Чистота сердца – залог блаженства

Священник Русской Православной Церкви, церковный историк, литератор Александр Викторович Ельчанинов, сын офицера Русской императорской армии, создавший семью и имевший успешную преподавательскую карьеру, был рукоположен в сан священника взрослым человеком – в 45 лет, после эмиграции во Францию в 1921 году. Видный представитель мыслящей элиты русского общества начала XX века, о котором протоиерей Сергий Булгаков писал: «Он представлял собой явление необычайное и исключительное» – а богослов и философ Владимир Ильин выделял его дар «пастыря и духовника», тонко подмечая глубинные причинно-следственные связи происходящего в человеке и обществе.

1.JPG
Священник Александр Ельчанинов

Отец Александр, стремясь избегать формальности и лицемерия в служении, опытно знал о необходимости искреннего, очищающего и освобождающего чувства покаяния, потому что только увидевший себя – устойчив и свободен, честен и жив душой, способен чувствовать других людей и чутко откликаться на происходящее в моменте.

Отец Александр уделял этому внимание в личных записях и в специальной статье «Беседа перед исповедью», охарактеризованных Никитой Струве как глубокие, аскетические заметки – уже позже их собрали и оформили для публикаций. Пристальные наблюдения за практикой духовной жизни деликатно позволяют присмотреться ко многим нюансам движения души. Этим он вторит святым отцам – о важности истинного видения состояния своей души – преподобный Исаак Сирин даже ставит эту способность выше воскрешения и личной встречи с ангелами: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов».

Приведем некоторые высказывания отца Александра Ельчанинова на тему покаяния:

*

Все греховное в нас так живо, полнокровно, что наше обычно вялое покаяние никак не соразмерно с этой стихией греха, нами владеющей.

*

Почти поголовное равнодушие на исповеди, особенно у мужчин. Благодарю Бога, что он почти всегда дает мне переживать исповедь как катастрофу.

2.JPG

*

«Нечувствие», каменность, мертвость души – от запущенных и неисповеданных вовремя грехов. Отложенная исповедь дает бесчувствие.

*

Человек, часто исповедующийся, не имеющий залежей греха в душе, не может не быть здоров. Исповедь – благодатный разряд души. В этом смысле громадное значение исповеди и вообще всей жизни в связи с благодатной помощью Церкви.

*

Обычный случай, когда исповедующийся, а с ним и духовник принимают явление чисто нервного порядка за переживания религиозные или когда священник не умеет определить истерическую подкладку многих явлений и тем только ухудшает положение. А часто и обратное – за нервную болезнь принимается тяжелое состояние души, отягощенной грехом, запутанной и омраченной неразрешенными конфликтами. Известны случаи, когда одна исповедь бесследно излечивала застарелые и тяжелые, будто бы нервные заболевания, против которых бессильны были все медицинские средства.

*

В практике нашего пастырства мало разработан вопрос о том, как вести духовнику нервнобольных, истеричных, людей с ненормальной психикой. По моим наблюдениям, молитвенное напряжение и подвиги поста часто еще больше усиливают их внутренний хаос и не только не выправляют их, но причиняют явный вред. Тут нужны свои приемы, может быть, иногда прямо противоположные тем, которые применимы к людям нормальным.

*

Признание одного доктора: «Я предписал моей больной исповедоваться, и загадочные припадки, против которых бессильно было трехмесячное пребывание в водолечебнице, прошли после одного часа исповеди».

*

Душевные болезни – от задержки эмоций. Исповедь, с точки зрения медицины, – разряд эмоций.

*

Истерия – есть разложение личности, и оно освобождает огромные, пагубные своей разрушительной силой количества энергии, как в распадающемся атоме.

*

Как отличить истинное покаяние от формального, часто обманывающего самого кающегося? Стоит согласиться с ним, и если покаяние не исходит от глубины сердца, то мигом переходит в самооправдание, недовольство, даже обиду.

3.JPG

*

Есть религиозность, тесно спутанная с эмоциями эстетическими, сентиментальными, страстными, легко уживающаяся с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди фай этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника, исповедь их очень трудна, так как они приходят на исповедь, чтобы пожаловаться на других, поплакать, они полны собой, легко обвиняют других. Недоброкачественность их религиозной экзальтации лучше всего доказывается легким переходом к раздражению и злобе. Люди этого типа дальше от возможности настоящего покаяния, чем самые закоренелые грешники.

*

Замечаю часто в исповедующихся желание безболезненно для себя пройти через исповедь: или отделываются общими фразами, или говорят о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно бы тяготить совесть. Тут есть и ложный стыд перед духовником и вообще – малодушный страх всерьез начать ворошить свою жизнь, полную мелких и привычных слабостей. Настоящая же исповедь, как благое потрясение души, страшит своей решительностью, необходимостью что-то переменить да даже просто хоть задуматься над собой. Здесь священник должен проявить решительность, не бояться разрушить эту успокоенность и пытаться вызвать чувство настоящего покаяния.

*

Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего – не «благочестивый обычай». Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святости, умирания для греха и оживание для святости. Раскаянность – уже степень святости, и бесчувственность, неверие – положение вне святыни, вне Бога.

*

Нормальный план нашей души.

1) Таинственная, внутренняя, неведомая нам жизнь духа – настоящая гарантия нашего спасения, то, что от святого Крещения, от Таинств, от дыхания Духа Святого в нас.

2) Облако псевдо-добродетелей, изуродованных, объеденных, как кислотой, тщеславием: наши будто бы добрые дела, наша будто бы молитва, наша правдивость, прямота; это облако закрывает нам истинную жалкую картину нашей души и мешает покаянию.

3) Тучи действительных грехов, о которых мы не помним, которые себе с легкостью прощаем: ежеминутное осуждение, насмешки, пренебрежение, холодность, злоба.

4) Наконец, подо всем этим – глубокие, старые пласты, сливающиеся с родовыми и общечеловеческими, – основные, глубокие грехи, от которых, как смрадные испарения, поднимаются богохульные мысли, побуждения, всякая нечистота, чудовищные извращения...

*

Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это, как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей.

*

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и записать даже свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.

4.JPG

*

Не называние греха, даже не психологически точное описание, не рассуждения, хотя бы и правильные, о причинах и следствиях грехов – а ощущение самой материи греха, самой его стихии, боль и скорбь о нем, жажда освобождения от него – вот что важно.

*

Разрешение, отпущение грехов дается Богом в меру нашего покаяния и веры.

*

Знак совершившегося покаяния – чувство легкости, возрождения, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

*

Если же нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, что ищет.

*

Что касается исповеди – не откладывай ее. Слабая вера и сомнения – не препятствие. Непременно исповедуйся, каясь в слабой вере и сомнениях, как в своей немощи и грехе. Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где нам, нечистым и маловерным, иметь их веру. Была бы она – мы были бы святы, божественны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую она нам предлагает. Не уклоняйся и ты от этой помощи.

Подготовила Елена Кудряшова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить