Чаще причащайтесь Святых Христовых Тайн

Сегодня отпевал в соборе Елену Шварц, замечательную петербургскую поэтессу, верующиего и любящего Бога человека, нашу не совсем прилежную прихожанку.

Елена Шварц не могла, будучи человеком честным, назвать себя православной христианкой, потому что для нее это означало полное и безоговорочное принятие русского православия. А оно вызывало критику с ее стороны.

Прочитав осенью 1996 года ее сборник, я захотел познакомиться с Еленой Андреевной (у нас были общие знакомые). Мы встретились с ней в ее прокуренной маленькой квартирке, находящейся недалеко от нашего собора, беседовали до глубокой ночи. Встречу за встречей Елена Андреевна разъясняла для себя мучительные вопросы, которые были препятствием на пути к вере. Разве так не бывает, что умный и интеллигентный человек не может назвать себя православным, потому что его сознание засорено штампами и стереотипами в отношении веры. Елена Шварц боялась, что Церковь лишит ее свободы творческого самовыражения, что сузит ее мысль, что заставит одеваться в черную юбку и платок и елейно подбегать под благословение батюшки… Она боялась каких-то рамок, решеток, оков для своего чувствования Бога. Но общаясь с нами, молодыми священниками, открыла для себя тот православный мир, который совсем не был похож на ею придуманный.

В 1999 году она крестилась. У себя дома, склонив голову над эмалированным тазом.

А потом Елена Шварц стала приходить в наш храм и причащаться. Как светились ее глаза в дни церковных праздников, когда стояла она среди людей, как низко опускала она глаза, подходя к исповеди. Будучи честным и ответственным человеком, она не могла временами приступать к Чаше, страдая извечным российским недугом. «Вот, я так готовилась, так готовилась — и сорвалась…» Не ходила в эти периоды и в храм. Только звонила и просила молитв о ней.

Когда в 2006 году наш собор горел и утром мы готовились к совершению Божественной литургии под открытым небом, на службу прибежала Елена Андреевна: «Я стояла у окна, смотрела, как горит собор, и плакала от бессилья. А ночью сложились эти строки». И она протянула машинописную страницу — стихотворение, по которому пером была сделана правка. Этот единственный экземпляр ее стихотворения на пожар Троицкого Измайловского собора хранится где-то в моих вещах, в соборе, может быть, вложен в книгу, при попытке наскоро найти я его не нашел. Помню только, что сильней и трагичней, но вместе с тем и прорицательно-оптимистично так о пожаре, случившемся в нашем соборе, еще никто не писал и не говорил.

Она была глубоко верующим человеком, но все-таки придерживалась мыслей, которые нельзя назвать православными; так, она верила в перевоплощение души после смерти.

В последние годы Елена Андреевна болела раком. Она угасала, приводила в порядок свои дела, но откладывала время последней исповеди и Причастия: «Я еще поживу». Она, смелый и вдохновенный поэт, боялась, как неграмотная старушка, что Причастие будет ее отходной, будет точкой в ее жизни. Когда она согласилась, что пора подводить итог, оказалось уже поздно. Я не успел ее причастить…

Из книги протоиерея Владимира Вигилянского «Русский ключ. Дневник священника»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить