Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же (+ВИДЕО)

Мы только что слышали известный евангельский отрывок, который читается каждый раз на малом освящении воды, - об исцелении расслабленного у Овчей купели. 

Было такое место, в котором случалось чудо: Ангел Господень сходил в воды купели, и они начинали волноваться. И всякий, кто входил в это волнение воды, исцелялся. Но, конечно, не всякий больной, а особенно парализованный, о котором ведется речь в нынешнем рассказе, мог самостоятельно спуститься в эту воду после схождения Ангела. И вот Господь Иисус Христос, встретив этого расслабленного у купели в одну из суббот, узнаёт, что тот не может спуститься в воду, чтобы исцелиться, потому что нет такого человека, который бы ему помог. И Он Сам помогает, исцеляя его без необходимости входить в воды.

Прослушав этот евангельский рассказ, мы могли задаться вопросом: неужели Бог не мог исцелять тех, кому это столь необходимо, без погружения в источник в определенный момент? Неужели Он Сам не знает, кому, когда и в какой мере необходимо это самое исцеление? Конечно, мог, ведь именно это делает Христос, исцеляя расслабленного. Но почему же Бог не делал так постоянно? Почему необходим человек, который может помочь: исцелить или погрузить в воду, - в такой сложной ситуации?

В связи с этим стоит вспомнить историю из «Луга духовного» Иоанна Мосха. В ней рассказывается о старце-священнике, который воспринял чин служения от еретиков, но, будучи сам простецом, несведущим в догматах, этого не знал и совершал ошибки при богослужении. При этом он был человеком святой и чистой жизни, а при совершении Божественной литургии видел Ангелов, стоящих рядом с престолом. Однажды к нему пришел один брат, диакон, и, услышав неправославные выражения, сообщил ему об этом. Старец переспросил об этом Ангелов, и те подтвердили верность слов диакона. Старец изумился тому, что Ангелы его не исправили ранее, на что получил ответ: «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же».

Если мы хорошо поразмышляем над этим ответом, то сможем понять и то, почему Бог не исцеляет всех нуждающихся посредством чудес, и даже в случае возможности чудесного исцеления требует участия в этом другого человека. Безусловно, Божественная любовь безгранична, и Он заботится о каждом человеке особым образом. Но именно поэтому Он и не вмешивается постоянно в нашу жизнь, даря человеку свободу и тем самым возможность роста.

Этическое измерение нашей жизни таково, что только живя в соответствии с нашей этической программой, мы можем научиться действовать верно. Как и в случае обычного ремесла, в этике необходимо практиковаться. И первоочередная сфера этического - это наши взаимодействия с другими людьми. Подлинно научиться Божественной любви только из примера жизни Богочеловека нам невозможно. И потому Бог не отбирает у нас возможности стать соучастником Его любви, чтобы мы могли ей научиться.

Один из древнегреческих философов говорил, что человек есть мера всех вещей. В нашем случае этой мерой является Человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5), однако нам всем необходимо вырасти в Его меру, чтобы все вещи, все явления нашей жизни могли стать частью нашего христианского бытия. А для этого нам необходимо прочувствовать, прожить, осуществить на практике опыт восприятия всякого человека как со-человека или, как говорил прп. Силуан Афонский, восприятия всего человечества как Адама. А значит - воспринять каждого человека как своего брата или как свою сестру.

Будучи существами социальными, мы в той или иной мере постоянно сталкиваемся с обществом, с разными людьми, видим их нужды и страдания. И всякий раз, когда мы сталкиваемся с человеческим страданием, нам следует задаться вопросом, не являюсь ли я сейчас тем человеком, через которого Бог хочет помочь этому другому? И, уверен, задавшись этим вопросом, мы услышим в своем сердце правильный ответ и сможем, с Божией помощью, действовать в соответствии с ним. 

Тем самым возрастая духовно и нравственно в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13).

// проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Богоматери в Неделю о расслабленном, 10 мая 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить