Заповедь о любви к деревьям

Люди станут бедными, потому что
не будут любить деревья.
Пророчество св. Космы Этолийского

Преподобный Амфилохий (Макрис).jpg
Преподобный Амфилохий (Макрис)
«Природный мир являет собой тайное Евангелие, провозвещающее особым образом спасительные истины». Эти слова одного из современников старца Амфилохия могут стать прекрасным толкованием отрывка Нагорной проповеди Спасителя: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6: 28).

Божественный Учитель наглядным образом, наставляя Своих учеников, обращает их внимание на чудесное величие цветущей природы, ибо она лучше самого искусного оратора провозглашает мудрость, благость и величие Бога. Это напоминает нам также слова апостола Павла, согласно которым невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1: 20).

То есть человек, видя множество творений и постигая царящий в них порядок и гармонию, поднимается через это осмысление к идее Бога Творца и видит очами разума величие силы Его и бесконечную Его мудрость.

Человек, видя множество творений и постигая царящий в них порядок и гармонию, поднимается через это осмысление к идее Бога Творца
Богоявленный Василий Великий, поистине «прояснивший природу сущего» в беседах «Шестоднева», говоря о деле творения в третий день, то есть о появлении растительности на земле, замечает: «Хочу, чтобы чудо творения произвело на тебя столь большое впечатление, что где бы ты ни оказался и какой бы вид растений ни изучал, всегда живо припоминал бы Того, Который все это создал».

В рамках вышесказанного мы можем понять любовь старца Амфилохия к деревьям и зелени в целом, а также его заботу о сохранении сосен на засушливом Патмосе.

«Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа», – часто говорил он. От исповедующихся ему он требовал, как свидетельство покаяния, посадить дерево.

Одна сестра рассказывает:

«Он очень любил зелень. Вот как говорил:

– Знаете, у Бога была и еще одна заповедь, не записанная в Писании; эта заповедь – любить деревья.

Как-то он сидел под сосной и вдруг говорит мне:

– Слышишь? Сосна говорит со мной, дает мне отдых.

А вокруг кафизмы “Христос” он выращивал оливки, чтобы однажды сестры смогли с них жить».

Одна сестра возвращалась с прививания деревьев и подошла к старцу за благословением, а тот радостно сказал ей:

– Наше милое дитя трудится и устает ради деревьев и растений и всегда с готовностью бегает туда-сюда. Ты не представляешь, как мне радостно это твое занятие (любовь к деревьям), не представляешь! Они молятся за тебя, когда ты о них заботишься; молятся, потому что у тебя от этого труда нет никакой личной выгоды, ты делаешь это только на благо сестер. И я, как бы ни устал, только выхожу и вижу деревья – не представляешь, как легко мне сразу становится. Вот тебе мои слова. А вот благословение. И знай, эти слова идут прямо из моего сердца.

Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа
В другой раз он спросил ее:

– Ну, как сегодня наша растительность, чем ты занималась?

Она рассказала ему, какую работу проделала в тот день, а затем добавила:

– Геронда, с теми растениями все хорошо, но вот этот цветок, который пытаюсь вскормить вот здесь, – и она показала на сердце, – вот этот цветок терпения, мне кажется, плохо растет. Попросите Бога, чтобы Он его вскормил.

А старец ответил:

– Не беспокойся. Вырастет и он. Вырастет. Я разговариваю с Христом и об этом твоем цветке, не бойся. Ты слышала, что говорит апостол. Он говорит: Бог питает и растит добро внутри нас, когда у нас правильный настрой. Так-то, дитя мое.

Вот этими словами он всегда заканчивает свои беседы.

Когда старец был жив и летом обычно жил в кафизме “Христос”, ему очень нравилось сидеть в тени сосны. Он разговаривал с деревом такими словами:

– Чадо мое, дитя мое, как твои дела?

И сам отвечал:

– У меня все хорошо.

В тот год, когда почил старец, засохла и эта сосна.

Люди в миру мыслят о земном (Флп. 3: 19), «они сняли боготканый плащ» благодати, который получили через святое Крещение, они опустошают землю и губят окружающую их природу.

А люди Божии, чье жительство – на небесах (Флп. 3: 20), облаченные во Христа в спасительном ковчеге Церкви и вернувшиеся к древней красоте и первоначальному достоинству, украшают природу и заботятся об окружающей их среде.

Советы старцев в конкретных сферах жизни, таких как экология и окружающая среда, важны для нас всех. Благодаря чистоте сердца и бесстрастию человек восстанавливает мирную связь с остальной природой, свойственную ему до грехопадения. Ценен совет из подвижнического опыта отцов-исихастов о том, что экология должна найти верное направление и путем деятельного диалога перейти на уровень богословской экологии.


Из книги Игнатия (Триантиса), митрополита Берато-Влёро-Канинского. Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства / Пер. с новогреч. Изд-во Сретенского монастыря, 2018.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить