Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Не только ногами, но сердцем войти в храм Божий. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина). (Продолжительность 00:06:43 мин, размер 6,15 Мб)
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your
Flash plugin.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Совершая праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем то, как Она была отдана на воспитание в храм Господень. На Пресвятой Богородице лежала особая миссия – стать Матерью Бога. Но для того, чтобы эту миссию исполнить, Ей нужно было определенное воспитание: отличное, особое, по сравнению с воспитанием обычных детей. И это воспитание Она получила в храме Божием. В трехлетнем возрасте Она туда была приведена и до Своего совершеннолетия пребывала в храме, постоянно общаясь с Богом, напитываясь благодатью Божией. Все это дало Ей возможность в определенный момент стать не просто великой святой, но и Матерью Бога, Который стал Человеком.
Воспитание Пресвятой Богородицы в храме Божием учит и нас чему-то очень важному. Дева Мария имела особую миссию – послужить Воплощению Иисуса Христа. Но и каждый из нас на земле имеет особую миссию. Конечно, не такую уникальную, какой была миссия Пресвятой Богородицы, но тоже чрезвычайно важную. Эта миссия – спасение, достижение Царства Небесного, достижение единства с Богом и, как бы это громко ни звучало, достижение святости. Это та миссия, которая возложена Господом на каждого из нас, на каждого человека на этой земле, а тем более на человека крещеного, человека воцерковленного. И для достижения этой цели нам так же необходимо воспитание в храме Божием.
И сегодняшний праздник нам напоминает о том, что как Пресвятая Богородица совершенствовалась в Своей жизни и достигла абсолютного безгрешия через воспитание в храме Господнем, так и нам для приближения к Богу и для исполнения той цели, которую Господь дает каждому из нас, необходимо воспитание в храме Божием.
Конечно, есть огромная разница между тем Иерусалимским храмом и храмами, которые сейчас мы созидаем и в которых совершается Божественная литургия. Но эта разница – в пользу наших православных храмов, потому что в том древнем храме приносились кровавые жертвы, которые, по слову апостола Павла, никого не могли очистить от грехов. А в нашем храме совершается жертва бескровная, которая каждого из нас может приобщить, соединить со Христом. И то, что мы получаем в храме Божием, несравненно больше того, что мог получить в Иерусалимском храме любой приходящий туда человек. И в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нам очень важно обратить внимание на храм, куда мы приходим, и вообще на наше пребывание в храме Божием.
В храме Божием все сделано для того, чтобы нас отделить от земли и приблизить к Богу
В храме Божием все сделано для того, чтобы нас отделить от земли и приблизить к Богу: это и иконы, и росписи храма, и особое пение, и богослужение, и чтение Священного Писания, звучащее на богослужении. Каждая деталь того, что происходит в храме, необходима для того, чтобы мы отдалились от жизни мирской и приблизились к Богу, соответственно приблизились и к исполнению этой великой цели спасения наших душ.
И вот здесь очень важно подумать о том, каким образом мы относимся к храму. Стремимся ли мы при каждой возможности прибегать в храм Божий? Стараемся ли мы не просто приходить сюда, но еще и внимательно относиться ко всему, что здесь происходит: чтó мы здесь видим и слышим, чтó Церковь предлагает нам через храм и богослужения? Если мы таким образом к храму относимся, если мы, как сказано в ектении, «с верой, благоговением и страхом Божиим» входим в храм, тогда мы обязательно выйдем из него обогащенными. Да и выходить нам из него не захочется, и делать мы будем это только по необходимости, потому что не можем жить без неких житейских дел.
Понятно, что у каждого своя мера: кто-то может в храм приходить каждый день и не по одному разу, а кто-то может выбраться только в воскресенье на литургию. Но здесь самое главное – наше стремление. Если мы хотим быть в храме Божием, если мы стремимся быть в храме Божием, тогда мы находимся в правильном устроении, тогда мы стремимся к Богу, потому что здесь Господь благоволил Себя явить особым образом через Свои таинства, через общую молитву, через то, что Церковь предлагает нам, когда мы в храм приходим.
Можно порой услышать, что преподобная Мария Египетская почти не бывала в храме и все равно стала святой. Или наши святые новомученики: они на многие годы и десятилетия бывали лишены храмового богослужения. Да, это действительно так, и понятно, что самое главное богослужение, главное священнодействие совершается именно в наших душах. Но святые новомученики потому и стали святыми, что они любили храм Божий и всеми силами стремились к нему и в нем воспитывались в течение своей жизни. И когда обстоятельства изменились, когда они были лишены храмового богослужения, они все равно и в условиях тюрьмы, лагеря сохраняли в себе, в своей душе все то доброе, что до этого многие годы получали в храме Божием.
Преподобная Мария Египетская многие десятилетия прожила в пустыне. Мы на это не способны. Но первый опыт соприкосновения с Богом, опыт благодати Божией, перерождения своей души преподобная получила именно в храме. Таким образом, через храм, через храмовое богослужение и через общую молитву мы спасаемся.
И взирая на пример Божией Матери, Которая была воспитана в храме Божием и стала Матерью Бога, постараемся и мы воспитываться в храме Божием, стремиться в храм Божий, внимательно относиться ко всему тому, что здесь происходит. Тогда и мы, Бог даст, будем воспитывать наши души для того, чтобы приблизиться к Богу, к единству с Ним, к Царству Небесному. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.