Пастырские встречи. Духовная жизнь современного человека

Христианином должно оставаться всегда, в любой ситуации: по дороге на работу, забирая из школы ребенка, получившего плохую отметку, – а не только приходя на Литургию в воскресенье. Как не нарушать заповедей Господа Иисуса Христа о любви к ближнему как к самому себе? Как не гневаться, не раздражаться? На эти вопросы, актуальные для большинства верующих людей, во время Пастырских встреч ответил иеромонах Иннокентий (Присадков).

– Отец Иннокентий, слышала, что к святым, которые очень популярны, всегда огромная очередь. И лучше молиться тем, кто не так популярен. Что вы об этом думаете?

– Думаю, что к этим святым стоит большое количество людей именно по той причине, что они слышат и отвечают. Если бы была обратная ситуация, то вряд ли кто-то вставал бы в эту очередь. Надо сказать, что многие святые являются неким связующим звеном в нашей реальной жизни, в социуме для общения всех людей, в том числе иных конфессий, как ни странно. Если кто-то был у Матроны, то знаете, что туда приходят и мусульмане, и представители других конфессий. Понятно, что если у матери заболеет ребенок, то она сделает все, что может, чтобы помочь ему. В том числе если услышит от своей соседки, что нужно пойти и помолиться Матроне. И таких примеров много. Это и великомученик Пантелеимон. И святитель Николай тоже был таким человеком еще при жизни, к которому обращались разные люди, и после его отхода в мир иной он тоже отвечал и помогал всем.

Вспоминаются слова сектоведа Романа Коня. Он спрашивал у семинаристов: если, допустим, узбек обратится к Христу, подразумевая, что он мусульманин, Христос его услышит или нет? Это был немного провокационный вопрос. Но понятно, что Господь услышит. Потому что Бог создал человека вне зависимости от того, кем человек является, Он всегда о нем заботится, видит его и слышит.

У нас есть возможность иметь особую близость к Богу и особое единение с Ним. Христианам она дана. Эта близость открывается в Таинстве Евхаристии. Это самое близкое, самое возможное для человека во всех смыслах, и в первую очередь в физическом. Мы в прямом смысле едим Его тело и пьем Его кровь. И в душевном, и в духовном отношении смешивается Его тело с нашим телом, Его кровь с нашей кровью. Мы пребываем в полном соединении с Богом. Он на всех уровнях питает нас, освящает, лечит, вдохновляет, развивает все хорошее, духовное, дает силы. Это все нам дано. Без этого христианство в наше время практически невозможно.

И святитель Николай призывал всех к этому. В первую очередь об этом говорил Сам Христос. У нас такая возможность тоже есть. Мы живем в благодатное время, имеем возможность спокойно встречаться, обсуждать любые вопросы.

– Как относиться с позиции гуманизма к наказанию детей? В старые времена детей пороли, и вырастали порядочные люди, интеллигенция. А сейчас вседозволенность вот до чего довела...

– Раньше детей, действительно, наказывали. Были, конечно, особые случаи. Нам сложно понять, как люди жили раньше, скажем, до Второй мировой войны. После общество кардинально изменилось, люди пережили такое насилие со стороны врага, собственного государства...

Люди, которые являются специалистами в области воспитания, говорят, что самое большое влияние, которое можно оказать на ребенка, оказывается неосознанно. То, какими являетесь вы в своих мыслях, какими являетесь вы в своих чувствах, действиях, именно это и будет воспитывать ребенка. А всё остальное, если это будет соответствовать вам, это будет некоей надстройкой, которая будет вызывать конфликты. Поэтому, если вы хотите воспитать ребенка хорошим человеком, нужно работать над собой. Базовые вещи закладываются до пяти-шести лет.

Ко мне на исповедь нередко приходят люди, которые жалуются, что ребенок их не слушается. Когда я спрашиваю, сколько лет ребенку, они отвечают: «Тридцать лет». Получается, что ребенок на самом деле тот, кто пришел на исповедь, ему нужно самому в себе разбираться. С таким сознанием невозможно никого нормально воспитать.

– Как научиться не раздражаться, если тебе грубо ответили?

– Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия есть хранение уст при смущении сердца». Вот мы разозлились на кого-то, но нужно не ругаться, а молиться в этот момент. Если вы вспыхнули, нужно успокоиться и понять, что стало причиной того, что вы так среагировали, и попытаться найти причину в себе самом. В то же время нужно стараться адекватно на эту ситуацию посмотреть. Если человек действительно перешел пределы и границы, с ним нужно это проговорить, но обязательно успокоившись. «Согрешил против тебя ближний, обличи его наедине». Объясните, что у вас произошла такая ситуация, он повел себя таким образом, что причинил вам боль. Но говорить нужно не с укором и попросить в другой раз поступать иначе.

Вот мы разозлились на кого-то, но нужно не ругаться, а молиться в этот момент

Понятие раздражения очень широкое. Иногда действительно нужно отвечать на раздражение, иногда нужно спокойно поговорить. Здесь нет единого правила, нужно в каждой ситуации отдельно разбираться.

– В Школе приемных родителей учат разговаривать с детками по серьезным вопросам. Учат проговаривать с детьми обиды, высказывать свои чувства.

– Я бы даже сказал, что можно и не всегда говорить именно: «Ты меня обидел». Лучше говорить, что вы при этом испытывали. Бывают ситуации, когда нужно просто с человеком в принципе разорвать общение. Вы при этом тоже будете злиться. Надо просто все это оценить, адекватно взвесить. И Сам Христос говорит: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18: 15–17). Но если уже так следовать букве Евангелия, то не нужно поступать формально: кого-то взять, при нем начать скандалить, истерику закатить. Речь совсем не об этом. Нужно взять человека рассудительного, которого тот, с кем вы пытаетесь примириться, может как-то услышать. Если он уже в этой ситуации не послушает, речь идет о том, чтобы разорвать общение, потому что это общение ничего хорошего не будет давать.

– В Евангелии говорится: и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10: 22). Но мы же не борцы за веру, мы сами здесь топчемся маленькими шажками, при чем здесь наша дорога к Богу и борьба в мире?

– На самом деле ненавидимы во всем мире не означает, что всем миром. Взять, например, отца Иоанна (Крестьянкина). У него были враги, но он не был ненавидим всеми. Он был примером для всех, и люди находили в нем утешение, любили его, и он других любил.

Это слово обращено к апостолам, которые вели, выражаясь современным языком, активную миссионерскую деятельность. Она, естественно, подразумевает некую активность с одной стороны и активный ответ с другой стороны, в том числе и какой-то негатив. Неправильное понимание этих слов, что вы будете ненавидимы не во всем мире, а всем миром, как раз может привести человека в такое состояние, что других он будет как-то провоцировать. Он будет каким-то ненормальным, у него не будет ни друзей, ни подруг, он будет склочным, скандальным, неадекватным. В итоге такое понимание может привести к тому, что все его действительно будут ненавидеть.

Нормальное состояние, когда у христианина и друзья есть, и любимые, и работа. Да, у вас будут какие-то враги, которые с вами не согласны везде, но это будут единицы. Они будут враждовать не против вас лично, а скорее их будет злить дух Христов, который в вас тоже будет почивать в какой-то степени, пусть даже в малой. Дух Христов не всеми будет принимаем, он будет вызывать ненависть, отторжение у людей, у некоторых прямо на уровне ДНК. Такие люди сейчас есть, и вы должны были их встречать. Периодически в истории наступают такие моменты, когда Церковь начинает свидетельствовать. Мученический, что называется, период, и люди уже страдают за веру.

– Отец Иннокентий, некоторые святые отцы говорят, что обращаться к Богу с практическими просьбами – это все равно что просить грязи у царя. Но меня это смущает...

– Это говорил Исаак Сирин, который был монахом. Монашествующие, как вы знаете, дают обет нестяжания, отрекаются от всех земных дел. Я точно не знаю, кому он эти слова адресовал. Думаю, что это тоже было связано с монашеским жительством.

Читать святых отцов нужно обязательно, но это нужно делать с определенным тактом и понимать что к чему. Когда вы станете монахиней, у вас не будет никакого имущества, тогда вы не будете ничего земного просить. А сейчас вы в миру живете, и надо эти вопросы решать. Если вы будете просить, Бог вас не оставит и обязательно вам поможет. Так что не бойтесь просить у Бога.

Промысл Божий – везде. Вне зависимости от наших действий Бог в нашей жизни добрым образом участвует

– Как определить, где Промысл Божий, а где просто человеческое руководство?

– Сложный вопрос. Промысл Божий – это действие Божие в нашем мире, которое постоянно происходит вне зависимости от наших действий. То есть, сидя здесь, мы можем творить свою волю, какие-то действия совершать. Но Бог будет в нашей жизни участвовать и стараться нашу жизнь исправить и как-то направить ее ко благу. То есть духовное действие со стороны Бога, Его направление нас ко благу является Промыслом Божиим. Но есть еще другое понятие – воля Божия. Это Его видение, Его желание, то, как Он хочет, чтобы мы совершили в той или иной ситуации, либо то, как бы мы жили. Как определить, где Промысл Божий? Он везде. Вне зависимости от наших действий Бог старается в нашей жизни добрым образом участвовать и каждое наше действие подправить во благо. А человек не всегда это сделает.

– Как научиться отсекать греховные помыслы?

– Поможет только практика, только действием можно научиться. Приходят греховные помыслы – начинайте молиться. Какую молитву вам совершать при этом – скорректируйте со священником, у которого вы исповедуетесь. Можно просто «Господи, помилуй», или «Боже, очисти мя грешнаго», или Иисусову молитву. Но еще раз говорю: научиться этому можно только через действие. Каждый раз, когда приходит греховный помысел, вы совершаете действие в виде молитвы.

– Православные люди часто говорят фразу: «как Господь управит», снимая с себя ответственность и пребывая в бедствии, иногда в лености. Как возвращать ответственность таким православным?

– Про каждого в индивидуальном порядке нужно говорить, как ему по жизни вернуть ответственность. Расскажу историю. Приехал один человек к нам в гости. Естественно, есть определенный порядок оформления документов, если ты приехал из другого государства. Ты должен зарегистрироваться, встать на регистрационный учет, и у тебя есть определенное время, которое ты можешь находиться на территории Российской Федерации. Суть дела в том, что он положился на волю Божию и поехал по каким-то своим делам. Он нарушил положенный законом срок и в конечном итоге довел ситуацию до депортации с запретом права въезда. Закон вступил в силу, просто естественный порядок произошел. Тогда владыка Тихон мне сказал: «Он хотел, чтобы все было по воле Божией, – вот воля Божия и свершилась».

Думаю, как раз это и есть нормальный путь, когда мы попросим помощи у Бога, у святых и совершаем какое-то адекватное активное действие, которое помогает ту или иную ситуацию решить, и говорим в этот момент: «Как Господь управит». Потому что мы не знаем, как дальше обстоятельства в этом деле пойдут, мы уже будем решать их по ходу поступления.

Думаю, что сама жизнь учит людей, вне зависимости от возраста.

– Можно ли задавать вопросы священнику на исповеди?

– Я считаю, что можно. Разные священники по-разному на исповеди себя ведут. Кто-то может больше с вами поговорить, кто-то меньше, кто-то отвечает на вопросы, а кто-то нет. Надо сказать, что ситуации тоже бывают разные. Когда в будние дни мы исповедуем и народу бывает средне, мы готовы ответить на ваши вопросы. Но если вопрос посерьезнее, можно просто договориться встретиться, тогда во время этой встречи на все ваши вопросы священник и ответит.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить