«Единоверие может преподнести красоту церковную, заложенную в древнерусском богослужении»

Беседа с протоиереем Евгением Саранчой

Михаило-Архангельский приход в Раменском районе Подмосковья известен на весь мир: здесь сегодня несет свое служение Господу крупнейшая в мире община единоверцев (православных старообрядцев). Огромный храмовый комплекс и внешне, и по заведенному в его стенах укладу больше похож на монастырь, чудесным образом перенесенный из далекого прошлого Древней Руси в наши дни. И это не просто красивые слова: в Михайловской Слободе строго соблюдают богослужебный устав, держат знаменное пение и даже в мелочах сохраняют благочестивые традиции «святой старины». Об истории и современной жизни прихода рассказывает клирик единоверческого храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода Коломенской епархии Московской митрополии, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Евгений Саранча.

1.jpg

– Отец Евгений, как Вы оказались в Михайловской Слободе, да еще и в качестве священника?

– В 1998 году настоятель единоверческой церкви Архангела Михаила, тогда священноигумен, ныне священноархимандрит Иринарх (Денисов), пригласил меня участвовать в работе по созданию воскресной школы при храме. Учитывая то, что в это время мы с семьей проживали в Днепропетровске, нам понадобилось немалое время для переезда в Московскую область. Это стало возможным в июне 2000 года, а в сентябре того же года начались занятия в воскресной школе. Практически сразу мне было доверено исполнение клиросного послушания, а с начала 2001 года − обязанностей уставщика. В 2002 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия я был рукоположен во диакона епископом Видновским Тихоном, а в 2006 году владыка Ювеналий совершил мою иерейскую хиротонию.

– Когда и при каких обстоятельствах здесь, в Слободе, появился единоверческий приход?

– Впервые храм Архангела Михаила упоминается в писцовой книге за 1627 год. В 1679 году деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, и в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. А в 1687 году заложили кирпичную церковь, строительство которой завершили в 1689 году.

Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Его последствия очень остро переживали и жители Михайловской Слободы, а также деревень Чулково, Кулаково и Дурнихи, приписанных к приходу храма Архангела Михаила, – большинство из них оставались приверженцами обрядов, бывших в употреблении до начала реформ Патриарха Никона.

Официальное учреждение единоверия в 1800 году оказало решающее значение для будущего развития прихода храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода и позволило многим старообрядцам, проживавшим в данной местности, воссоединиться с Великороссийской Церковью.

Учреждение единоверия позволило многим старообрядцам, проживавшим в данной местности, воссоединиться с Церковью

История учреждения единоверия в Михайловской Слободе начинается в 1810 году. Именно тогда, видя отеческое отношение митрополита Платона (Левшина) к московским единоверцам, старообрядцы из Михайловской Слободы и прилегавших к ней деревень обратились к нему с прошением о дозволении совершать богослужения по старопечатным книгам в приходской церкви Архангела Михаила, желая «быть сыны Святыя Церкви».

Несмотря на ранее принятые им же правила, видя стремление старообрядцев к единению с Церковью, митрополит Платон дал устное благословение на проведение таких богослужений. Летом следующего 1811 года прошение об официальном учреждении единоверия в Михаило-Архангельском храме адресуется архиепископу Дмитровскому Августину (Виноградскому), временно управлявшему Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона, на что последовал ответ о том, что возможность обращения храма в единоверческий будет рассмотрена при увеличении количества старообрядцев, желающих перейти в единоверие.

Спустя пять лет, в 1816 году, после кончины митрополита Платона архиепископу Августину, управлявшему Московской епархией, было подано новое прошение об официальном учреждении единоверия в храме Архангела Михаила. Однако Московская духовная консистория рекомендовала ему отказать в удовлетворении данного ходатайства, указав на то, что, хотя присоединяющимся старообрядцам и дозволено иметь свои церкви, но при этом не разрешено «обращать издревле православных церквей в единоверческие с отнятием оных у православных чад Церкви».

Но просители из Михайловской Слободы и окрестных деревень не остановились в своем стремлении к единению с Церковью и обратились к министру духовных дел и народного просвещения князю А. Н. Голицыну с просьбой ходатайствовать об учреждении единоверческого богослужения в Михаило-Архангельском храме. И князь Голицын обратился к архиепископу Августину с посланием, в котором были такие слова: «…долгом поставляю присовокупить, что для удержания Единоверцов в правилах нашея православныя Церкви и дабы не уклонились они к явному расколу, единственным средством нахожу я удовлетворение в их просьбе. С таковым дозволением можно ожидать и той желаемой пользы, что живущие поблизости Михайловскаго прихода часовенные раскольники, имея всегдашнее с сим приходом обращение и связи, могут оставить свое заблуждение и присоединиться к православной Церкви».

Имея в виду ту пользу, на которую указывал князь А. Н. Голицын, а также новые сведения об увеличении числа единоверцев в Михаило-Архангельском приходе, преосвященный Августин 4 июля 1817 года издал следующую резолюцию: «Бронницкой Округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской Слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во спасение свое и в живот вечный. О чем не престанем возсылать недостойныя молитвы наши к верховному Пастыреначальнику, Господу нашему И. Хриcту, приводящему во двор свой ины овцы, яже не суть от двора Его».

– Таким образом, учреждение единоверческого богослужения в Михайловской Слободе стало исключительным событием, когда ради пользы церковной и приобретения многих душ верующих для Матери-Церкви была нарушена буква недавно принятых «Правил единоверия» митрополита Платона, согласно которым единоверческими могли становиться только бывшие старообрядческие или вновь построенные храмы?

– Да. Благодаря этому исключению к Русской Православной Церкви присоединились сотни старообрядцев, они и их многочисленные потомки получили возможность стяжать спасение в ограде церковной.

Благодаря этому исключению к Церкви присоединились сотни старообрядцев, они и их потомки получили возможность стяжать спасение в ограде церковной

Весьма примечательно то, что бывшие еще до учреждения единоверия в храме прихожане, коих было большинство, весьма благожелательно отнеслись к использованию за богослужением старопечатных книг и древнерусских обрядов, о чем свидетельствовал и князь А. Н. Голицын в своем письме к архиепископу Августину: «…тем более что и прочие прихожане, в числе 108 дворов, которые также должны быть единоверцы, о том же просят, дабы в приходской церкви их отправляемо было Богослужение по старопечатным книгам». Среди архивных документов не обнаружено ни одной жалобы на произошедшую перемену. Объясняя такой безболезненный переход на древнерусский богослужебный чин, можно предположить, что большую часть прихожан Михаило-Архангельского храма составляли незаписные старообрядцы, то есть те, которые были приписаны к данному приходу, чтобы не быть ущемленными в гражданских правах, но в то же время оставались приверженцами древнерусской богослужебной традиции. Подтверждается это предположение словами слободского священника Александра Иванова, упоминающего о «некоторых церковных, близко склоняющихся к расколу». Таким образом, обращение храма в единоверческий стало наилучшим выбором для всех прихожан.

Мудрое решение священноначалия принесло свои плоды в ближайшее время. За период с 1816 по 1818 год к Михаило-Архангельскому единоверческому приходу присоединились 84 двора бывших старообрядцев, составив в целом 263 двора, в которых прихожан только мужского пола было 1055 душ.

– Как сегодня живет приход? Можете отметить важнейшие события последних десятилетий для общины?

– Не думаю, чтобы кто-то специально задумывался об этом. Мы живем ежедневными богослужениями и посильными трудами на ниве церковной, и, наверное, любой великий праздник является значимым событием. Но все же если оглянуться назад и попытаться оценить прошедшие после открытия храма тридцать три года, то наиболее памятными представляются архиерейские богослужения, совершенные в храме митрополитом Ювеналием. Эти службы действительно были «пирами веры», собиравшими многочисленных прихожан и гостей, близких и далеких. С владыкой Ювеналием мы торжественно совершали празднование юбилеев открытия храма, учреждения в нем единоверия, проводили церковно-исторические конференции. Незабываемой была служба в Успенском соборе Московского Кремля, совершенная единоверцами со всей России в память 100-летия первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в январе 2013 года. Это богослужение также возглавлял митрополит Ювеналий.

26_1.jpg
Высокопреосвященный Ювеналий с единоверцами – участниками богослужения древнерусским чином в Успенском соборе Московского Кремля. 12 января 2013 года

– Знаю, что приход превратился в настоящий микромир, микрообитель… Расскажите об укладе приходской жизни и о той деятельности, которую получается вести. Это очень интересно, ведь подобные приходы в России сегодня уже редко встретишь.

– В начале XXI столетия состав Михаило-Архангельской единоверческой общины начал значительно обновляться. Еще со второй половины 1990-х годов постепенно уходят «в путь всея земли» те замечательные люди, которые дождались в конце своих дней открытия родного храма и своими горячими молитвами и трудами способствовали возрождению в нем духовной жизни после многолетнего поругания древней святыни. Им на смену пришли не только их потомки, но по большей части те люди, которые после окончания безбожного для страны семидесятилетия вновь обрели Бога и избрали себе духовным домом единоверческий храм Архангела Михаила. Таким образом при обновлении общины в ее рядах появилось много прихожан, живущих весьма далеко от храма. Сегодня география мест проживания прихожан включает в себя не только исторически входившие в состав прихода Михайловскую Слободу, Кулаково, Чулково и Дурниху, но и другие населенные пункты Раменского городского округа, на территории которого расположен храм, а также города Бронницы, Жуковский, Красногорск, Люберцы, Лобня, Лыткарино, Мытищи, Ногинск, Электросталь, многие районы Москвы и Подмосковья. У нас есть постоянные прихожане, приезжающие из соседних Калужской и Владимирской областей.

В настоящее время при храме постоянно проживают, молятся и трудятся 15–20 человек, оставивших мир и посвятивших свою жизнь Богу. Многие члены общины регулярно приезжают трудиться в родном храме. Благодаря их усердию храм ежедневно открыт для богомольцев и в нем совершаются службы суточного круга: вечерня и павечерница вечером, полунощница и заупокойная лития утром, а накануне совершения Божественной литургии (их бывает в неделю в среднем четыре) – полный круг богослужений. Оставаясь верными богослужебным традициям благочестивых предков, священнослужители и клирошане и сегодня неопустительно совершают службы согласно Оку церковному – Типикону древнерусского богослужения. Певчие храма исполняют богослужебные песнопения унисонно знаменным распевом, как издревле было принято в единоверческих церквях. Духовенство и певчие храма Архангела Михаила охотно делятся своими знаниями в области богослужебного устава и церковного пения с другими единоверческими общинами, представители которых приезжают в Михайловскую Слободу для приобретения умений в этой области.

При храме постоянно проживают, молятся и трудятся 15–20 человек, оставивших мир и посвятивших свою жизнь Богу

После реставрации и благоукрашения храма Архангела Михаила и сооружения на его территории целого архитектурного комплекса, он стал объектом духовного и культурного наследия. В настоящее время Михайловскую Слободу регулярно посещают паломнические и экскурсионные группы, которым духовенство и члены единоверческой общины рассказывают об истории храма и единоверия.

Ведется духовно-просветительская работа, которая включает в себя не только воскресную школу храма, но также окормление находящихся поблизости воинской части, реабилитационного наркологического центра, пансионата для престарелых.

29_1.jpg
Воскресная школа храма Архангела Михаила. Фото 2019 года

В этом году исполняется двадцать лет начала издательской деятельности Михаило-Архангельской единоверческой общины. В течение двух десятилетий были опубликованы многие периодические издания, книги, брошюры, календари, пособия для домашней молитвы.

– Расскажите немного о традициях, которые сохранились в общине.

– Кроме крестного хода в Неделю святых Жен-мироносиц, в первые годы после открытия храма была возрождена и другая добрая традиция приходской жизни – совершение водосвятных молебнов в праздник пророка Божия Илии в деревне Кулаково, где некогда была часовня, посвященная этому святому угоднику. К сожалению, в годы безбожия она была разрушена, как и другие часовни, бывшие в Михайловской Слободе и Дурнихе. Однако молитвенная память прихожан сохранила обычай благоговейного почитания любимого всем русским православным народом пророка, и память его ежегодно торжественно прославляется в Михаило­Архангельском приходе.

Появились и новые обычаи: подобные водосвятные молебны проводятся в деревне Заозерье на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в деревне Островцы – на праздник Успения Пресвятой Богородицы и в селе Локтевая – в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Молитвенная память прихожан сохранила обычай благоговейного почитания любимого всем православным народом пророка. Появились и новые обычаи

Была возрождена традиция прославления Спасителя в день самых значимых Господских праздников: на Пасху Христову, Рождество Христово и Богоявление Господне, когда священнослужители храма с членами причта посещают дома верующих в Михайловской Слободе и деревнях, входящих в состав прихода, приветствуя их праздничными песнопениями и кроплением святой водой. Такой же обычай существует ныне и для прославления Архангела Михаила, святителя Христова Николы и великомученика Георгия – святых, которым посвящены приделы храма.

– В 2021 году исполнилось 50 лет с момента проведения исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, когда были окончательно сняты клятвы на старые обряды. Что сегодня представляет собой единоверие в Русской Церкви, каковы его основные проблемы и перспективы?

– Сегодняшнее единоверие во многом отличается от дореволюционного. Из существующих ныне в России приходов, кроме храма Архангела Михаила, только церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Малое Мурашкино была единоверческой до 1917 года. Грустно констатировать тот факт, что несколько сот единоверческих приходов, обладавших самобытным бытовым укладом и хранивших древнерусский богослужебный устав, были уничтожены в годы безбожных гонений. Большинство сегодняшних единоверческих общин состоит из присоединившихся в новейшее время старообрядцев, из чад Церкви, которым пришелся по душе древнерусский обряд, или же из тех, кто вошел в ограду церковную недавно и сразу же стал прихожанином именно единоверческого храма. Поэтому одной из основных проблем единоверия является нарушенная преемственность поколений верующих. Это касается и совершения богослужений, и жизни общины, и важного для единоверцев в прошлом, но почти утраченного ныне понятия бытового уклада.

21_1.jpg

Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года по отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их явилось полной реабилитацией древнерусского богослужебного устава и засвидетельствовало равночестность и равноспасительность дореформенных и послереформенных чинопоследований, что в свою очередь способствует свободному развитию единоверческих общин наравне с общеправославными.

Перспективы этого развития во многом зависят от того, какими верующими будем мы сами. По определению священномученика Симона (Шлеева), «единоверие есть примиренное со Вселенской Церковью старообрядчество», и поэтому оно оправдывает смысл своего существования тогда, когда может преподнести миру ту красоту церковную, которая заложена в древнерусском богослужении, в знаменном пении, в общинном устройстве прихода. Одно только наименование общины или храма единоверческими, без действительного соответствия этому понятию, будет вызывать только недоумение у тех верующих, которые интересуются древнерусским благочестием. Умножение прихожан единоверческих храмов и увеличение числа общин зависит от того, насколько мы сможем быть «светом миру» и «светильниками горящими».

Беседовал Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить