Есть только ты и Бог… и больше никого

Слово в день памяти пророка Божия Илии

Пророк Божий Илия.jpg
Пророк Божий Илия
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Премудрый Сирах пишет:

«И восстал Илия-пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод и ревностью своею умалил число их; словом Господним он заключил небо и три раза низводил огонь. Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою в славе! Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего; ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их; ты слышал на Синае обличение на них и на Хориве суды мщения; ты помазал царей на воздаяние и пророков – в преемники себе; ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями; ты предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова. Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью, – и мы жизнью поживем» (Сир. 48: 1–11).

Сегодня мы отмечаем память одного из величайших по силе пророков Ветхого Завета. Пророк Илия явился с духовной силой, превышающей силы бывших до него и после него пророков. Он не оставил после себя книги, его слова кратки, но они неоспоримая истина, его угрозы – истинные приговоры Бога.

У святителя Филарета Черниговского есть такие слова: «Вера – душа народа. Когда гаснет она в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся, предающийся тлению». Именно в такое время жил пророк Илия, во времена самого нечестивого израильского царя Ахава. Идолопоклонство и нравственная распущенность достигли тогда необычайного размаха, так что словесные увещания почти не затрагивали разум и совесть заблудшего народа и его нечестивых правителей, поэтому и вразумлял Илия грандиозными чудесами. По его молитве заключается на три с половиной года небо и по его молитве снова идет дождь; огонь с неба пожирает два раза отряды воинов, присланных взять его; по его молитве воскресает умерший сын Сарептской вдовицы, и многие другие чудеса свидетельствуют о силе Божией, обитающей в пророке.

Несмотря на великие силы и знамения, явленные через пророка Илию, он был человек, подобный нам (Иак. 5: 17), как говорит в своем послании апостол Иаков. Церковнославянский текст говорит даже еще выразительнее: Илия был «подобострастный нам», такой же, как апостолы, святые. Такой же, как мы. Но святые ревновали о Боге, стремились к Нему, а мы – нерадивые.

Дух времени во дни пророка Илии был тот же, что и в наши дни, – дух неверия, забвения Бога, самолюбия. Дух времени старается вытеснить Дух Христов и заполнить все собою. Мы не служим Ваалу, но мы служим духу мiра. Служение духу мiра и служение Богу так же несовместимы, как служение Богу и Ваалу. И если бы пророк пришел сейчас к нам, он обличал бы и нас в том же, в чем обличал израильтян. Кто любит мир, в том нет любви Отчей, – говорит апостол Иоанн (1 Ин. 2: 15).

Служение духу мiра и служение Богу так же несовместимы, как служение Богу и Ваалу
Основным делом, ради которого Господь воздвиг Илию, было обращение Израиля к истинному Богу. Не только пророку Илии было поручено Богом особое дело, но каждому человеку на земле Бог поручает особое дело. Илия должен был обратить к Богу отступивший от Него народ Израиля, а каждый из нас должен обратить к Богу свою душу, порабощенную страстями, привязанную к миру. Нам всем нужно раскопать в себе и воздвигнуть в душе своей подобного Илию. Всякий стремящийся служить Богу должен ополчиться против греховного закона, воюющего в нас. Невозможно строить нашу внутреннюю, духовную жизнь, не отгородившись внутренне от безбожного окружающего мира.

В нас, как и в пророках, действуют в союзе благодать Божия и наша человеческая воля. Человек соизволяет идти с Богом, творить Его волю, а благодать, в свою очередь, укрепляет человека, дает силы, действует. И чем больше у человека веры, ревности, тем сильнее проявление благодати.

Характерная черта библейского пророчества не столько в предсказании будущего, сколько в сострадании Богу, которое мы явно наблюдаем у пророка Илии. При встрече с Богом на горе Хорив Илия говорит прямо: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом… (3 Цар. 19: 10).

Описание ярких моментов в жизни пророка Илии дает нам урок, направление в духовной жизни. Когда Илия приносит жертву на горе Кармил перед народом Израиля и жрецами языческих богов, тогда нисходит Божественный огонь, принимая жертву пророка, потому что он ревнует о Боге и противостоит мiру-идолопоклонству. Затем Илия избивает жрецов Ваала и Астарты, то есть идолов мира, очищая от них душу Израиля. И Господь в ответ на молитву Илии дает исстрадавшейся земле и народу дождь. Мiр, в лице Иезавели, разгневан и преследует пророка, чтобы убить его. И только после поста-пустыни, когда восприятие души утончается, Господь утешает пророка. Когда Илия восходит на гору богообщения, на Хорив, на которой Бог являл Свою славу и пророку Моисею и здесь же дал Израилю заповеди, здесь, на горе, в тишине, вдали от мiра, Господь является Илии в веянии тихого ветра (3 Цар. 19: 12).

Интересно, что в Священном Писании пророки Моисей и Илия встречаются с Богом на горе два раза: оба пророка на горе Хорив с Божественной славой в Ветхом Завете и оба на горе Фавор с воплотившимся Господом в Новом Завете.

Возрастание в вере, ревность о Боге, принесение жертвы, очищение души от идолов, скорби и пост, удаление от мiра, восхождение на гору богообщения – памятка, указатель пути для нас. Это схема, конечно: Илия и до Хорива общался с Богом, вся жизнь пророков была в общении с Богом. К этому они призывают и нас.

Самое главное, чему нас учат пророки, – богообщение. Все пророческие книги, почти полностью, – разговор человека с Богом. Через пророков Господь учит, какими мы должны стать, чтобы мочь говорить с Ним. Самая главная задача каждого из нас – выстраивание личных отношений с Богом, и ее решение никак нельзя подменить обрядовой стороной, хотя она тоже важна.

Если не почувствуешь, что кроме тебя и Бога нет в мире никого больше, не найдешь пути к вечной жизни
Святые отцы наставляют: если человек не почувствует, что кроме него и Бога нет в мире никого больше, он не найдет своего пути к вечной жизни. Чтобы услышать Бога, нужно быть в тишине, на горе, вдали от мира. Там, во гласе хлада тонка, может произойти встреча и разговор один на один с Богом. «Из тишины и безмолвия – золота и серебра – создают драгоценный сосуд молитвы» (монах Моисей Святогорец). Гора, тишина, удаление от мира не суть внешнее, но в первую очередь внутреннее состояние. Оно возможно и среди шума и суеты городов. Как и святитель Иоанн Златоуст нас учит: «Мы должны искать пустынножительство не только в каких-либо местах, но и в самом произволении и, прежде всего другого, душу свою ввести в самую необитаемую пустыню». Потрудившись, можно обрести это состояние, когда голос мирского тления не заглушает голоса Божия, так что, спускаясь в тоннели метро, мы будем помнить Недремлющее Око и в пустыне души будет расти Саровский лес, в то время как мы будем окружены всем шумом мiра.

Отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем утешает нас: «Я знаю людей, которые живут в Москве, и она для них если не рай, то преддверие его. Они живут верой деятельной, живой, и никакие “чудеса” новой Москвы их не трогают. Святые с ними, и святыни московские укрепляют их дух».

Итак, пороемся в себе, отыщем и воздвигнем в душе своего пророка Илию, очистим душу от идолов, приготовим душу постом-пустыней, взойдем на гору духовную, встретимся с Богом и останемся с Ним в вечности.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ксения   6 августа 2019, 16:08
Спасибо, дорогой батюшка, за чудесную статью!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить