Молитва, которую боится диавол

Наследие преподобного Варсонофия Оптинского

Сегодня мы вспоминаем преподобного Варсонофия Оптинского – величайшего из Оптинских старцев, «гиганта духа», как его называл один из его духовных чад. За свою жизнь преподобный смог трудами, аскезой и особенно Иисусовой молитвой стяжать умно-сердечную молитву, великий дар Божий, поэтому он, как никто другой, может показать нам важность и пользу Иисусовой молитвы в жизни христианина[1].

1, превью.jpg
Преподобный Варсонофий Оптинский

Очень часто можно встретиться с мнением, что Иисусова молитва – это удел монашествующих, и даже не всех, а только определенного круга монахов, которые возлагают на себя этот подвиг. Преподобный Варсонофий рассказывал об этой проблеме, еще когда в горах Кавказа совершал свой подвиг отец Иларион – бывший насельник афонского монастыря, поменявший общинную жизнь на суровое отшельничество. Рядом с ним нес послушание 30-летний отец Венедикт, получивший от старца необычное задание: изучить, как в монастырских стенах практикуют Иисусову молитву. Объехав десятки обителей, молодой монах с горечью убедился, что древняя традиция почти угасла. Лишь в редких монастырях еще теплилось это молитвенное делание. Авва Варсонофий говорил, что когда-то Иисусова молитва звучала не только в кельях иноков, но эту молитву практиковали и миряне. Например, реформатор Михаил Сперанский находил в ней источник духовной радости среди напряженной работы.

Преподобный добавляет, что современное монашество встречает практику Иисусовой молитвы с опаской. Многие иноки считают ее опасным деланием, способным повредить рассудок. Действительно, история знает печальные примеры, но причина проблем крылась не в самой молитве, а в горделивом отношении, когда люди брались за этот подвиг без благословения, желая сразу достичь духовных высот, и, конечно же, падали. Истинная молитва требует не горделивого порыва, но смирения.

Истинная молитва требует не горделивого порыва, но смирения

Вспоминаю истории своего отца, который рассказывал мне про ночные молитвы моего дедушки – Василия. Когда все засыпали, он зажигал лампаду, вставал на колени перед иконами и творил Иисусову молитву. Для того времени, времени гонений на Церковь, практика этой молитвы была любима верующими, и многие люди к ней обращались. И дедушка часто повторял: «Иисусова молитва в холод согревает, а в зной охлаждает». Люди переживали это на своем опыте. И сейчас перед нами стоит важная задача – защита и возрождение практики Иисусовой молитвы среди мирян.

Преподобный Варсонофий говорит, что Иисусова молитва – это самый короткий путь к Царствию Небесному, и в тоже время путь этот нелегкий, требующий готовности к скорбям и испытаниям. Конечно, другие молитвы тоже важны: верующий продолжает участвовать в церковных богослужениях, читает келейное правило. Но именно Иисусова молитва быстрее всего открывает человеку его грехи, приводя к глубокому покаянию. Она заставляет его осознать: «Я – величайший грешник», и в этом смирении содержится ключ к Божией милости.

Диавол страшится этой молитвы и всеми силами пытается отвратить от нее христиан. И это не просто так, потому что тот, кто пребывает в Иисусовой молитве, огражден Божией силой от вражеских козней. А если душа всецело проникается ею, то даже без видимых духовных даров при жизни в раю она обретает дерзновение взывать к Богу: «Отверзите мне врата правды!» (Пс. 117: 19). Но враг не дремлет. Он нашептывает молящимся сомнения: разве можно молиться без умиления и радости? Разве не прогневаешь Бога такой молитвой? И, увы, некоторые верят этим помыслам и бросают молитву, радуя тем самым лукавого.

2 (1).jpg

Преподобный Варсонофий приводит хороший пример. Новичок в Иисусовой молитве – это как первоклассник, только поступивший в гимназию. Кажется, впереди годы учебы, возможно, даже «университет» духовного роста. Но вот первое же испытание: не дается урок, например, арифметика. И тут же лукавый голос шепчет: «Если первого урока не понял, дальше и вовсе запутаешься, лучше притворись больным – зачем мучиться?» А если у ученика есть богатые родственники, искушение усиливается, и диавол как будто говорит: к чему тебе эта учеба, живи в свое удовольствие! Поддается гимназист этим мыслям и бросает занятия, тратит время впустую. И через несколько лет оказывается неучем, которого выгоняют из гимназии. То же самое и с молитвой.

Помыслы будут говорить: раз не чувствуешь благодати, значит, молитва не работает, и зачем тебе продолжать ее творить? Но поддаваться этим помыслам гибельно. Даже если нет ярких переживаний, молитва тихо, но верно меняет нашу душу. Главное здесь – гнать сомнения прочь и терпеливо идти вперед. Без плодов молитва не остается, просто ее работа не всегда видна сразу.

Преподобный Варсонофий приводит пример терпения в молитве на опыте преподобного Пимена Великого. Однажды к нему пришла мать, проделав долгий путь из Африки. Узнав об этом, святой ответил, что у него нет матери. Когда ему напомнили, что женщина действительно приходится ему матерью, он сказал спросить ее, где она хочет увидеть его: в этой жизни или в будущей. Мать, поняв скрытый смысл его слов, ответила, что желает встретиться с ним в будущей жизни, и покинула скит без свидания. Этот пример показывает нам, если бы она настояла на земной встрече, возможно, лишилась бы вечного единства с сыном. Так и в молитве: отсутствие «восторгов» сейчас не означает бесплодия, потому что подлинные плоды откроются в жизни вечной.

Отсутствие «восторгов» в молитве не означает бесплодия, потому что подлинные плоды откроются в жизни вечной

Для верующего человека важно практиковать Иисусову молитву, потому что она действительно приближает нас к Богу и открывает нам собственные грехи, от которых душа хочет скорейшим образом очиститься. Однако сразу человек не сможет достичь сердечной молитвы, потому что для этого нужны практика и обучение, которое порой занимает многие годы.

Преподобный Варсонофий называет несколько ступеней Иисусовой молитвы. Первая ступень – это устная молитва. Сначала человек учится молиться устами, с трудом собирая рассеянные мысли. Это трудный, но очищающий этап. Вторая ступень, когда молитва проникает в сердце и ум, становясь непрерывной – звучащей и за трапезой, и в трудах. На третьей ступени рождается молитва-чудо, способная сдвигать горы, как у древних подвижников. Высшая же ступень – ангельская молитва – доступна лишь редким избранникам за всю историю человечества, поэтому не стоит сразу ждать от молитвы быстрых плодов, все приходит со временем.

3.jpg

О великой пользе Иисусовой молитве преподобный Варсонофий говорит так: «Те дары, которые несомненно несет с собой Иисусова молитва, – это покаяние, терпение и смирение». Таким образом, шаг за шагом, душа восходит к Божественной благодати посредством этого славословия, поэтому важно с руководством духовного отца как мирянам, так и монашествующим практиковать эту молитву – сокровище, переданное нам святыми подвижниками.


[1] Слово оптинских старцев: по творениям преподобных Амвросия, Варсонофия, Иосифа и Никона Оптинских. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2012. 305 с.

Николай Герасимов 13 апреля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить