Чревоугодие

Чревоугодие мы перенимаем как культурное наследие

Речь, думается мне, пойдет о помыслах по учению святых отцов, потому что наша борьба, в конце концов, – это борьба, имеющая дело с изменением нашей логики, это борьба, связанная, с изменением синапсов[1]. Мы привыкли ходить по определенным, проторенным местам. А те места, которые помечены восемью злыми помыслами[2], как раз уже и являются проторенными. Чревоугодие, например. У кого его не было, кто с ним не знаком?

И кто не был его жертвой? Ведь мы получили его в наследство, ведь наши плотские родители старались сунуть нам что-нибудь в рот, когда мы плакали. Когда ребенок плачет, мама прикладывает его к груди, сует ему в рот бутылочку с молоком, или пустышку, или палец – и всё, она заткнула ему рот! И так мы делаемся зависимыми от удовольствия, которое нам хочется ощутить, когда есть причина заплакать. А может, у ребенка появился какой-то страх, может, он испугался тени, может, ему просто скучно и он хочет запеть, а его никто не слушает.

Эти житейские приемы – приемы падшего человека, которые мы перенимаем от своих родителей, от среды, то есть от мира сего. В мире сем имеются готовые решения: что делать, когда становится грустно; что делать, когда ты плачешь («Хватит плакать!»); что делать, когда тебе страшно («Ты не должен ничего бояться!»). Сейчас – что-то новенькое – психологи называют эти внушения «давлением». Психологи, конечно же, гениальны, бедняжки, но если они не заметят чертика, прокравшегося туда, в этот помысл, то не смогут предложить нам подлинного освобождения.

А как они объяснили бы фантастическую силу помысла, который внушен отцом? Если папа говорит: «Ты никуда не годишься!» – или мать, когда начинаешь хныкать, сует тебе конфету, чтобы ты замолчал, то какую силу могло бы иметь это действие или слово родителей, если бы тут не было злого духа, который пользуется этой офертой[3] мира сего, страстно взирающего на реальность, и каждый раз нашептывает тебе, что делать?

Поэтому грешно оставаться в плохих привычках. Ведь у тебя есть способность сделать всё новое[4], позволить Богу прийти к тебе и сделать всё новым, то есть отправиться в путь по тем местам, по которым ты никогда не ходил.

С чревоугодием борются… вкушая!

Есть несколько классификаций восьми злых помыслов, но почти все они начинаются с чревоугодия. Как же бороться с этим помыслом чревоугодия? Вкушая!

А почему они начинаются с чревоугодия? Потому что человек пал через еду. Бог разрешил ему есть почти всё, но сказал: «А этого не ешь». Только один плод, бывший там, – который был хорош для пищи (Быт. 3: 6), – Он не дал ему в пищу. Этот плод еще не являлся «причащением» Богу. Он был создан Богом очень хорошим, как и всё вокруг, но пока не был дан человеку в пищу.

Отцы говорят, что человек был создан Богом голодным. Он – голодное существо. И Бог создал для него мир, чтобы он его ел. Вкушая мир, человек на самом деле вкушает Бога и Его благость. Мы вкушаем Его мысли. Все, что Он сделал хорошим для пищи, было задумано Им для нас, чтобы мы Им дышали, Его пили. Весь этот мир можно есть, пить, вдыхать. Он – для нас.

Вначале всё являлось Евхаристией, всё было благословлено Богом и становилось причащением Его. Потому что в ту минуту, когда Адам что-нибудь ел, он ел не потому, что был голоден. Алкание Адама было не тем голодом, который нам известен сейчас, а бескрайним алканием Бога, присутствующего во всем.

Адам ел не потому, что был голоден. Это было бескрайним алканием Бога, присутствующего во всем

Отцы говорят, что в то время не было аффектов, не было голода, а была радость причащения. И сегодня никто не подходит к Святому Причастию, чтобы наесться, потому что он голоден, – нет, он идет, чтобы вкусить Бога. Итак, Адам вкушал Бога во всем, что клал в рот. Кроме того, он питался словом Бога, Который приходил в рай и говорил с ним.

Image from iOS (69).jpg

Человек испытывает жажду в двух своих измерениях, потому что у его существа два полюса: духовный и телесный. Телесно он ест мир, созданный Богом, принимая помысл Бога и любовь Бога, соделавшуюся для него едой, – как ребенок ест приготовленную матерью еду, которая является не чем иным, как материнской любовью, соделавшейся супом. И в то же время питается словом Божиим изреченным. Совершив грехопадение, он забыл как о слове Божием, так и о помысле Божием о том, что съедобно, вот почему теперь он всё время и голоден.

Так почему же грешно быть чревоугодливым? Потому что ты стараешься утолить свой голод по Богу едой, которая оторвана от Него. Вот и всё! И отсюда начинается исправление. Когда мы возвращаемся к Богу, мы учимся вкушать Его, вкушать Его слово, вкушать Его Тело и Кровь, потому что это – пища Божественная. Так мы переделываем себя.

Мы не можем положить начало никакому благому делу, пока не решим проблему еды. С чревоугодия потому и начинают, что оно – страсть, повергающая нас в скотское состояние.

Два шага: благодарение и порядок

Прагматичный вопрос, который может задать человек с улицы: а как мне питаться духовно? Или как больше не есть так, как ел до сих пор?

Однажды я встречалась с беспризорными детьми в Бухаресте, в центре их дневного пребывания. Они ели. Ели как маленькие зверьки. Я их остановила, и мы помолились. Потом они опять набросились на еду. Тогда я их опять остановила и сказала:

– А давайте подумаем: что мы едим?

Они стали отвечать:

– Колбасу!

– Фасоль!

– Суп!

– Хлеб!..

– А давайте теперь посмотрим, какова история каждого из этих продуктов. Хлеб откуда?

– Из магазина!

– А кто его купил?

– Тетя Миора!

– Ага, значит, в этом хлебе есть и тетя Миора с ее старанием. А хлеб из чего делают?

Некоторые знали, что из пшеницы.

– А пшеницу кто сделал?

– Бог!

– А кто ее убирал?

И так мы собрали много людей. Таким образом, на нашей трапезе присутствовал Бог, потому что Он сотворил землю, солнце, пшеницу. И все, кто сеяли, жали, молотили, мололи, месили, пекли, продавали, покупали, везли, – все они пришли и присутствовали на нашей трапезе. И так этот хлеб превратился в большое собрание, в великую встречу! А Бог радовался, что мы собрались вместе, чтобы воздать Ему славу, чтобы думать о Нем и радоваться.

Итак, первый шаг – есть с благодарностью, благодарить Бога, когда едим. И вместо: «М-м-м, как вкусно!» – говорить: «Господи, как вкусно!» И благодарить всех, кто потрудился. Это очень короткая мысль. А для всех лентяев и лишенных вдохновения Святая Церковь решает эту проблему так: у нас есть книжечка с молитвами, молитвами установленными: что говорить перед едой, что после еды.

Благодари, когда ешь. Благодари Бога и тех, кто потрудился над едой, – вот ты уже и поел духовно!

Вот ты уже и поел духовно! Ты уже ешь не хлеб и колбасу, а благословлённую еду, в которой встречаешься с любовью Бога и всех, кто внес вклад в то, чтобы эта колбаска попала тебе в рот. Это первый шаг.

Эта молитва до и после еды уже вписывает процесс приема пищи в духовный порядок. Да. Потому что второй шаг – это порядок. Мы входим в порядок. Человек уже пребывает в порядке – ведь никто не заходит в курятник, чтобы схватить цыпленка и сунуть его себе в рот, когда голоден, верно? Он его ловит, закалывает, ощипывает, жарит, ставит рядом с тарелкой бокал вина, положит и цветок для украшения, приготовит из цыпленка и бульон, и жаркое. И не обязательно, чтобы его хватило надолго! Просто сегодня праздник и он – художник. Он занимается кулинарным искусством! Он не набивает брюхо, как лиса.

Здесь у нас налицо это вступление в человеческий порядок, который мы наследуем; мы в него вступаем, учась. Вы видели: ребенок берет ложку и подносит ее сначала к уху; но он не сдастся, пока не станет человеком, пока не научится есть ложкой, вилкой. А почему? Потому что я человек, потому что я вступаю в этот человеческий порядок.

Затем я вступаю в Божественный порядок. Бог говорит, чтобы я когда ел? Бог говорит, чтобы я что ел? Как прекрасно, чтобы Он присутствовал за моим столом! И Он учит меня, чтобы я так-то ел в пятницу, а так-то в воскресенье и так-то в субботу, определенным образом в определенные периоды года. Почему? Потому что так говорит Он! Потому что это порядок, принятый Богом и установленный Им, свято соблюдаемый в Святой Церкви, в которую если я войду, я освящу себя. А если не войду, я останусь вне ее, где скрежет зубов, набивание брюха и даже убийства за еду, за колбасу, лишь бы и нам урвать! Простите меня…

Следовательно, это вступление в священный порядок как раз и является вхождением в радость духовную, радость пиршества. Потому что, когда Бог был за столом с людьми, они ели не только Его слово, но и еду. Но Бог был с ними. На свадьбе Бог был с ними. И претворил воду в вино. Вино нужно. Но такое вино, в котором Бог был бы с нами! И это тоже данный нам порядок, который введет куда-то.

Цель поста – обнаружить, что ты голоден. И это голод и по Богу

Затем, у нас есть постановление о посте. Который ставит тебя в прямую связь с Богом. Один отец говорит, и так замечательно, что цель поста – обнаружить, что ты голоден, что ты голодное существо и нуждаешься в том, чтобы вкушать Бога. Ведь у тебя есть голод и по Богу! Ты обнаружишь, голодая и молясь (потому что, если ты не молишься, это не пост), ты обнаружишь, что молитва – это еда, что ты вкушаешь Бога, что ты в Его присутствии, и – на самом деле – ты этого и жаждал. Ты потому и не насыщался, что нуждался в этой встрече!

Image from iOS (70).jpg
Между тем без поста мы не можем этого понять. Давайте попробуем помолиться с набитым брюхом и посмотрим, сможем ли. Нет, мы прочитаем благодарственную молитву – и всё: тут же начнем чувствовать, что надо переварить пищу.

Монахиня Силуана (Влад)

Источник: Creştin Ortodox (Православный христианин)

[1] Синапс – соединение двух нервных клеток.

[2] Злые помыслы, в русском переводе названные просто пороками, – это 1) чревонеистовство (обжорство), 2) блуд, 3) сребролюбие (корыстолюбие, любовь к деньгам), 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние (тоска, скорбь сердца), 7) тщеславие (тщетная, пустая слава) и 8) гордость (см.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. Книга 5).

[3] Оферта – предложенbе по заключению сделки.

[4] См.: Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5: 17).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить