Проповедь в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского
Что же есть праведность? Проповедь иеродиакон Илиодора (Шевчука). (Продолжительность 00:10:13 мин, размер 14 Мб)
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your
Flash plugin.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами чтим память великого угодника Божия, святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца. И в этот день мне хотелось бы поговорить о том, что же есть праведность и что отличает человека праведного от человека, живущего обычной человеческой жизнью. Кого мы в Церкви именуем праведным? А кого мы таким словом именовать не можем?
Наш праотец Адам, согрешивший перед Богом и отпавший в преслушание, был изгнан из рая, и все равно Богом ему даны были обетования, что впоследствии из рода его выйдет Спаситель всего мира. И праотец наш Адам жил этой верой и жил в праведности. Праотцу нашему Ною было сказано Богом, что именно от него восстановится все человечество, и он станет вторым отцом человеческого рода. И Ной поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Патриарх Авраам, которому Богом было повелено принести единственного сына, чаяние всех его надежд, в жертву, поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Иные патриархи, пророки, такие, как Моисей, верили Богу вне зависимости от того, насколько несбыточными и труднодостижимыми казались те цели, которые должны были быть достигнуты через их немощные силы.
Пророк Моисей, косноязычный, не способный связать ясно и двух слов, должен был повести за собой многотысячный народ из египетского плена. Он не мог этого сделать человеческими усилиями, но он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. И иные пророки Ветхого Завета, праведники, от закона и своей веры в Бога получали то, чего не могли достичь своими силами.
И в новозаветное время святые апостолы, которых Господь призвал на служение Себе, поверили Ему, поверили в Него как в Спасителя мира, в обещанного святым праотцем Мессию, и последовали за Ним. Несмотря на все тяготы жизни, они проповедовали слово Божие во всех землях, куда только могли дойти. Также и иные праведники уже Нового Завета, святые, преподобные, мученики, святители и праведные, жили в той же самой добродетели доверия Богу, хождения пред Богом. И это хождение пред Богом вменялось им в праведность.
Для святого праведного Иоанна Кронштадтского, жившего во второй половине XIX и начале XX века, жизнь церковная была не просто набором схем, принципов жизни и правил, для него Церковь была подлинным Телом Христовым, а каждая литургия – абсолютно истинной, подлинной, реальной встречей со Христом.
Как часто нам приходится прорываться сквозь тернии наших страстей, нашего костного и нечувственного сердца к тому, чтобы хотя бы немного почувствовать ту благодать, которая подлинно изливается в Божественной литургии через слово Божие, через нашу молитву на нас! Как трудно нам в эти моменты, когда наше сердце черство, поверить, что Бог действительно слышит нас! Как тяжело нам убедить себя в том, что Бог находится не где-то вдалеке от нас, а непосредственно между нами, здесь, среди нас и внутри нашего сердца!
Порою, подходя к Святой Чаше, мы не чувствуем того, чего желали бы. Порою, молясь Богу в храме или комнате, наши мысли рассеиваются, мы не можем собрать их в кулак для того, чтобы искренне помолиться Богу. Что же нам делать? Как нам внутренне приблизиться к Богу и действительно воспринять все таинства, которые дает нам Церковь как подлинно реальные?
В первую очередь нам необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно мыслить себя находящимися лицом к лицу перед своим Создателем. Лицом к лицу к Богу, Который находится прямо здесь, непосредственно пред нами. Слова, принадлежащие преподобному Силуану Афонскому и многими понимаемые неверно, так верны в этом отношении: «Держи ум свой во аде». Верны в том смысле, что всегда надо чувствовать себя находящимся непосредственно на Страшном Божием Суде, который застанет тебя в том состоянии, в котором ты находишься, и осудит тебя в том состоянии, в котором ты пребываешь сейчас.
Праведный – это тот человек, который подлинно ходит пред Богом и каждый свой шаг соизмеряет с Божиим словом, с Его заповедями, с теми призывами, которые так ясно звучат в Евангелии. И мы также можем быть причастными этой праведности.
Нет человека, который жил и не согрешил бы, и праведные Ветхого Завета совершали ошибки. И праведники Нового Завета не жили безошибочно и безгрешно, порою совершая такие тяжкие грехи, которые ввергли бы нас, хотя бы подумавших о них, в уныние. И все равно они вставали и шли дальше, все равно они, видя свое несовершенство, верили, что Господь восполнит их немощь Своей благодатью. Каждый из них в меру своих сил преодолевал те страсти, которые были в них. Бог, Всемогущий Господь, восполнял все недостатки человеческой природы Своей благодатью. Нам не нужно надеяться на самих себя, нам не нужно считать, что мы сами способны достичь тех высот, о которых говорят святые отцы. Нам не нужно считать, что сейчас я буду много молиться, тяжело поститься, совершу много добрых дел, и все будет хорошо. В первую очередь Господь ждет от нас доверия Себе, внутренней убежденности в том, что Он – среди нас и внутри нас, что все, что происходит в Церкви, все, что происходит в нашей жизни, подлинно есть Божие вмешательство в нее. Ни один волос – ни один! – не упадет с головы человека без ведома Создателя этого человека.
И если мы будем внутренне убеждены в том, что это подлинно так и евангельские слова истинны, то действительно сможем в меру своих сил ходить пред Богом, и силою Божией и благодатью вменится это нам в праведность здесь, на земле, и в Царствии Божием. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.