Преподобный Стефан Филейский о цели христианской жизни

В своих трудах преподобный Стефан не формулирует напрямую мысль о целях христианской жизни. При этом каждое его сочинение пронизано призывом к делу спасения души. В понимании святого спасение является абсолютной целью всех подвигов и переносимых скорбей христианина.

01 Преподобный Стефан Филейский.jpg
Преподобный Стефан Филейский

Но что преподобный Стефан понимает под спасением? Во-первых, в абсолютном смысле под спасением он понимает «освобождение от грехов и избавление от вечной муки». Во-вторых, соединение с Богом и познание Бога, которое и будет источником вечной блаженной радости. Так и православная богословская мысль в отношении спасения говорит, что оно является избавлением человека от греха и его последствий: вечной погибели, осуждения и духовной смерти. В своих сочинениях отец Стефан пытается поставить цель воодушевить человека обратиться к ищущему его Богу и положить начало богообщения.

Отметим, что здесь преподобный вторит святителю Феофану Затворнику, который считал конечной целью земной жизни человека богообщение. Так и святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о спасении, заключал это понятие в единении человека и Бога. В-третьих, как замечает отец Стефан, спасение неразрывно связано с уподоблением Христу, возвращением человека к тому богоподобию, которое он имел до грехопадения.

Неоднократно спасение души в трудах преподобного Стефана отождествляется с понятием Царства Божьего или, иначе, вечной жизни, которые заключают в себе «вечное спокойствие и блаженство души, вечную радость о Боге».

В той или иной степени все сочинения отца Стефана христоцентричны, поскольку без Христа никто не может спастись.

Спасение неразрывно связано с уподоблением Христу
Так «Христология (понимаемая, конечно, не только в узком смысле, т. е. не только как учение о способе соединения во Христе двух природ) и неразрывно связанная с ней сотериология представляют собою начало и конец всего церковного богословия, – заключает профессор Алексей  Сидоров. – Идея спасения рода человеческого во Христе Иисусе определяет весь настрой миросозерцания прямых преемников, непосредственных учеников Господа и… все житие христианское должно быть ориентировано на нее». «Только через Христа, – пишет отец Стефан, – "только через соединение с Ним можно получить паки бытие (см.: Мф. 19: 28) и сделаться наследником жизни вечной"».
03 Христос Лоза истинная.jpg
Христос Лоза Истинная

После грехопадения для человечества оставалась надежда спасения, но его невозможно было достичь своими человеческими силами, это стало возможным только через пришествие в мир Спасителя. Эта вера в обетованного Спасителя мира оживляла надеждою ветхозаветное человечество. Так и «все учреждения ветхозаветной Церкви были направлены к поддержанию веры в грядущего Искупителя. Все законы, данные чрез Моисея, приготовляли израильтян к принятию Его. Указано было племя, из которого Он произойдет, предсказано бессемянное зачатие от Девы, и место, и время рождества Его… Даже язычники, рассеянные по всему Востоку, ждали в то время события в Иудее, которое произведет переворот в целом мире. Христос приходит для того, чтобы «призвать грешных на покаяние». И «чтобы искупить нас Своею Кровию от вечной смерти». Отец Стефан не углубляется в догматические подробности, но констатирует, что только через Крестную смерть Спасителя человеку вновь стало возможным обратиться к Богу, соединиться с Ним и через это «получить себе бессмертную, вечно-блаженную жизнь».

Преподобный, опираясь на Священное Писание, приводит примеры единения со Христом многими сравнениями. «Например… Он есть глава, а мы тело; Он лоза, мы же ветви (см. Ин. 15: 1–8); Он пастырь, мы овцы (см.: Ин. 10: 1–16); Он жизнь, мы живущие Им (см.: Ин. 14: 6; Ин. 11: 25); мы храм, Он обитатель» (см.: 1 Кор. 3: 16–17). Только Христос является истинным Сыном Божьим, Спасителем «по вере твоей и Избавитель всех людей по делу искупленья Его». Не может быть осуждения «тем, которые во Христе Иисусе живут по духу Его, а не по закону плоти (см.: Рим. 8: 9). «Только через соединение со Христом можно получить пакибытие (Мф. 19: 28) и сделаться наследником жизни вечной», – заключает отец Стефан.

04 Второе Пришествие.jpg
Икона Второго Пришествия

Преподобный Стефан подчеркивает, что начало Богопознания и спасения души человек должен положить в цель земной жизни, так как только «здесь, под временем изменяемым, могут изменяться судьбы Господни; а в будущем веке все будет вечно и неизменно». Именно поэтому так часто преподобный обращает свой взор к последним временам и в первую очередь к Страшному Суду. Из его наставлений вытекает и косвенная цель жизни христианина, а именно подготовка себя к этому страшному Дню, когда Бог будет судить дела человеческие.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить