«Цветите для Царствия Божия»

Выдержки из проповедей, писем и сочинений новомучеников и исповедников Церкви Русской о добродетелях терпения, смирения и кротости.

1.JPG
Священномученик Петр Зверев, архиепископ Воронежский и Задонский

Священномученик Петр Зверев, архиепископ Воронежский и Задонский:

Прежде всего, надо принуждать себя к твердой вере в Господа Иисуса Христа, всецело предаваясь требованиям заповедей Христовых; должно постоянно пребывать в молитвах и потом понуждать себя на всякое дело благое. Так да понуждает всякий себя смиряться перед каждым человеком, почитая себя ниже и презреннее всех, не искать славы и чести человеческой, но стараться угождать только Единому Богу в простоте сердца.

Должно навыкать быть милостивым, благим, сострадательным, щедрым по возможности. И Господь, видя столь благое его расположение и ревность, видя, как он нудит себя ко всякому доброму делу, милосердствует о нем, избавляет от врагов и живущего в нем греха и исполняет Духом Святым.

Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский:

Возлюби смирение, ибо посмотри, как оно велико. Смирение привлекает благодать Божию, убивает гнев и раздражительность, избавляет душу от всякой страсти и всякого искушения. Смирение дает возможность спокойно переносить скорби и несчастия, облегчает самые тяжелые труды. Смирение возгревает молитвенный дар, предохраняет от нравственного падения и воздвигает от падения тех, кто имели несчастие пасть. Смирение ведет к покаянию.

Смирение – путь к святости

Это корень для духовного преуспеяния: оно воодушевляет к добродетели и умножает ее. Смирение располагает к тебе людей, разрушает самомнение, тщеславие и бесовскую прелесть. Смирение порождает все дары Святого Духа: духовную опытность, мудрость, воздержание, терпение, любовь, благоразумие, обходительность, искренность, чистосердечие, милосердие. Смирение – путь к святости. Смирение наполняет душу радостью и покоем о Господе.

*

Смирение, терпение, кротость – какие это благоухающие цветы в букете нравственного миропорядка. Эти добродетели настойчиво и постоянно внушает нам Святая Православная Церковь.

*

На почве мирного, любящего сердца цветет смирение, когда ты себя одного обвиняешь, а других ставишь выше себя.

2.JPG
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский

Какие условия для покаяния? Смирение и молитва. И посмотрите, в каком обилии все сие дает Святая Православная Церковь! Весь чин богослужения, все обряды располагают нас к этому, так что войти во вкус нашего богослужения, пережить его – это значит проникнуться христианским смирением.

*

Спокойствие духа, отрада, благожелательство, смирение, кротость, милосердие бывают у того, кто умеет благодарить Бога и людей.

*

Что такое смирение? «Смирение, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – есть как бы некрадомая сокровищница, устрояемая в том уме, который носит убеждение, что только силою благодати имеются в нем добрые качества».

Что такое кротость? «Кроткий, похвалами ли окружен или порицаниями, хранит себя бесстрастным и ни похвалами не превозносится, ни порицаниями не огорчается» (преподобный Симеон Новый Богослов).

*

Христос Спаситель, будучи на кресте, молился за Своих врагов. Что же это за свойство души, когда человек все прощает, не помнит никакого зла, никакой обиды? Это свойство души известно под именем кротости.

Кротость есть такая тихость сердца, такое спокойствие души, когда человек не выходит из себя, не раздражается, не гневается, – она мать незлобия. Кротость ни похвалами не услаждается, ни поношениями не огорчается – она сестра смирения. Кротость никого не осуждает, не стремится знать пороки других, не злорадствует, все переносит, все терпит. Кротость – содейственница послушанию. Кротость – устроительница мира и спокойствия в братстве, ибо она мать любви. Кротость – щит против досады, беспокойства и всякого уныния. Кротость – престол простоты и подательница радости.

Велики плоды кротости! Кроткий приобретает дерзновение на молитве, ибо Господь говорит: «На кого воззрю, как если только на кроткого и молчаливого» (Ис. 66: 2). Кротость есть седалище в сердце Духа Святаго, ибо Сам Господь говорит: «Яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Кротость есть основа для духовного ведения и рассудительности. Кротость есть по себе двигатель молитвы; кроткие хорошо молятся, да уже сама кротость сердца что есть как не молитвенная настроенность?

Кротость благотворно влияет на других. Тихость сердца кроткого создает и вокруг него такую же умиротворяющую обстановку. Кроткие наследят землю. Что это значит? Какую землю обещает кротким Господь? Царство небесное, вечное блаженство. Кроткие наследят, то есть получат полностью и как бы по некоему праву Царство небесное, и это потому, что они здесь, на земле, по своей кротости, терпели лишения, были в числе последних, недополучали своего, так вот за этот ущерб в земной жизни они и получат там, на небеси, полный небесный венец.

3.JPG

Простота и смирение – вот условия для того, чтобы мы были способны к восприятию веры. «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, – так однажды молился Господь наш Спаситель, – что Ты утаил сие (веру) от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Теряя простоту и смирение, мы тем самым притупляем в себе чуткость к вере. Почему теперь наше общество, особенно интеллигенция, например, разные ученые и учителя, – неверующие? Да потому самому, что они утеряли простоту и смирение. Посмотрите, сколько у них теперь ученой гордости и самонадеянности…

*

Отсутствием терпения у нас расслабляется дух и мы все более и более делаемся не способными к перенесению житейских невзгод. И наоборот, через терпение мы духовно укрепляемся, вырабатываем силу духа, мужество, благодаря которому легко препобеждаем жизненные препоны и достигаем успокоения. И не говори, что то или другое сверх моего терпения, ибо есть Промысл Божий, который не посылает нам испытаний более, чем сколько мы можем понести, а трудно тебе – обратись с молитвою к мученикам, которые являются образцами терпения, и они тебе помогут нести твой крест до конца.

Священномученик Сергий Мечев:

И мне, и Вам очень полезны скорби. Ими спасаемся и, если будет вложено нами в них терпение с надеждою на Господа, то спасемся Его благодатию. Поэтому не унывайте. Прошу Вас об этом.

*

Терпением спасаются и «тенетами отчаяния удавляеми» погибают.

*

«Господь являет Собою не труды, а смирение», – говорит Иоанн Лествичник. Только тот, кто идет путем смирения, может получить дарования.

*

Смиренный не видит своих достижений, а лишь свои грехи. На достижения же он имеет покров, который закрывает их. Как нам проверить, имеем ли мы смирение или нет? Иоанн Лествичник говорит, что «многие называют себя грешными и, может, и в самом деле так о себе думают: но сердце искушается уничижением (от других)» (Лествица, Слово 25).

*

Если мы будем не только терпеть уничижения, но и считать себя достойными их – тогда мы будем иметь смирение. Господь говорит, что смирению надо научиться у Него.

*

Иоанн Лествичник говорит, что, по мере смирения, дает Господь духовные дарования, поэтому нам надо бороться за смирение, нам надо помнить, что все, чему учила нас святая Церковь в дни Великого поста, только тогда послужит к нашему спасению, если мы будем, как основу, иметь смирение; ибо мы знаем, что и с неба можно ниспасть, но, имея смирение, и за одно смирение был помилован Давид: «смирихся и спасе мя Господь».

4.JPG
Священномученик Сергий Мечев

Мы все, падшие, все, в покаянии приходящие к Богу и еще вчера в последний раз взывавшие: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», должны помнить, что никакие труды, никакие подвиги нам не помогут, если мы не будем идти путем смирения.

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Кто помнит и боится Бога, раскаивается в грехах своих и контролирует, наблюдает за собою, у кого есть смирение, тот обрел мир совести, мир души.

Дорогие мои верные во Христе возлюбленные… цветите для царствия Божия, завяньте совсем для ада. Будьте Божьи, а не вражьи. Друг друга любите, друг друга прощайте, не укоряйте, не судите, гнилых слов не говорите. В мире со страхом Божиим живите, смертный страшный час воспоминайте и суд Христов нелицеприятный никогда не забывайте, храм Божий усердно посещайте, в грехах кайтесь.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Первая ступень лестницы, ведущей к Богу, есть смирение, названное Иисусом Христом «нищетою духовною».

*

Смиренный и людям мил, Богу любезен, себе полезен. Уступчивый, добрый, приветливый, услужливый, незлопамятный, он имеет светлый лик, добрые глаза, приятный голос; он влечет к себе; всюду вносит с собой мир, покой, любовь. Как с гор стекает вода после дождей и собирается в низкие места, так и Божественная благодать оставляет гордых и изобилует на смиренных…

Чем ниже склоняет человек свою голову и глубже входит внутрь себя, тем более зрит свои прегрешения; тогда он не видит грехов ближних своих, никого на осуждает и станет тихим, мирным, – Христос в нем растет.

Он зрит себя в духовных лохмотьях. Светлая одежда крещения истрепана греховной жизнью; лохмотья грехов его смущают, но он их не скрывает, а наоборот, всем показывает; и думает и говорит только о своих грехах. Его настроение: «даруй ми зрети моя прегрешения» – все растет и растет. Никто и никогда не услышит от него о его добрых делах, да он их искренне не знает. Если ты ему их укажешь, он испугается самой мысли о том, что он делает добрые дела; ибо он видит только свои грехи.

Он смиренно просит за все прощения и молитв, за всякую милость, доброе слово, молитву смиренно благодарит. Всегда он считает себя последним, недостойным того, что имеет, а посему за все благодарит, всем доволен. Гонят его – он благодушествует; обсчитывают в заработной плате – он молчит; отнимают ему принадлежащее – терпит, ни на кого не сердится, никому не завидует, все переносит, за все Бога и людей благодарит.

5.JPG
Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий

Нищие духом – ваше Царство Небесное.

Возлюби же нищету духовную. Стань на первую ступень пути ко Господу. Скажи душе своей: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши…

*

Всякие обиды, неприятности, притеснения и лишения, причиняемые нам людьми, – суть только ступени к Царствию Божию. А раз люди нас исправляют, учат, смиряют, отнимают от нас то, что вредит нашей духовной жизни, то за что на них сердиться, и как можно им желать зла и памятозлобить? «Враги» наши суть друзья наши. Все хорошее в себе приписывать действию благодати Божией; себе не принимать никаких благодарностей, а за все благодарить Бога и других приглашать к тому же. Сознавая себя великим грешником, неоплатным должником пред Богом и людьми – желать себе бесчестия и скорбей.

Один епископ, согрешивший великим грехом (в давние века), с церковной кафедры кается пред народом, слагает с себя облачения и порывается уйти от паствы навсегда. После многих просьб он соглашается остаться под условием, чтобы все попрали его своими ногами, переступивши через него, лежащего на пороге. Вот смирение! Когда последний из прихожан переступил через епископа, то послышался голос из алтаря: «За сие поношение Бог его простил».

Чем приобретается смирение? Пламенная молитва ко Господу, ибо смирение, как и всякие добродетели, ниспосылается Богом духовным труженикам. Замечание своих грехов и вхождение внутрь их, т.е. размышление об их вреде и опасности для души. Размышления о величии и благости Божией, о Его к нам снисхождении и о нашей всецелой зависимости от Него…

Чаще представляй себя лежащим во гробе… и ты сим далеко отгонишь горделивые помыслы. Сравнивай себя с беспредельностью небес, ревом бури, раскатами грома, безбрежными морями, – и ты восчувствуешь свое ничтожество. Приводи себе на память подвиги святых, молитвы пустынников, кровь мучеников – и ты увидишь, как далеко отстоишь от сих праведников, а вместе с тем и от Царствия Божия.

Священник Анатолий Жураковский:

Шестой год я в суровой школе испытаний… Еще ничему не выучился… Но сердце верит, благодарит, слагает гимн Звезде Светлой и Утренней…

6.JPG
Священник Анатолий Жураковский

Седое утро. Рано. Реет мгла.

Мороз и иней. Тишина. Молчанье.

Прибрежных сосен смутно сочетанье.

Работа началась, звенит пила.

Мгновения летят. Над Выгом, словно встарь,

Заря воздвигла огненные храмы.

Плывет туман, как волны фимиама,

Престолы – острова, и небеса – алтарь.

Пила звенит. Молчи. Терпи. Так надо…

Вам нужно терпение, серьезность. Будут, быть может, дни и недели скорби, богооставленности, терпите. Надо научиться не только радоваться о Господе, но и терпеть о Господе…

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить