Золотое правило любви

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Любите врагов ваших, давайте взаймы, не ожидая ничего. И будете сынами Всевышнего, ибо Он благ к неблагодарным и злым.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышим еще одно емкое объяснение христианской нравственности, выраженное Христом и получившее впоследствии название «Золотое правило этики». Это чрезвычайно справедливое, по-человечески понятное, обладающее полнотой здравого смысла правило: если ты хочешь чего-то себе от другого человека, то и сам по отношению к другим будь таким. Мерилом христианской этики становится сам человек. Человеку предлагается стать на место другого и его, этого другого, глазами посмотреть на жизнь. Попытаться прочувствовать за другого боль, разочарование, тяжесть укора. И подумать: хотел бы этого себе? 

Как бы ни казалось справедливым ответить грубостью на злой поступок, как ни хотелось бы порой, чтобы обидчик получил справедливое возмездие, как бы ни казалось, что правильно было бы наказать, обличить, одернуть человека, мы должны помнить, что Евангельская весть, проповедь Господа Иисуса Христа - о совершенно ином. Господь говорит о любви ни за что, о любви вопреки, о любви к таким людям, которых любить тяжело. И чтобы научиться такой любви, необходимо попытаться поставить себя на место того человека. И подумать, хотел бы ты, чтобы к тебе относились плохо, пусть даже реагируя на твою ошибку или промах. 

Это золотое правило нравственности было известно и до Христа, но именно теперь оно доведено до своей подлинной красоты. Богочеловек Христос воспринял человеческую природу и на деле показал возможность человеку следовать этому правилу. Так, как это делал Он Сам. И глядя на Его пример, мы должны твердо понимать, что правило не обещает ничего взамен. Если мы будем поступать по отношению к другим хорошо, то не должны ждать от них того же. Мы должны, по слову Евангелия, давать взаймы, не ожидая возврата. Быть добрыми и настоящими стоит не затем, чтобы потом требовать этого от остальных. Этого ответного добра, скорее всего, никогда не будет.

Мы видим, что и Христос, несмотря на Свою полную любви к ближним, исцелений, ободряющих слов, насыщения голодных и даже воскресения умерших жизнь, даже Он не ждет ничего взамен. Он, всеблагой и любящий, оказывается,  в конце концов, распинаем. И эта мировая несправедливость воспринимается Им во всей полноте. Его любовь выше ожиданий взаимности. 

Не желание спокойной жизни и хороших отношений должно мотивировать нас следовать этому правилу, но скорее желание обрести свое подлинное «я», обрести себя таким, каким нас видит Бог. Красота этики заключается в ней самой. Поступать по отношению к другим хорошо, так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, - невыгодно и порой невыносимо трудно. Но именно так мы обнаруживаем истинную свободу - свободу действовать прекрасно, несмотря на то, что это может принести нам боль и разочарование.

Внутреннее стремление к исполнению этого золотого правила в сочетании с действием благодати Божией делает нас новыми людьми, вытаскивает нас из рабства греху и страстям, из пещеры собственного эгоизма к свету истины, который позволяет увидеть не только подлинную красоту блага, но и познать радость соучастия в благе и разделения его с другими. 

По слову сегодняшнего Евангелия, такой образ жизни делает нас подобными своему Небесному Отцу, делает нас сынами и дочерьми Всевышнего Бога.

Аминь.

// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия после чтения Евангелия на Божественной литургии в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Московского Сретенского монастыря 13 октября 2019 года.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить