Большой долг перед Царем и маленькие долги перед ближними

Сегодня Святая Церковь представила нашему вниманию Евангельское чтение с притчей о Царствии Небесном. Господь наш Иисус Христос говорит, что Царствие Небесное подобно царю, который простил задолжавшему ему человеку большую сумму денег, но человек этот, выйдя от царя, не простил своего должника, который был должен ему совершенно небольшие деньги. И не просто не простил, но посадил его в темницу, пока тот не вернет долг. 

Но об этом узнал царь и, вызвав этого немилосердного человека к себе, спросил с него: почему ты не поступил с другим так же, как я с тобой, ведь я простил весь твой долг, разве ты не должен был поступить так же? И тогда царь отдал этого человека истязателям, чтобы они мучали его до тех пор, пока он не вернет своего огромного долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его — завершает притчу Христос (Мф. 18:35).

На таких принципах строится Царствие Небесное — говорит Господь. И Он же дает нам образец молитвы, в которой содержатся слова «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», то есть прости наши преступления и грехи перед Тобой, Господи, в той же мере, в которой мы прощаем преступления и грехи перед нами другим людям. Господь дает нам понять, что будет нас прощать столь же легко, сколь легко мы сами умели прощать. 

Чаще всего те люди, которых мы не можем простить, должны нам действительно ничтожно мало. Скорее всего, они уязвили наше самолюбие, затронули наше тщеславие, самомнение и гордость. То есть, по большому счету, это не они нам что-то должны, мы сами себе должны. Чем больше объект, тем больше вероятность попасть в него стрелой, даже находясь на расстоянии. Чем больше человеческое тщеславие и самомнение, тем больше в него попадает стрел, которые причиняют боль обиды. И вот когда мы отпускаем эту боль, оставляем долги должникам своим, тогда постепенно затягиваются раны, и наши болезненные страсти, теряя подпитку, постепенно уменьшаются и усыхают. 

Но можно сказать: да, всё это верно по отношению к тем, кто затрагивает наше самолюбие. Но что же делать с теми, кто причиняет реальную, даже физическую боль? Если мы называем себя христианами, то должны поступать так, как поступал Христос. А Христос, будучи бесчеловечно избит и мучим, истекая кровью, испытывая на язвах своих жар солнца, желая утолить жажду и получая на просьбу воды уксус, молился так: «Отче, прости им, они просто не понимают, что делают». Он прощает мучителей и молится Отцу, оправдывая тех, кто причиняет Ему страшные муки тем, что они просто не понимают, они не отдают себе отчет в действиях.

Но есть и другой смысл в этой евангельской притче. Ведь если задуматься, когда мы грешим — мы вовсе не берем взаймы у Бога, а значит, не становимся Его должниками в этом смысле. И если для нас долги других людей — это их оскорбления в нашу сторону, а лучше сказать — наша оскорбленность по отношению к другим, то можно ли подумать, что Бог, видя наши согрешения, оскорбляется на нас? Очевидно, что нет. Тогда о прощении каких долгов просим мы, молясь ежедневно молитвой Господней? 

Смысл этой просьбы скорее в том, что когда кто-то нас оскорбляет, это немного портит в наших глазах образ этого человека. Нам становится сложно общаться с этим человеком, возможно, мы прерываем общение с ним на долгое время или навсегда. Но когда грешим мы сами, то мы существенно вредим собственным отношениям с Богом. И они тоже могут прерваться. Не потому, что Бог захочет их прервать из-за того, что мы поступаем плохо. Но потому, что мы перестаем видеть Его любовь, перестаем быть Его образом в этом мире и потому теряем Его из виду, от взора душевных очей. Связь прерывается по нашей инициативе. И так же, как и в человеческих отношениях, она может прерваться надолго, и, не дай Бог, навсегда. И это куда страшнее всех человеческих обид, поэтому долг этот гораздо более велик. 

Нам легко исправить прегрешения против друг друга, мы можем простить друг друга и обнять. Но так сложно исправить собственный духовный взор, потерявший нить общения с Богом, потерявший Творца из виду. Ведь для того, чтобы вернуть нас, потерявшихся овец, Господь наш пошел на добровольные страдания и смерть. Это та цена, которой исправляется то, что испортило, испачкало и разрушило человечество. 

А значит, прося у Бога оставить нам долги, мы просим Его не просто простить нас: Он не держит на нас обиды или зла. Мы просим возродить нас, обновить, очистить наш духовный взор, чтобы мы вновь могли видеть Его и быть Его образом и подобием. Именно поэтому Он сравнивает наши долги перед Ним с огромным долгом взявшего взаймы у царя, а долги наших ближних перед нами — с небольшим и легким долгом занявшего у этого немилосердного человека из притчи. 

Чтобы Бог оставил нам наши долги, восстановил Свой образ в нас, мы должны относиться друг к другу очень бережно, не нанося раны и прощая тех, кто нанес боль нам. Не бывает плохих людей, мы все носим образ и подобие Творца. Мы словно Его иконы, но чаще всего — иконы потускневшие и поврежденные. Но ни один из нас ведь не станет относиться к иконе плохо только потому, что она повреждена, закопчена или грязна. Наоборот, к поврежденной иконе мы будем относиться еще с большим трепетом и нежностью. 

Так нам нужно относиться и друг ко другу. 


Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия на Божественной литургии в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в 11-ю Неделю по Пятидесятнице, 23 августа 2020 года


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить