Со святителем Николаем на Великую реку. Часть 1

Великорецкий крестный ход с 600-летней историей, самый протяженный и самый известный на сегодня в России, с 2000 года имеет статус Всероссийского. За пять дней паломники проходят по Вятской земле 150 км – чуть меньше 90 км от города Кирова (бывшей Вятки, бывшего Хлынова) до села Великорецкого Юрьянского района Кировской области и чуть больше 60 км обратно. Идут за явленным в этих краях Великорецким образом святителя Николая Мирликийского традиционным маршрутом, заходя в старинные села и деревни и те пустоши, которые от некоторых из них остались, исполняя обет предков и стремясь найти самих себя. 

Радость

3 июня 2021 года. Я стою на соборной площади Свято-Успенского Трифонова монастыря. Ясно, но холодно, пронизывающий ветер, над куполами носятся стрижи – над Трифоновым монастырем всегда, независимо от погоды, стрижи! Священство выносит из ворот Великорецкую икону святителя Николая. В этом году паломников приехало раза в два меньше, чем в предыдущие, так что все успели приложиться к иконе и набрать в святом источнике водички в дорогу. Но все равно тысяч двадцать человек есть. Народ толкается рюкзаками, под пасхальный перезвон колоколов устремляясь к выходу из монастыря. Каждого выходящего кропят святой водой, благословляя в путь. Это первый из самых радостных моментов крестного хода. Я дрожу от холода, а ликование дрожит во мне: мы идем! После растерянности прошлого года, когда было объявлено, что крестный ход состоится силами клириков епархии (а как же… святитель Николай посмотрит, а меня нет, и что скажет…), после неуверенности и напряженного ожидания – в этом году идем!

Идем по центральной улице Кирова. Провожающие из местных, те, кто не с нами, все равно с  нами – стоят по обочинам и машут, благословляют, фотографируют. У старых женщин слезы на глазах, у молодых улыбки на лицах. Некоторые бравые мужички со всей мочи выкрикивают пасхальное приветствие, мы дружно отвечаем. Христос Воскрес! Кстати, мирянам кричать «Христос Воскресе» не благословляется, для этого есть священство. Но слушаются не все, и не всегда удается сдержаться и не крикнуть в ответ «Воистину Воскресе!» Потому что Пасха! И мы идем! И каждый храм на пути встречает и провожает святителя Николая и нас вместе с ним пасхальным звоном.

Потому что Пасха! И мы идем! И каждый храм на пути встречает и провожает святителя Николая и нас вместе с ним пасхальным звоном

Первая остановка крестного хода у Троицкой церкви на окраине Кирова (местечко Макарье). Тепло. Какое удовольствие разложить на сухой земле «пенку» и вытянуть ноги. Над Троицкой церковью кружат белые голуби. 

Село Бобино. Первая ночевка. Большинство крестноходцев разошлись по палаткам – утром рано вставать (собственно, по нашим московским меркам – ночью, по расписанию икона выходит в 3.00, в 2.00 молебен святителю Николаю). Очередь к иконе у деревянной церкви (той, что заменяет теперь разрушенный нашими недавними предками старинный каменный храм начала ХVII века) еще стоит, несколько женщин поют акафист. Пристраиваюсь в хвост очереди и подпеваю. С трудом. Хочется спать. Трудный день позади, первый, самый сложный. Прошли 20 км (дальше будет больше). Но какая радость – дошли! Над деревянным куполом – стая галок, а в зарослях вокруг палаток заливаются соловьи.

У входа в храм вижу сидящего на стульчике пожилого священника, подхожу за благословением. Кто-то успевает шепнуть, что это один из «старожилов» крестного хода – протоиерей Владимир Васильевых, батюшка местный, вятский. В молодости был детским хирургом, потом священником, благочинным города Кикнур Вятской епархии, сейчас болен, на покое, пишет книги: стихи и прозу. Прошу благословения и заодно осмеливаюсь попросить книжку. У отца Владимира книг с собой не оказывается, обещает дать потом. Конечно же, мне не приходит в голову спросить у батюшки номер телефона. Здесь это было бы странно. Связь в этих глухих краях плохая, да и вообще в Великорецком крестном ходе всем «заправляет» святитель Николай. Договариваться встретиться в конкретном месте в конкретное время чаще всего бесполезно. Если надо и кому надо – встретятся.

В Великорецком крестном ходе всем «заправляет» святитель Николай

4 июня. С утра холодища, палатка мокрая от росы, вылезать из спальника страшно, шапку менять на платочек не хочется, зубы чистить ледяной водой мучительно. Но какая удача: дождя нет, небо чистое. Светло – здесь ведь почти белые ночи. Нас провожает звон колокола. На выходе из села переходим речушку, поднимаемся на мост, и… прямо в глаза бросается яркий слепящий шар, по нему синие круги. «Солнце играет!» – констатируют знатоки. Не знаю, точно ли это так называется, но во мне синхронно с солнцем вспыхивает радость. Зажмуриваюсь и иду, а во мне тихонько и мерно плещется солнце.

Входим в заброшенную деревню и вдруг попадаем в сиреневое облако – в плотный пьянящий аромат сирени. Превращаюсь в один сплошной нос, закрываю глаза и плыву по сиреневым волнам… пока не спотыкаюсь и не утыкаюсь в чей-то огромный рюкзак. Хочу сорвать веточку, но не делаю этого и просто несу сирень в себе.

Большое утешение для глаза в крестном ходе – дети. Детей много, разных возрастов. Почему-то совсем нет капризных – может, капризуль с собой не берут? Малыши спокойно едут в колясках, дошкольники постарше скачут по кочкам с весьма увесистыми рюкзачками, а школьники, особенно в многодетных семьях, это уже вполне взрослые помощники. Идут чинно, помогают катить коляски и так далее. А на привалах вспоминают, что дети, и носятся, наверстывают упущенное, как и не уставали, как будто в них вставлены запасные батарейки. Смотришь на них, и делается стыдно за свое мысленное нытье и саможаление. Хотя говорят, что у детей грехов нет, потому им идти легко и мозоли их не мучают.

Кому тяжело, так это инвалидам-колясочникам и тем, кто их опекает. Слезы на глазах, когда видишь, как отнюдь не богатырь, поравнявшись с инвалидной коляской, берет над ее обладателем шефство, добровольно и без всяких просьб и лишних слов обрекая себя на продолжительное несение чужих тягот. Видеть Евангелие в действии – одна из главных радостей крестного хода.

Еще с огромным удовольствием отдыхаешь от всего городского-наносного-грязного, с чем мы вынуждены мириться в обыденной жизни и уже почти считаем нормой. Здесь по умолчанию не курят, не матерятся, не ходят с голыми плечами, пупками и коленками, не демонстрируют пирсинг и татуировки, не пьют пиво, не допускают сальных шуточек, не насмешничают, не огрызаются, не проявляют агрессию. «Не ищут своего» и не перестают учитывать интересы других. Помогают, подают руку, придерживают ветку, делятся ценностями типа кипятка и пластыря. Очень радует, когда, обгоняя пару или тройку неспешно идущих брутальных молодых мужчин в камуфляже, обнаруживаешь, что они тихонько вслух читают акафист святителю Николаю. Вообще каждый паломник старается делать это несколько раз в день, присоединяясь к непрестанной молитве хора, прекрасное пение которого, увы, слышно только возле самой иконы. А вереница паломников растягивается на несколько километров.

Мужчин в крестном ходе много, не меньше, чем женщин, что не характерно для наших храмов. Есть, есть у нас православные отцы семейств и перспективные женихи!

Женщины в крестном ходе тоже другие, нежели в Москве и прочих населенных пунктах. Где молодящиеся кокетки с замазанными морщинами и прическами-укладками? Где стильные красотки от модных дизайнеров? Где начальницы производств и хозяйки семейств, командующие мужиками? Ау, где вы? А нас нет. Вместо нас простые бабы, покорные воле Божией и ждущие помощи от сильной половины человечества – банку консервную открыть, палатку поставить… 

Я бреду по дороге, устало подпевая незнакомой группке, дружно читающей акафист святителю Николаю. Второй день самый «длинный» (36,5 км). Лесом, полем, болотом, по шоссе, снова лесом… Ноги горят, спина под рюкзаком ноет, солнечные очки покрылись толстым слоем пыли – нынче крестноходная неделя выдалась небывало сухой и жаркой, – и вдруг некстати взмывает радость: Господи, оставь эту молитву во мне, помоги сохранить! Господи, благодарю Тебя!

«И шел Николин образ…»

Церковное предание так повествует о явлении чудотворного образа святителя Николая на берегу реки Великой: однажды «некоторый благоговейный муж… увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся». Первое чудо от иконы произошло, когда, приложившись к ней, исцелился крестьянин, который не мог ходить. На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту славного явления. Так была заложена древняя традиция – Великорецкий крестный ход.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария в 1555 году Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Летопись рассказывает: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». По принятому в то время обычаю икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве-реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено его братом князем Юрием Васильевичем со свитой. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми московскими, как повествует летопись, «с великою верою и многим желанием». У Яузского моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встреча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель Русской Церкви митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, – говорится в летописи, – в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…»

В те годы на Красной площади развернулось строительство собора Покрова на Рву (храма Василия Блаженного). По указу царя один из его приделов был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что также был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на Рву» и приурочен к 29 июля (11 августа н. с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца.

В честь Великорецкой иконы основывались на Руси и монастыри, и приходские церкви

Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду. После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого, государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там, пока жители обороняли город. После победы государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванный в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.

Один из списков Великорецкой иконы принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-Печерский. От иконы стали исцеляться насельники обители и богомольцы. Этот образ сохранился в монастыре по сей день и называется «начальным» (поскольку принесен был начальником монастыря преподобным Корнилием). Другой почитаемый список Великорецкой иконы находится в Ипатьевском монастыре города Костромы. Еще в 1556 году прислал его сюда царь Иван Грозный в память о своем убиенном сыне Иване. В честь Великорецкой иконы основывались на Руси и монастыри, и приходские церкви. В российской столице вятская святыня снова побывала в 1614 году, когда Русь переживала последствия Великой Смуты.

В 1668 году указом преосвященного Александра, архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня н.ст.). На этот день была составлена специальная церковная служба. Она просуществовала до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь. Изначально Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой, а в 1778 году Вятский епископ Лаврентий (Баранович) издал указ об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут не менялся.

Неизвестно, куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла

В 20-е годы ХХ века вятский кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. С 30-х годов след святыни земли российской теряется. Неизвестно, куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее возвращение. Исчезновение иконы послужило поводом к прекращению крестного хода, но одновременно возникла другая форма почитания святыни – паломничество: верующие, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. В годы «хрущевских» гонений на Церковь было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Установили милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы, и вывозить как можно дальше от святого места. Верующие в разное время шли по два-три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Сколько их было тогда, неизвестно. Именно эти верные Богу люди сохранили для потомков Великорецкий крестный ход.

митр. Хрисанф (Чепиль)

В 1978 году на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль), ныне покойный митрополит Вятский и Слободской. Он обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. Богослужение разрешили, крестный ход – нет. Монастырь XVIII–XIX веков в селе Великорецком был недоступен для богомольцев: постройки полуразрушены, храмы закрыты. Литургию 6 июня совершили прямо на берегу реки в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и существует и поныне. С 1992 года крестный ход стал совершаться своим историческим путем. В 2005 году в селе Великорецком был открыт Николо-Великорецкий мужской монастырь. В 2000 году святейший патриарх Алексий II в своем послании по случаю 600-летия крестного хода объявил о всероссийском статусе праздника явления Великорецкой иконы святителя Николая. Кстати, в этом году тоже юбилей: ровно 500 лет назад был изготовлен для той, пропавшей, иконы драгоценный оклад.

Наталья Крушевская 10 августа 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить