Ценность и значение поста

Братья и сестры, пост так или иначе связан со всеми мировыми религиями. Его формы и концепции менялись в зависимости от религиозного разнообразия. Однако в христианстве пост имеет особое значение. Когда ученики Христа однажды не смогли изгнать беса из юноши, они спросили Его после того, как Он изгнал его, почему они не смогли. И Он ответил им: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Важность поста засвидетельствована в Библии в обоих ее Заветах. Понимание смысла поста и его практики достигло своего пика во времена Нового Завета, эпохи благодати. Необходимость поста была истолкована, в частности, православной аскетической традицией.

Фото 1 - 2024-11-27T212431.861.jpg
Икона «Святой пост», XIX в.

Наш современный мир, особенно западный, и некоторые христиане, находящиеся под его влиянием, не придают посту его истинного значения, не знают и не понимают его ценности. Поэтому, несмотря на сегодняшнее распространение различных диет и ограничений в питании, большинство людей воспринимают пост как пытку для тела, считают его вредным для здоровья и не видят в нем никакой духовной пользы. Современный человек в большинстве случаев не осознает пользу поста. Поэтому пост может казаться ему лишь строгой религиозной обязанностью против тела и его удовольствий. 

Конечно, пост – это не просто «лишения» или «репрессии», или «пытки тела», или, как некоторые считают, это не поиск прощения у Бога таким образом. Пост имеет очень глубокий антропологический и духовный смысл. Поэтому нам важно понять его истинную роль в нашей жизни и таким образом осознать его необходимость, а затем и определить, как его практиковать. Давайте сначала посмотрим на значение поста в религиях в целом, потом в Ветхом Завете и в Новом. Потом давайте остановимся на духовном антропологическом его измерении, на том, как пост интерпретировали аскеты и святые нашей прекрасной православной традиции.

Желая выразить свое поклонение Богу, человек вовлекает в это и свое тело. Душа и тело составляют одно целое. Для того чтобы душа посвятила себя чему-то и выразила это, ей нужны физические действия и внешние состояния тела. Поэтому внешние проявления духовных состояний выражаются, например, через одежду и поклоны, через цвета облачений, через пост и т. д. Пророк Давид выражает свою тоску по Богу так: «Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне» (Пс. 62: 2). 

Для того чтобы душа посвятила себя чему-то и выразила это, нужны физические действия

Большинство древних жрецов были врачами, поэтому пост в древности ассоциировался с понятием здоровья. Египтяне постились от 6 дней до 7 недель. Греки всегда постились перед войнами. Римляне – перед языческими праздниками. Историки религий отмечают, что пост занимал важное место в древних религиозных обрядах. Иудеи в Ветхом Завете постились несколько раз перед своими главными праздниками и один день перед Днем искупления. Пост означал смирение перед Богом. Евреи постились коллективно в память о национальных бедствиях после плена. Пророк Давид говорит в Псалтири: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Пс. 108: 24). Скорее всего, в иудаизме был установлен еженедельный пост в четверг. Фарисеи добавили к нему еще и пост в понедельник в память о восхождении Моисея на гору и его спуске с нее. Вот почему в притче о мытаре и фарисее последний надмевался пред Богом, что он постится дважды в неделю, а не один раз, как простые люди. 

В Евангелии от Марка говорится: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились» (Мк. 2: 18). Также ясно, что ессеи много постились и полностью воздерживались от мяса и вина. Великий пророк Моисей постился сорок дней: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34: 28). Постился и великий пророк Илия: «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3 Цар. 19: 8). Подобно сим святым ветхозаветным мужам постился и Христос: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 2). 

Фото 2 - 2024-11-27T212435.500.jpg
М. Готтлиб. «Евреи молятся
в синагоге на Йом-Кипур», 1878 г.

Конечно, воздержание от пищи и даже воды не означает презрения к материальным вещам, а, скорее, обусловлено особыми духовными мотивами, потому что через пост человек обращается к Господу: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9: 3) или просит прощения, или ищет исцеления. Через пост человек выражает свою печаль или предотвращает бедствие: «Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание"» (Иоил. 2: 17). Мы также можем поститься, чтобы открыть сердце Божественному свету и, особенно, чтобы подготовиться к встрече с Богом. Еврейские посты включали в себя воздержание от пищи до вечера. Заключение браков также было запрещено во время поста.

Христос постился сорок дней, как пророки Моисей и Илия, но Он не подчеркивал важность соблюдения ветхозаветных постов и иудейских обычаев, а иногда даже призывал выходить за их рамки. Тем не менее в Его учении преобладали аскетизм и строгость, ибо Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Апостолов Он учил молиться и просить насущного хлеба на один день, отмечая главное: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). Он призывал нас поститься в тайне и смирении, то есть перед Богом, «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6: 18). 

В ранние века Церковь сохраняла иудейские посты, но в духе, продиктованном Христом. В Деяниях апостолов есть упоминание о постах, которые требовались для определенных праздников и особых случаев: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). Христос защищал Своих учеников от обвинений иудеев в том, что они не постятся, как ученики Иоанна: «Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк. 2: 19). Но Он продолжил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 20). Пока Жених не придет к нам опять, пост в Церкви будет занимать особое место.

Апостол Павел, кажется, не был удовлетворен обычными постами, так как он пишет, что был «часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11: 27). Церковь приняла эту традицию и продолжила посты иудаизма в духе, обновленном Христом, так что пост стал орудием покаяния. Вот почему Церковь в первые века стремилась подчеркнуть это обновление. У святого Епифания мы находим, что пост по средам и пятницам является апостольской традицией. Посты в Церкви были сосредоточены вокруг самого важного праздника – Распятия и Воскресения Христова. Мученик Иустин Философ упоминает, что христиане соблюдали этот пост с большой строгостью. 

Церковь продолжила посты иудаизма в духе, обновленном Христом

В дополнение к Великому посту, который был назван так из-за его важности для христиан, существуют подготовительные посты перед главными праздниками, такими как Рождество Христово, Успение Богородицы и день святых апостолов. Существует также пост в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Таким образом, мы видим, что пост занимает особое духовное место в жизни Церкви со времен Ветхого Завета через Иисуса Христа, апостолов и Священное Предание. И мы должны понять истинный дух поста, его истинное значение, его необходимость для нас и важность его практики, дабы стяжать его добрые плоды. У поста есть общецерковный и частный аспекты. Общий аспект указывает на наше участие в жизни всей Церкви и подтверждает наше членство в ней. Частный аспект поста открывает нам возможность для глубокого личного опыта жизни в Духе Святом. 

Адам постился в раю в соответствии с Божественной заповедью до тех пор, пока не совершил грех и для него не возникла необходимость прощения. Действительно, многие святые отцы подчеркивают: поскольку падение человека произошло из-за нарушения поста, его покаяние должно начинаться с того места, где мы пали, то есть с поста. «Первая заповедь, которая была заложена в естестве нашем от начала, была не вкушать некоторых яств, и отсюда пали первые из рода нашего. Итак, стремящиеся к любви Божией должны начинать с того места, где было первое падение», – сказал преподобный Исаак Сирин. Пост, таким образом, входит в жизнь Церкви как лекарство для падшего состояния человека. Это метод нашего лечения и исцеления. И это гораздо больше, чем просто религиозные практики, которые умиротворяют Божественный гнев. 

Фото 3 - 2024-11-27T212437.194.jpg

Таким образом, пост – это духовное упражнение, которое касается глубин человеческого существа, чтобы реформировать его. Это не обязанность, налагаемая на некое неправильное греховное состояние, но возвращение к изначальному состоянию человеческой жизни, каким оно было у Адама в раю. Пост, таким образом, имеет очень глубокое антропологическое измерение, и мы попытаемся рассмотреть его на основе этой концепции человеческого существа. Пост есть духовное движение, то есть возвращение человека из его неестественного состояния в изначально правильное состояние. 

Бог в раю предписал Адаму особый образ жизни, Он повелел Адаму поститься: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16). Но Адам выбрал иной образ жизни и поступил не по заповеди. Это древо само по себе не приносило смертоносных плодов, но было древом для познания человеком добра и зла. Это был перекресток между двумя разными образами жизни – между воздержанием и вкушением всего, что кажется приятным на вид. Адам предпочел чувственную жизнь отношениям со своим Творцом. Свою любовь и интерес он перенес от Бога к материи. После того как материя была дана ему как Божественный дар, Адам захотел возобладать ею. Грехопадение было его неправильным выбором в использовании того, что ему было дано. Вот что означает нарушение поста или заповеди. 

Божия заповедь была указанием человеку на то, как использовать дары, данные ему. Божий мир был предназначен для того, чтобы привести человека в общение с Богом. Но падение Адама сделало мир инструментом разделения между ним и Творцом. Грехопадение было преждевременной попыткой обожения человека. Он выбрал этот путь через чувства, но они возвращают нас в мир, а не возносят нас к Богу. Творение стало сатанинским крючком, на который поймали человека. И таким образом его желания отклонились от изначальных к чисто материальным вещам. Враг подменил идеалы и приоритеты человека. И мир, будучи Божественным даром человеку, стал инструментом для сатанинского соблазна и обмана. Жизнь человека оказалась привязанной к материальным вещам, а его дух был побежден материей. Человеческие заботы сосредоточились на чувствах и чувственном, и Божественное присутствие было потеряно. 

Фото 4 (73).jpg
М. Буонарроти. «Грехопадение», 1510 г.

Когда же Адам в раю услышал шаги Бога, он спрятался. Потому что Божие присутствие, которое ранее было всей его жизнью, стало для него тревожным и раздражающим, так как он вкусил запретный плод. Когда человек сбился с правого пути, его общение с Богом было заменено на обладание материальными вещами. Вот почему святые отцы считают, что падение человека привело к господству страстей. Тоску по Богу человек заменил желанием чувственных вещей. Энергии человека распределились между Богом и миром, в то время как человек должен был любить только Бога и брать от мира то, что ему нужно, целомудренно, не соблазняясь на искушения. Адам захотел стать обоженным без поста, то есть он пытался достичь своих целей без усилий и трудов. Он заменил труды духовной жизни, то есть заповедь поста, на удовлетворение своего желания. 

И для нас важно определить цель нашей жизни: это Бог или это материя? Важно ответить на вопрос: постимся мы или нет? Адам удалил Бога из своей жизни и внес в нее чувственность. Мы постимся, чтобы жить подлинной человеческой райской жизнью Адама. Постом мы стараемся стать ближе к Богу, удаляясь от скоромной пищи, отсекая чувственность. То, что мы берем из мира, мы используем как инструмент связи с Богом и благодарения Ему. Пост, таким образом, является особым действием с нашей стороны, чтобы наш дух возобладал над материей. Это усилие к духовному воскрешению. Человек не может осознать степень доминирования страстей над ним без исповеди, то есть без возвращения к себе и Богу. Пост – это способ преобразовать материю после того, как она стала искушением. Пост не означает отказ от материи, а, скорее, подъем над ней и воздержание от искушения, которое она приносит. Пост означает отказ от похоти, а не от самой пищи. Но отказ от пищи при сохранении желания отведать чего-то вкусного – это еще неполный и незрелый пост. 

Мы постимся, чтобы жить подлинной райской жизнью Адама

Однажды один старец взял своего ученика с собой на праздник в соседний монастырь. Тамошние монахи в полдень обычно накрывали трапезу. Но ученик не решался есть, потому что пост в их монастыре обычно продолжался до заката. Поэтому он решил есть, только если его учитель тоже будет есть. Все сели за стол и вкусили праздничную трапезу, и старец с учеником присоединись к ним. Затем, на обратном пути они дошли до источника воды. Ученик очень хотел пить, поэтому он попросил у своего старца разрешения подождать его, пока он не напьется. Но старец сказал ему: «Разве мы не постимся?» Ученик ответил: «Но мы ели в полдень!» Старец ответил: «Да, сын мой, там мы разговлялись ради любви, а здесь ты разговляешься ради похоти». 

Как сказал святитель Василий Великий, первая цель поста – переключить ум от мирского к Божественному. И это не обязательно происходит путем ухода из мира, за исключением случаев, когда это необходимо. Посредством поста человек напоминает себе, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4). Пост формирует эту мудрость в его сердце. Пост расставляет наши приоритеты. Строгость и простота в посте – это то, что нам больше всего сейчас нужно, так как сегодня люди забыли, что такое воздержание. Идол роскоши и стремление к обогащению стали богами нашего времени, и ничто не может их разрушить, кроме простоты и строгости жизни во время святых постов. Сегодня пост стал более необходимым, чем когда-либо прежде, из-за господства похоти и удовольствий в современном обществе. 

Современные люди постоянно бегут в ложных направлениях, соревнуясь друг с другом в приобретениях, в то время как пост возвращает нас к приобретению лишь хлеба насущного и соревнованию на путях добродетели. Мудрость людей века нынешнего – «ешь, сколько можешь». Но мудрость человека постящегося – «постись, сколько можешь». У такого человека меняется взгляд на жизнь. «При чреве, полном пищи, невозможно познать тайны Божии», – сказал преподобный Исаак Сирин. Поэтому христианский пост сопровождается молитвой и делами милосердия. Душа постящегося направляется к Богу и ближнему. Пост открывает сердце человека для мира другого, Бога и ближнего. «Ценность поста не в воздержании от пищи, а в воздержании от грехов. Какая польза воздерживаться от употребления некой пищи, если мы едим нашего брата», – говорит святитель Василий Великий. Отсутствие поста замыкает человека на его ненасытном «я», делая его ближнего адом, а Бога – отсутствующим. Во время поста человек переживает изречение блаженного Августина на опыте: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Эта мудрость, познанная на опыте, нам очень необходима. 

5 (5).jpg

В книге Бытия с намеренной точностью упоминается дерево познания добра и зла, от которого Адаму было запрещено вкушать: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2: 9). Его роль заключалась в том, чтобы напоминать Адаму о Божественной заповеди и райском завете. Таким образом, это древо было в центре жизни Адама, куда бы он ни поворачивался или ни шел, ставя его перед выбором, смотреть на него с вожделением или помнить Господа и Его заповедь. В этом смысле Библия полна стихов и событий, которые стремятся показать желание Бога быть в центре жизни человека: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом"» (2 Кор. 6: 16). Пост – это инструмент, который делает Бога центром нашей жизни. Голод – это вкус трапезы, за которой мы вечеряем с Господом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Голод – это вкус Евхаристии, Тайной Вечери с Богом. Другими словами, чувство голода придает каждой пище евхаристический вкус и осуществляется через Господа.

Большинство христианских добродетелей, таких как молитва, милостыня и поклоны, требуют особого места и времени для их практики, особенно для начинающих. Но пост – исключение, он всегда может быть центром нашей жизни без вышеперечисленного. Мы можем выполнять любую работу во время поста. Пост – это молитва тела. Пост в каждое мгновение напоминает нам: «Бог здесь», «Бог с нами». Когда Бог присутствует в нашей жизни через практику поста, тогда мы бодрствуем: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). 

Пост – это инструмент, который делает Бога центром нашей жизни

Большинство христиан верят в Бога и любят Его. Они исполняют заповеди, молятся и творят добрые дела. Одна монастырская пословица гласит, что лукавый не говорит никому не делать доброго, потому что это против совести человека, но он говорит ему отложить доброе дело на завтра. Он не говорит нам не молиться, но внушает помолиться потом. Он не говорит нам не помогать, но помочь в другое время. И так далее. Это самое легкое и самое смертоносное оружие, которое враг использует, чтобы свести на нет человеческую добродетель. Если бы он внушил нам не молиться, он пробудил бы в нас необходимость молитвы. Но враг внушает нам помолиться завтра и этим нас уловляет. Однако верующих, которые не знают об этой уловке, очень много. «Завтра» же в данном контексте, как правило, не наступает, и наша духовная жизнь терпит большой урон. Это привычка, которая становится тем сильнее, чем чаще мы к ней прибегаем. Но пост убивает эту привычку. 

Пост приводит нас в состояние трезвения. Постясь, мы можем сказать вместе с пророком Давидом: «Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15: 8). Ничто не скрывает от нас Бога и не удаляет Его из нашей жизни так, как забвение, у которого есть свои причины. Важнейшей из них является, во-первых, наша привязанность к мирским вещам: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Во-вторых, наша чрезмерная озабоченность несущественным хлебом в ущерб существенному, так что это становится нашей целью, и мы забываем о хлебе жизни: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 48). Пост возвращает нас к хождению перед Богом. «Как только человек начинает поститься, ум его начинает стремиться к общению с Богом», – говорит преподобный Исаак Сирин. Он также говорит, что из поста вытекают подчинение и контроль чувств, трезвение ума и память Божия, кротость мыслей и укрощение жестоких страстей, возвышенные созерцания, пролитие слез, память смертная и целомудрие.

6, превью.jpg

Пост является противоположностью забвения, то есть изгнания Бога из нашей жизни. Пост готовит человека к встрече с Богом. Об этом сказано в Священном Писании. Моисей взошел на гору, чтобы встретиться с Богом, и по этой причине он постился перед этим. Так же поступал и пророк Илия. Пост напрямую связан со встречей с Богом, он готовит нас к этому. Когда пророк Илия очистился постом, он встретил Бога на горе Хорив: «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19: 11–12). Согласно святителю Григорию Богослову, райское древо находилось посреди рая, чтобы Адам был занят непрестанным исканием Бога и прославлением Его, что есть истинное блаженство. Пост – это дрова для того, чтобы возжечь огонь духа: «Дай кровь и прими Дух». Труды поста делают нас восприимчивыми к Божественной благодати. Некоторым людям пост может показаться войной против плоти. Но если мы стремимся к свету и хотим получить Божию благодать, то пост становится нашей любимой духовной практикой.

Пост – это дрова для того, чтобы возжечь огонь духа

Наша духовная литература подчеркивает необходимость труда в соответствии с заповедью Господа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12); «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13). Преподобный Исаак Сирин говорит: «Запах пота от поклонов более приятен Богу, чем запах фимиама». Подчинение любому чувственному желанию лишает нас силы воли, а отсутствие духовной борьбы лишает нас Божией благодати. Пост укрепляет волю и утончает ее. Вот почему апостол Павел так описывает свои борения и посты: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16). Пост дисциплинирует плоть и убивает страсти. Очистим же и мы постом сердца наши, дабы узреть Христа Бога нашего, ибо постом мы входим в видение Бога, то есть в жизнь, сокрытую в Боге. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская 
Сайт Orthodoxonline.org

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить