создать семью. Я благодарю своих родителей, что они мне всегда давали возможность выбора. 

– Скажите, пожалуйста, что значит «в Бога богатеть»? 

– Очень просто. Это развиваться в Боге, стяжая всё новые и новые добродетели. Выберите одну из добродетелей, самую желанную, будь то любовь, милосердие, молитва, пост, смирение, и начните упражняться в этой добродетели, чтобы ее стяжать, и испрошайте у Бога благословения на ваши труды. Если одну из этих добродетелей вы стяжаете, все остальные добродетели будут присовокупляться. 

Если одну из добродетелей стяжаете, все остальные будут присовокупляться

Так же работает и обратно: если у человека есть главенствующая страсть или грех, допустим, блудная, то и к этой страсти будут присовокупляться уже остальные страсти и грехи. Но лучше усердствуйте и богатейте в Боге.

– Почему Господь несколько раз посылал Святаго Духа на апостолов? Разве для Него недостаточно послать Святаго Духа один раз?

– Я не помню, чтобы Господь, кроме Пятидесятницы, еще ниспосылал Святаго Духа на апостолов. К слову, у каждого из нас бывает своя Пятидесятница во время таинства Миропомазания. После того, как апостолы стяжали Духа Святаго, они разошлись по миру, неся благовестие. На крещаемых людей они возлагали руки, и снисходил Дух Святой. 

Церковь множилась, и становилось всё больше и больше христиан, и руковозложение заменили на Миропомазание. Апостолы дали право миропомазывать епископам и священникам, которые совершали таинство Крещения. И во время Миропомазания совершается наша личная Пятидесятница – снисхождение Духа Святаго на крещеного и сообщение Его даров. Это семена, которые мы в себе должны развивать, по слову Божию, и вернуть залог благодати. Нам дали пять талантов, и мы их должны приумножить и принести в конце своей жизни Господу как отчет перед нашим Небесным Отцом. 

– В детстве крестили человека, потом он отошел. Дух Святой остался в нем или Он тоже отошел? 

– Дух не пребывает там, где пребывает грех. Запомните это. Любой грех отлучает от любви Божией. Любой, даже малейший. Я снова вас призываю почитать дневники отца Иоанна Кронштадтского – такой же человек, как мы, но он преодолел по благодати Божией многие-многие страсти. Он писал: когда его какой-либо грех побеждал, например, грех осуждения, он терял равновесие и состояние радости в Боге, потому что Дух от него отошел. Но через покаяние отец Иоанн вновь входил в блаженное состояние – пребывание с Богом. Поэтому и вы смотрите и наблюдайте за собой. Даже малейший, вольный или невольный грех отлучает и закрывает нас от Истинного Солнца Правды, Господа нашего Иисуса Христа. Как снова обрести благодать перед Богом? Через покаяние и усердие в добродетели. Христианство должно быть деятельным, не только посещение храма и участие в Таинствах. Метанойя – изменение своей жизни по евангельскому учению. Поэтому, если человек был крещен и отошел от Церкви, на нем Дух Божий не почивает, хотя он и является членом Церкви. 

Дух не пребывает там, где пребывает грех

И если человек ходит в храм, это тоже не обязательно, что на нем почивает Дух Святой. На святых почивает Дух Святой, они действительно становятся сосудами, храмами Бога Живаго. Но нам всем нужно к этому стремиться. 

– Если человек совершает грех, то Дух Святой отходит, а любовь Божия перестает быть с грешником?

– Нет. Господь любит и грешников, и святых; и над праведными, и над грешными солнце восстает, и над святыми солнце светит. Господь любит всех, и Господь пришел в первую очередь не к святым, а к грешникам, потому что больные требуют врача, а не здоровые. Конечно, любит. Но поймите, что Святой Дух не находится в том человеке, который погряз в грехе, потому что человек уже заполнен, как сосуд, только нечистотою. Он должен сначала нечистоту с помощью покаяния и исправления своей жизни убрать, и уже затем пригласить Духа Святаго: «Приди и вселися в ны». 

– Что значит «вера без дел мертва»?

– Это значит, что человек создает лишь фикцию христианской жизни, которая совершенно бесплодна. В нем не развивается добродетель, а лишь как в фарисее созревает внешний облик благочестивой жизни. Вот что значит «вера без дела мертва».

– А какие дела? Помощь ближним?

– Разные и многообразные дела. Не только помощь ближним, посещение храма и участие в Таинствах и обрядах. Искание в первую очередь Бога. Кто обретает Бога? Тот, кто ищет Его. И вектор нашего развития должен быть направлен не на улучшение общества в первую очередь, а на улучшение самого себя. По слову Серафима Саровского, вы спасетесь, спасутся тысячи. Тогда и будете видеть, как вокруг вас преображается мир. 

В нашей жизни встречается много людей, которые требуют помощи. Не только материальной, не только какого-то утешения, но и доброго примера. И посещение храма, и помощь вдовам, и помощь сиротам и так далее. Читайте святоотеческую письменность, а именно житийную литературу, вы увидите пример настоящей христианской жизни. 

– Если человек не помнит, крещен он или нет, и не у кого спросить. Как быть?

– Креститься. Есть маленькая вставочка для людей, которые не знают, крещены они или нет. Священник во время произнесения формулы Таинства «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». А для того человека, который не знает, говорят: «Аще не крещен – то есть если не крещен – крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Всё решается.

– Если в 90-е годы крестили неполным погружением, такой человек считается крещеным?

– Крещен. И плюновением, и дуновением крестили даже, и песком крестили.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить