Осторожно, секты!

Сегодня не только в научном, но и в общественном пространстве идут обсуждения сект и/или новых религиозных движений. Достаточно часто в масс-медиа, а также в повседневной жизни каждый может столкнуться со страшным словом «секта». Так в чем же различие между сектами и новыми религиозными движениями, какие сообщества и религиозные группы действительно могут быть опасными, а какие кажутся таковыми и что делать, если вы встретились с пугающим вас явлением?

Очень часто можно столкнуться с уверенностью собеседника в своем знании и понимании понятия «секта». Вместе с тем в разговоре отчетливо видно абсолютное незнание предмета, что влечет за собой простую объективизацию страхов.

Приведу пример из собственного опыта. На одном из мероприятий меня, как эксперта, попросили объяснить, как «бороться с сектой готов», которая якобы атакует молодежь региона. Но в вопросе изначально – явная ошибка.

Во-первых, «готы» не являются сектой, а относятся к «субкультуре». Во-вторых, направление не является новым и, по имеющимся официальным данным, готы не «атакуют регион», то есть не зафиксирован резкий рост количества приверженцев готического направления.

Таким образом, мы видим, что при отсутствии понимания простой терминологии можно легко оказаться в заблуждении. Итак, давайте разберемся, что же такое «секта» и чем она отличается от «нового религиозного движения».

Начать нужно с того, что, по словам доктора теологии Венского университета, кандидата социологических наук, председателя Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусской Православной Церкви Владимира Мартиновича, «основные дискуссии в научном и общественном дискурсе разворачивались вокруг допустимости использования терминов “секта” и “культ”. При этом ни отечественными, ни зарубежными исследователями не проводился анализ предлагаемых альтернативных терминов “новая религия” и “новое религиозное движение”». Несмотря на это, просто необходимо отталкиваться от определения понятий.

Согласно определению, которое дает исследователь современного российского сектантства, профессор ПСТГУ Александр Дворкин, секта – это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Достаточно сложное в понимании, но принятое определение.

В свою очередь, новые религиозные движения – общее название многочисленных организаций религиозного или псевдорелигиозного типа, характеризующихся относительно недавним временем появления (большинство возникло во 2-й пол. XX в.) и религиозным синкретизмом.

Однако, читая определения, нельзя забывать, что это знание – лишь вершина айсберга в вопросе новой религиозности.

Россия является многоконфессиональной страной, но далеко не каждый действительно представляет масштабы религиозного многообразия. Давайте обратимся к цифрам. На данный момент в России официально зарегистрировано почти 31,5 тысяч религиозных организаций в 55 религиозных направлениях (имеется в виду, что Русская Православная Церковь – это одна группа организаций, шаманизм – другая, лютеране – третья и так далее).

При этом необходимо помнить, что эти показатели учитывают только организованные и зарегистрированные религиозные группы. Точное количество незарегистрированных организаций можно только предположить, да и то вероятность примерного совпадения данных с реальностью ничтожно мала. Существует целый ряд причин, по которым религиозная организация воздерживается от регистрации. Религиозной организации может быть отказано в регистрации по законным причинам, или отказ может исходить от самой организации. Например, на данном этапе на Камчатке нет старообрядческих приходов, а верующие сообщают, что сейчас сложно найти даже десяток человек для оформления необходимых документов, поэтому регистрация откладывается до лучших времен. Другой пример: некоторые протестантские общины или неоязыческие группы не видят необходимости в регистрации. Во-первых, они попросту не доверяют государству, а во-вторых, опасаются того, что в случае регистрации законодательство не только не защитит их, но и будет настроено против. Кроме того, их все равно могут в любой момент этой регистрации лишить.

Как видим, отсутствие регистрации может быть вызвано как простыми жизненными проблемами, но также может быть обусловлено и тем, что организация была запрещена в стране или имеет в своем вероучении элементы, препятствующие возможной регистрации (и, по сути, ее существованию).

Обратим внимание: самое большое количество религиозных организаций зарегистрировано Русской Православной Церковью (18 959). Однако это нисколько не делает религиозное многообразие России скуднее, а количество зарегистрированных организаций растет если не ежедневно, то ежемесячно, но при этом и ряд организаций лишается регистрации.

Уничтожить нельзя запретить

Для России сегодня вопрос новых религиозных движений вновь стал актуальным, а люди все чаще задаются вопросом: как уберечься от вовлечения в деструктивные сообщества? Это связано с целым рядом событий. Несмотря на то, что СМИ практически ежедневно публикуют новости о новых задержаниях или приговорах в отношении «Свидетелей Иеговы», мы обращаем внимание совершенно на другие новости, часто даже не ассоциируя их с понятиями «секта» и «новые религиозные движения», а о свободе совести в политическом или религиозном контексте в последнее время принято говорить вообще все больше.

О праве россиян на свободу совести говорится в статье 28 Конституции Российской Федерации, а также в статье 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Здесь необходимо обратить внимание на то, что в нормативно-правовых актах, которые регулируют свободу совести как таковую, не приводится само определение этого понятия. В самом широком смысле можно говорить, что свобода совести – это право человека формировать свои убеждения. То есть это относится к любым убеждениям. В свою очередь религиозные убеждения являются лишь составной частью свободы совести и определяются свободой вероисповедания.

И говоря об опасности вовлечения в деструктивные сообщества (под которыми многие понимают только секты), мы часто забываем о свободе совести, в частности о свободе вероисповедания.

Приведу несколько примеров.

Во-первых, дело «Церкви последнего завета», которое началось 22 сентября 2020 года, когда в поселении Тиберкуль («Город Солнца», «Обитель рассвета») в Курагинском районе Красноярского края был задержан основатель и глава «Церкви последнего завета» Сергей Тороп (Виссарион). Вместе с Торопом были задержаны Вадим Редькин, исполняющий функции его пресс-секретаря, и Владимир Ведерников, являющийся руководителем школы «Истоки», где обучаются дети последователей «Церкви последнего завета». Медиапространство тут же наводнила самая разнообразная информация, интервью с участниками событий, экспертные мнения и т.д. В попытке выстроить последовательность событий приходится сталкиваться с большим количеством вопросов, на которые нельзя получить конкретные ответы, полагаясь лишь на информацию СМИ.

Во-вторых, это дело бывшего схиигумена Сергия Романова, которое впервые вылилось в медийное пространство в начале 2020 года (хотя все началось задолго до этого). Романов в 2020 году призывал бойкотировать инициированные Президентом РФ В.В. Путиным поправки к Конституции. 3 июля 2020 года церковным судом Сергий был лишен сана. 7 июля суд оштрафовал его на 90 000 руб. за распространение фейков о коронавирусе. 10 сентября Романова отлучили от Церкви. 6 октября Управление Следственного комитета по Свердловской области возбудило уголовное дело в связи с тем, что неизвестные лица на территории монастыря в 2004–2019 годах совершали насильственные действия в отношении детей.

Так же, как и в предыдущем случае, постоянный поток информации порождает больше споров и вопросов, нежели дает ответов.

В-третьих, дело Альберта Разина, которое продолжает будоражить умы до сих пор. 10 сентября 2019 года в Ижевске около здания Госсовета Удмуртии незадолго до начала XVI сессии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва Альберт Разин совершил акт самосожжения. Разину было 79 лет. Он был кандидатом философских наук, доцентом, заслуженным деятелем науки Удмуртской Республики, а также активным участником удмуртского национально-культурного движения «Удмурт Кенеш» и клуба ученых «Тодосчи».

Просто прочитав описание информационных поводов, а также столкнувшись с огромным потоком новостей и событий, сопровождавших и сопровождающих приведенные дела, простой читатель вряд ли сможет разобраться, что из этого не имеет никакого отношения к религии, что является провокацией, что рядовым случаем внутри религиозной конфессии, что политическим ходом, а что государственным и церковным упущением, а главное – что из перечисленного представляет реальную опасность, а что просто является громким скандалом.

Что делать?

Назовем два основных риска при столкновении с сектами, новыми религиозными движениями и внутрицерковными расколами, а также возможные пути минимизации последствий такого столкновения.

1. Вовлечение

Это часто используемый прием для работы с потенциальными адептами. Неподготовленный человек, особенно человек ищущий, может стать легкой мишенью для вербовщика. Сама по себе миссионерская деятельность не запрещена в нашей стране. Однако при отсутствии знаний и понимания человек не сможет отличить миссионерскую деятельность от вовлечения. Наоборот, интерес, любопытство, подкрепленное потребностью в духовном поиске, может подтолкнуть человека к взаимодействию, что может повлечь за собой даже трагические последствия.

В качестве противоядия в данном случае необходимо использовать критическое мышление. Именно этот инструмент позволит вам задать правильные вопросы для минимизации риска вовлечения себя или родственников, детей и друзей в нежелательные и/или деструктивные сообщества.

Включайте критическое мышление: это позволит вам задать правильные вопросы вербовщику

2. Незнание/непонимание ситуации и контекста

Сегодня с религиозной тематикой связано достаточное количество информационных поводов, которые публикуются СМИ. Публикации, естественно, не содержат полной информации и не объясняют причины и последствия. В качестве примера (из ярких событий) можно привести громкое дело «Церкви последнего завета» или дело экс-схиигумена Сергия Романова. Имеющаяся информация в открытом доступе не дает понимания реальной ситуации и просто воспринимается как данность (поймали – плохо, не поймали – хорошо). Одновременно с этим информационный бум, вызванный громкими делами, обрушил на простого читателя море публикаций – от противоречивой информации до полярных экспертных мнений в отношении всех новых религиозных движений и Русской Православной Церкви.

Представление о реальной ситуации, полагаясь лишь на информацию в СМИ, получить невозможно

Таким образом, в этом потоке оказались люди, которые не в силах разобраться в ситуации и могут быть искусственно втянуты в конфликт, привлечены на определенную сторону.

Помните: информация в СМИ о «громких делах» – неполная, она многое не объясняет. Не дайте втянуть себя в конфликт

Здесь поможет просветительская и образовательная деятельность. Это, в частности, работа, которая проводится в образовательных организациях (курсы, семинары, образовательные модули).

Будьте критичны и внимательны.



Марина Малафеева 27 января 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить