«Как же я мог так согрешить, я же такой молодец?!»

Картинка.png
Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7: 10). Здесь апостол Павел говорит нам, что есть печаль о Боге, и она рождает покаяние и исправление – и об этом никто не станет жалеть, потому что плодом настоящего покаяния становится спасение души. Но есть, с другой стороны, и иная печаль, которая забывает Бога; она связана с этим греховным миром, и ее итог – вечная смерть души.

Слово Божие вечно и неизменно. Совсем разные вещи – опечалиться потому, что мы согрешили перед Святым Богом, искренне покаяться, со слезами, с сожалением о том, что сделали, – и страдать оттого, что был как-то ущемлен наш эгоизм. «Как же я мог так согрешить, я же такой молодец?!» Одна печаль искупает наши прегрешения, другая – окончательно топит нас в трясине самолюбия.

Таинство Покаяния – это лучшая проверка для «качества» нашей печали. Если после исповеди ты чувствуешь себя окрыленным, если тяжесть уходит из твоего сердца, твоя печаль была Божией, даже если ее вызвал смертный грех. Грех искуплен; теперь ты спасен. Но если ты отходишь от аналоя с камнем на душе, если ты не видишь утешения, то виноват не твой духовник, который не смог найти нужных слов, а ты сам, твое неудовлетворенное самолюбие; именно оно тянет тебя ко дну. Если ты признаешь это, смиряешься, оплакиваешь свое состояние, а потом исповедуешься перед духовником, приходит свет и истина, приходит избавление. Да, обрести свободу можно только покаявшись и став на путь исправления; свободным делает только вера, и только если ты откажешься от самой мысли, что ты хорош.

Свободным делает только вера, и только если ты откажешься от самой мысли, что ты хорош

Действительно, среди нас есть христиане, которые и вправду совершают какой-то подвиг. Они постятся, молятся, стоят на коленях, не спят ночами, читают Писание и отцов, исповедуются, причащаются, подают милостыню. Эти люди, пожалуй, и вправду ведут жизнь аскетов. Но зачем они все это делают? Чтобы сломить свои страсти и угодить Богу? Или чтобы получить право хорошо думать о самих себе: мол, мы духовно продвинулись и украшены добродетелями? А может, чтобы однажды утром сказать себе с некоторой дерзостью: «Так чего же мне еще недостает?» При этом они постоянно нервничают, раздражаются, упрямятся, всегда готовы осудить; это резкие, неприятные и нетерпеливые люди, которым так часто недостает доброты, улыбки, мягкости, простого терпения.

Печаль о Боге неразрывно связана с опытом покаяния. Настоящее покаяние причиняет боль – ту самую печаль о Боге. Ведь своими грехами мы огорчаем Его, а заповедь говорит: не огорчайте Духа Святого (ср.: Еф. 4: 30).

Но чтобы покаяние стало нашим живым опытом, оно должно быть постоянным. Нельзя сегодня каяться, а завтра все бросить и забыть. Покаяние – это дар Божий, о нем нужно просить. И когда покаяние начнет действительно проявляться в твоей жизни, оно не только подарит тебе печаль о Боге, но и станет настоящим ключом от рая.

Настоящее покаяние освобождает от груза вины, оно дает легкость, радость, утешение, оно окрыляет и делает человека счастливым. Покаяние – это печаль о своих грехах, но это радостная печаль, если она выливается в исправление жизни, исповедь и молитву. Да-да, радостная печаль. Ликующая скорбь, по выражению святых отцов, плач, который дарит радость и уже не позволяет душе стать нерадивой или гордой.

Покаяние – это дар Божий, о нем нужно просить
«Да, я грешен, и потому я каждый день каюсь и сожалею о том, что сделал; я понимаю, что достоин любого наказания, но не отчаиваюсь. Я надеюсь на Бога и уже чувствую сладость рая, потому что совершенно уверен: Господь в Своей бесконечной любви к людям, терпении и доброте не оставит меня. Он меня спасет». Это состояние Сам Господь описал одной фразой, которую произнес устами преподобного Силуана: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».

Конечно же, существует еще и печаль, происходящая от любви к страдающему человеку, сострадание, вызванное той любовью, которую дает Бог. Это сострадание приводит нас к подлинному милосердию. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7). Впрочем, сострадание, как и дела милосердия, требуют особой внимательности и осторожности: всегда есть риск превратить их в повод к самодовольству, сделав их тем самым совершенно бесполезными.

Но ведь бывает и так, что нас душит скорбь, печаль, тоска не от чего-нибудь, а просто потому, что с нами или с кем-то из близких происходит что-то плохое: беда, несчастье, тяжелая болезнь, нищета, ребенок связался с наркотиками, произошло что-то еще... Все это ломает нас, давит на нас, пригибает нас к земле. Постепенно наше терпение иссякает, мы начинаем паниковать, метаться и уже не можем найти выход из нашей беды.

И все же этот выход есть: нужно прийти ко Христу, в Его Церковь, к Его спасительным таинствам. Только в них можно найти облегчение, утешение, избавление, благодать и радость. Пусть это никому не покажется странным. Вспомним, что говорит слово Божие: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1: 2). Да-да, различные испытания и скорби нужно считать причиной и источником радости – еще большей радости, чем та, что была у нас прежде.

Испытания и скорби нужно считать причиной и источником радости – еще большей радости, чем та, что была у нас прежде
Печаль – это неотъемлемая часть нашего духовного пути; трудности испытывают, насколько подлинна наша вера. Вера же, в свою очередь, рождает терпение, которое дает нам силы безропотно переносить боль и скорбь; отсюда прорастает и любовь к Богу, и надежда на Его милость. Так и только так страдающая душа может обрести покой.

Об этом говорит и апостол Павел, когда пишет: Я преизобилую радостью при всей скорби нашей (2 Кор. 7: 4). Радость настолько переполняла его, что он забывал о всех несчастьях, которые приключались с ним. Но мы – мы не таковы. В нашей вере нет такой силы и твердости, и потому несчастья душат нас, нам кажется, что выхода нет и мы не выдержим больше.

Конечно, Бог обещал, что никого не оставит наедине с тяжестью, которая непосильна для плеч его души. Об этом апостол Павел напоминает коринфянам: Бог не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10: 13).

Итак, обратимся к Богу; будем искать Его помощи со смирением, верой, покаянием и готовностью измениться, и она непременно придет. Бог выведет нас из тупика, снимет тяготу с наших плеч, даст нам свет и радость. Об этом свидетельствует и божественный Павел, и все святые апостолы, и бессчетные мученики, преподобные и праведники, да и просто верные христиане, живущие в миру.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить