Проповедь на Преображение Господне. Часть 2

Преподобная Феодора Сихлская

Часть 1.

У нас пять чувств, и все они полны грехов. Больше всего – глаза и уши, но язык тоже, если мы не обуздываем его, – великое зло, как говорит святой апостол Иаков (Иак. 3: 6). Так что святые удалялись в горы, чтобы избавиться от этих трех видов зол: чтобы им не с кем было говорить, никого не видеть, никого не слышать и всегда пребывать в общении с Богом посредством святой молитвы и богомыслия, дабы следовать Иисусу Христу, Который часто молился на горе один ночью, а иногда даже днем.

Так поступала и святая Феодора, по тропинкам которой вы шагали сегодня и шагаете каждый раз, когда направляетесь сюда, в скит Сихла. И поскольку вы, возможно, не знаете ее жития, то в завершение этой проповеди я приведу краткое изложение ее жизни, ибо время не позволяет нам сделать этого более пространно. 

Вот здесь, на этом самом месте, где стоит эта маленькая церквушка, с основания которой в этом году исполнится 205 лет, древнее предание, переходившее из уст в уста, от старца к старцу, гласит, что сначала стояла калива святой Феодоры. 14 лет подвизалась она в этом месте, где до нее обитал один славный отшельник, перешедший сюда с гор Вранчи. Происходила она из Нямецкого села Вынэторь и была дочерью стрельца Георгия Жолди, единственным ребенком у родителей. 

Уже ближе к концу жизни, стяжав дар Святого Духа продолжительными подвигами и постом, она удалилась в ту пещеру под горой, которую вы видели. Она удалилась туда, но когда? Когда уже не ощущала ни голода, ни жажды, ни стужи. Совершенный духовный человек уже не нуждается ни в одежде, ни в обильной пище, ему уже не холодно, и он не боится никого. Ведь в сердце у него есть Христос, Который делается для него и одеждой, и пищей, и всем, и хранит его от всего. 

Ведь в сердце у него есть Христос, Который делается для него и одеждой, и пищей, и всем, и хранит его от всего

Итак, когда святая Феодора соделалась здесь совершенной, она перешла в нижнюю пещеру, а там была обнаружена людьми чудом Божиим, ибо до этого о ней никому не было известно. Духовник ее в монастыре Сихастрия давно умер, а сама она по старости уже не могла спуститься в монастырь, чтобы причаститься Пречистых Таин. Но произошло следующее чудо.

Незадолго до ее смерти в трапезную Сихастрии стали прилетать птички и таскать у братий кусочки хлеба. И проследили братия, как они берут хлеб и летят с ним сюда, к югу. Заметил это и настоятель монастыря и говорит им:

– Братия, птички эти, вы видите, сами хлеба не едят, а берут его в клювик, если дашь им кусочек, и летят с ним туда, в сторону пустыни Сихла (тогда здесь еще не было церкви). Сдается мне, – говорит старец, – там должен быть какой-нибудь раб Божий, какая-нибудь душа Божия, которой эти птички и носят хлеб.

И однажды в воскресенье после обеда два брата испросили благословения у старца монастыря, сказав ему:

– Отче, мы сходили бы в ту сторону, куда летают птицы, может, встретим отшельника, которому птицы носят отсюда пищу.

И повествует история, которую я читал в одной древней рукописи, что птицы словно ждали их, ибо полетели на виду у них за пределы Сихастрии, на край земли. Сядут с кусочком хлеба в клювике, пока не подойдут братия, а когда те подойдут, летят дальше, и так летели они невысоко от земли и на небольшие расстояния, словно звали их сюда, чтобы явить им святую Феодору.

И так летели они невысоко от земли и на небольшие расстояния, словно звали их сюда, чтобы явить им святую Феодору

И пришли сюда братия, но тут опустился вечер и хлынул сильный дождь, так что стало темно, птиц не было видно, и они заблудились, ведь тогда еще не было тропинки, какую вы видите сейчас, а кругом была непроходимая пустыня. Поэтому ее и называли здесь Сихлой, то есть исихастирием, чащобой, ибо великая теснота была среди этих скал. Тогда еще не было скита Сихла, и только какой-нибудь странствующий отшельник мог забрести сюда. 

Итак, заблудились эти два брата и когда увидели, что опускается ночь, и начался дождь и стемнело, то заплакали, ибо промокли и сбились с пути. И уселись они спиной друг к дружке у костра здесь, неподалеку от пещеры святой Феодоры в долине, и решили оставаться там до рассвета, ибо не знали, как возвращаться назад, и уже было поздно. 

И сидели они там продрогшие и ободряли друг друга, говоря:

– Может, не умрем до завтра? А утром снова найдем дорогу, чтобы вернуться в Сихастрию.

И когда сгустился мрак и времени было около полуночи, вдруг видят они обилие света, подобного костру, где была нижняя пещера. И когда увидели они этот свет, младший говорит:

– Слушай, брат, здесь, должно быть, какие-нибудь разбойники, ибо я слышал, что в больших пустынях обитают воры. 

А старший сказал:

– Нет, брат, это может быть даже святой, разжегший костер.

И подошел старший поближе к этому свету, и что же, вы думаете, увидел? Там видно было огромное огненное колесо, и от колеса того большие языки пламени отрывались и, подобно мечам, устремлялись к небу. То была святая Феодора, уже 40 дней и 40 ночей молившаяся о том, чтобы кто-нибудь нашел ее и принес ей Святые и Пречистые Таины Христовы, причастил ее, ибо она была очень слаба и не могла ходить одна, и была нага, ибо одежда на ней истлела …

Там видно было огромное огненное колесо, и от колеса того большие языки пламени отрывались и, подобно мечам, устремлялись к небу. То была святая Феодора

Братия, увидев ее, испугались и подумали: «Что бы это могло быть?» А старший сказал:

– Послушай, это тот святой, к которому летают птички с хлебом!

В этот миг святая Феодора опустила руки, и свет исчез, и они остались во мраке, а святая сказала им еле слышным голосом: 

– Не бойтесь, братия, – ведь им было очень страшно, – не думайте, что видите призрак, ибо я женщина окаянная и немощная, и молюсь Богу здесь 40 дней и 40 ночей, чтобы послал мне кого-нибудь, кто принес бы мне Пречистые Тайны Христовы, ибо я хочу причаститься их перед тем как уйти отсюда, с земли. Я не могу вам сейчас показаться, потому что одежды мои истлели давно, и я нага. Если хотите, бросьте мне какую-нибудь одежду.

И тогда старший брат снял с себя рясу и замотал в нее комок земли, чтобы можно было ее бросить, и бросил свою рясу, а младший отдал ей ремень. Облачившись в рясу и препоясавшись, святая подозвала братий к себе. И когда она воздела руки, вокруг нее воссиял свет, как от светильника! И они, увидев ее, испугались. То была женщина, от которой оставалась одна тень, исхудавшая, одна кожа да кости, с белыми как снег волосами вокруг светлого лица, и говорила она размеренно, голосом кротким и слабым. И сказала она:

– Не бойтесь, братия, я смиренная раба Иисуса Христа по имени Феодора. Идите скорей в монастырь и скажите отцу игумену, чтобы прислал завтра духовника Антония и диакона Лаврентия. Ибо завтра в 12 часов дня я скончаюсь. Принесите мне сюда Пречистые Тайны.

А братия отвечали:

– Госпоже, но мы теперь не знаем, где Сихастрия, ибо вечером заблудились, потому что начался дождь и стемнело.

А она сказала им:

– Смотрите на восток! – и сделала знак рукой, и явились им два светлых светильника. А она сказала: – Идите за этими светильниками и тотчас прибудете в Сихастрию.

И повернулись они к этим светильникам, и светильники шли над землей, и через несколько минут они оказались у ворот Сихастрии. И постучались они в ворота, а привратник, бдевший тогда у ворот, спросил:

– Кто вы?

А они:

– Мы братия, отправившиеся сегодня за теми птичками.

И впустил он их, а в это время как раз шло богослужение утрени, полночное богослужение, и пошли они в храм и отстояли утреню, а после утрени сказали старцу: 

– Отче, мы обрели великую святую.

– Где?

– Там, где много скал (ибо они не знали, как называется то место).

– А как ее зовут?

– Феодора.

– А вы не нашли хлеб, который носили птички?

– Не нашли. Мы прошли за птицами часть пути, но потом потеряли их из виду и заблудились.

И спросил он их:

– А каким путем вы шли?

– Вот, по этому плоскогорью. 

– И где же вы ее нашли?

– В пустыне, там, где та большая скалистая местность. 

И спешно собрались старец, и духовник, и диакон, и пошел к ней почти весь собор. Взяли Святые и Пречистые Таины и всё необходимое для причащения и пришли к тому месту, где заблудились братия, а те говорили:

– Вот, здесь нас вели те светильники. 

И тотчас увидели они под скалой множество припрятанного хлеба, куски хлеба заплесневелого, иссохшего. И спросили братий:

– Вчера вы находили его?

– Нет, не находили.

Его складывали туда для святой Феодоры птицы, ибо, может, она и вкушала порой кусочек хлеба и отпивала воды из тамошней выдолбленной скалы, что наверху. И сказали братия:

– Видно, она тут неподалеку (они забыли место).

И когда они пошли дальше, то увидели святую на молитве, в том облачении, которое она надела вчера. И все остановились. А старец, несший Святые Таины, хотел опуститься на колени, но святая остановила его:

– Не подобает тебе, святый отче, вставать на колени, держа бесценные Таины Иисуса Христа; это мне надо встать на колени, ибо я грешна!

Она так смирилась, ведь великие святые никогда не хвалятся, а всегда говорят, что грешны. Ибо кто хвалится, тот отпадает от благодати Божией в гордыню и делается диаволом, даже если всю жизнь и провел в пустыне. 

Она так смирилась, ведь великие святые никогда не хвалятся, а всегда говорят, что грешны. Ибо кто хвалится, тот отпадает от благодати Божией

И тогда святая Феодора, прежде чем причаститься Пречистых Таин, поведала им свою жизнь, откуда пришла и где жила. А когда причастилась Пречистых Таин, лицо ее просияло как солнце, она воздела руки к небу и предала дух свой. И тут распространился такой аромат, что вся гора благоухала три дня!

И завещала она, чтобы ее святые мощи положили в нижнюю пещеру. И они пробыли там какое-то время. А потом их перенесли в другое место, куда управил Бог, как известно из истории – в святой монастырь Киево-Печерскую Лавру.

Вот я и рассказал вам немного о святой Феодоре. Она пустынничала сначала в горах Вранчи, а монашество приняла в монастыре Нифон в Бузэуских краях. Таким образом, святая Феодора последовала многим великим подвижникам мира, обитавшим в пустынях и пещерах. И скончалась здесь, в наших краях, и пещера под горой до нынешнего дня называется пещерой святой Феодоры. Но знайте, что сначала она подвизалась здесь, а потом, к концу жизни, перешла туда, в нижнюю пещеру.

Мне захотелось рассказать вам этот эпизод из жития святой Феодоры после истории светлейшего праздника Преображения, потому что они очень сочетаются: вот, у нас здесь и гора есть, и церквушка!

Сегодня мы слушали Божественную Литургию здесь, на скале, и когда пели тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже», мне казалось, что прямо здесь и совершается Преображение. Ведь здесь и церковь есть, здесь и славословие, здесь и гора…

Мне казалось, что прямо здесь и совершается Преображение. Ведь здесь и церковь есть, здесь и славословие, здесь и гора

Вот я и рассказал вам вкратце об истории божественного праздника Преображения, о святых, которые просияли своей жизнью, следуя Христу, и подвизались в горах и пещерах, а также немного из жития святой Феодоры, святыми молитвами которой да поможет нам всем Спаситель спастись. Аминь. 

(Проповедь произнесена в скиту Сихла, на престольный праздник церквушки под скалой 6 августа 1968 года).

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Păruntele Cleopa Ilie – Sihăstria (Отец Клеопа Илие – Сихастрия)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить