«Если хочешь быть совершенным …»

Проповедь в Неделю в 12-ю по Пятидесятнице

«Если хочешь быть совершенным …». Проповедь иеромонаха Павла (Щербачева) на Божественной литургии
12 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:12:50 мин, размер 6.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

Сегодня святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение о богатом юноше (Мф. 19: 16–26). Это повествование, как, может быть, никакое иное, позволяет нам проникнуть в необыкновенную глубину и, если можно так сказать, парадоксальность, диалектику Священного Писания, побуждает нас к тому, чтобы вникать глубже в эти животворящие слова. Казалось бы, ничего необычного: приходит к Спасителю юноша, спрашивает Его о том, как спастись, наследовать жизнь вечную, и Спаситель говорит с ним о заповедях, и юноша, когда получает призыв бросить богатство и следовать за Христом, отходит от Него, опечалившись. Зачастую мы не даем себе труда вникнуть в глубину этих слов. Давайте попробуем разобрать эти считанные предложения, их не так много в Евангельском повествовании о богатом юноше. 

И вот некто, подойдя ко Христу, говорит: «Учителю благий, что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?» Задумаемся об этом. Часто ли нам приходит мысль о том, что нам сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Может быть, мы идем по какому-то проторенному пути, колее, не имеем возможности последовать душевному порыву и сделать какой-то рывок, чтобы выйти оттуда и действительно почувствовать то Царствие Небесное, которое, по неложному слову Спасителя, внутрь нас есть. 

Часто ли нам приходит мысль о том, что нам сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?

В юноше горела та искра и, по всей видимости, он хотел, чтобы эта искра превратилась в пылающее пламя, которое позволило бы ему уже здесь стать наследником Царствия Небесного, приобщиться благодати Божией, стать собеседником Творца неба и земли и Промыслителя всего сущего. 

Но он, обращаясь к Спасителю, называет Его «Учитель», тем самым показывая, что он не видит главного – что перед ним стоит Бог. И когда Господь говорит ему, что для того чтобы войти в жизнь вечную, нужно соблюсти заповеди, и юноша спрашивает: «Какие?», – Христос как бы умышленно не называет те заповеди из десяти заповедей Моисеевых, которые относятся к почитанию Господа Бога. Какие же это заповеди? Давайте вспомним: 

Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20: 2–3). Перед Кем стоит юноша? Перед Богом. Эту заповедь Бог не назвал ему.

Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20: 4). Об этом тоже Господь не говорит ему.

Есть и третья заповедь, о которой Он умалчивает: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».

Смотрите, сколько нюансов получается в этом тексте. Юноша обращается к Богу как к учителю, называет Его благим, тем самым произносит имя Господа Бога всуе, присваивая имя, свойственное Единому Богу, учителю, человеку. Немало противоречий и в том, когда юноша говорит, что сохранил все заповеди от юности своея. В их числе есть заповедь «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Мы сталкиваемся здесь с противоречием. Когда Господь говорит ему: «Продай имение твое и даждь нищим», – юноша говорит, что любит ближних так же, как самого себя, но не отдает своего имения, значит, он ложен в своих словах, он говорит неправду, значит, он не любит ближнего своего, как самого себя. Да и та заповедь, которую Спаситель не перечислил из первых трех заповедей Моисеевых: «Не сотвори себе кумира», – наверное, тоже относилась к этому юноше, потому что он был чист сердцем, и, как говорит другой Евангелист: Иисус «воззрев на него, возлюбил его» (Мк. 10: 21), видя его высокое стремление. И не только возлюбил, но призвал его к высочайшему служению, возможному для человека, – стать Своим апостолом. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах – то самое Царствие Небесное, о котором он спрашивал Спасителя – и приходи и следуй за Мной» (Мф. 19: 21). 

Таким образом, Господь призывал его к апостольскому служению. И, конечно же, юноша, будучи, по всей видимости, сыном благочестивых родителей, от юности был научен в Законе Божием, не мог не знать Пророческих книг, Псалтири, где святой пророк Давид, движимый Духом Святым, говорит: «Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9), и первый псалом, который мы слышим на вечерне: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1: 1–2). Конечно же, юноша это знал, но очень много фальши было в его разговоре со Спасителем.

Если бы он отринул свою человеческую мудрость, если бы он послушал, проявил решимость, которая, по слову подвижников, делает людей святыми, то, наверное, стал бы апостолом, и, может быть, прославился бы своими подвигами и чудесами. Но этого не случилось. 

Конечно, Господь говорит здесь о богатстве, как во многих других местах, аллегорически. У нас у всех есть богатства: у кого-то есть способности, талант к науке, у кого-то есть дар художественный, кто-то может быть прекрасным художником, поэтом или писателем. Но вопрос заключается в том, как мы к этому относимся. Если мы полагаем, что это наше, и никто не может простирать свою руку на нашу собственность, то мы становимся подобными этому юноше. А если мы искренне считаем, что все, что у нас есть, дано от Бога, как оно и есть на самом деле, то мы будем относиться к этому совершенно по-другому. 

У нас у всех есть богатства… Но вопрос заключается в том, как мы к этому относимся

Человек порой идет на сделку с совестью, когда речь идет об имуществе; ему очень хочется, чтобы это было не Божие, а его, но он забывает, что бенефициар этой сделки – диавол, потому что когда мы приписываем что-то себе и неминуемо начинаем завидовать тому, у кого больше, мы повторяем историю первого завистника на земле – диавола, и тем самым приобщаемся этим диавольским свойствам. Что только не делает человек, чтобы умножить свое богатство, использовать свое, как говорится в другой евангельской притче, неправедное богатство, чтобы добиться власти, покоя, наслаждения, и что только ни приходит ему в голову. Но поскольку Богом заложено, что человек может найти упокоение только в богообщении – а это собственно и есть Царствие Небесное, которое может быть в нас при жизни и которое за порогом вечности будет неразлучно с нами – то происходит ошибка по той же парадигме, по тому же алгоритму, как это произошло с этим юношей. Будем размышлять о том, что то, что у нас есть, дано нам Богом, это не наше, а если мы начинаем возводить это в некий абсолют – а это для человека очень свойственно, особенно в наше время, когда все то, что нас окружает, настраивает нас именно на этот мотив – мы повторяем то, что уже происходило в древнем мире, мы начинаем покланяться маммоне – идолу, который был в Сирии покровителем богатства. Вы скажете: «Батюшка, какая в этом связь, что за маммона? Здесь у нас сейчас в электронном виде все, мы играем на бирже, зарабатываем деньги, делаем карьеру, увеличиваем свою зарплату, а это не совсем так». Хочу вам сказать, что есть и невидимые стороны жизни человеческой. 

Я вспоминаю, до монашества мне приходилось работать в миру, и однажды по работе мне надо было поехать в Швейцарию, в город Цюрих, и встретиться с директором одного из очень авторитетных, с доброй репутацией банков. Когда я пришел туда, директор пригласил меня в свой кабинет, и я, сидя с ним за чашкой кофе, с удивлением увидел, что за стеклянной перегородкой сидела женщина азиатской внешности, и стол ее был совершенно пустой, на нем не было ни документов, ни компьютера, ничего. И я спросил: «Слушайте, интересные у вас сотрудники. Скажите, какова ее функция в вашем финансово-кредитном учреждении?» Он ответил: «Вы знаете, это женщина из Непала, она призывает духов космоса, чтобы они помогали нам в том, чтобы наш банк был благоуспешен и благополучен». Я говорю: «Все понял», – тут я сразу вспомнил про древний сирийский идол маммоны, которому служили. 

В сердце каждого из нас может быть это служение. Мы можем возложить фимиам Богу, а можем служить идолам. Не будем уподобляться неразумному юноше, имея стремление к Царствию Небесному, приходя в храм Божий, предстоя Богу живому. А сейчас мы действительно предстоим Богу живому, потому что на престоле перед нами стоит чаша с Его Животворящими Телом и Кровью. 

Не будем уподобляться неразумному юноше, имея стремление к Царствию Небесному, приходя в храм Божий, предстоя Богу живому

Будем еще раз напоминать себе о том, что все то, что мы имеем – богатство неправедное, и просить Бога, чтобы Он умудрил нас употребить это данное нам наследие во славу Его святаго имени. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить