Дух Креста Христова

Мы мечтаем о таком боге, который сделает нас сильными, даст нам власть и право судить и обличать других. Этому богу мы поклоняемся даже сейчас — богу наших желаний и нашего чувства собственной правоты. Что и говорить: многие из нас пришли в Церковь и остаются там именно потому, что в глубине души надеются, что Церковь может дать им эту власть. Ведь если мой бог — сильный, то сильным буду и я сам. Именно такого бога ждал тогда израильский народ; именно такому богу поклоняется сейчас большинство людей.

И потому Крест Великой Пятницы и Гроб Великой Субботы кажутся им каким-то абсурдом, возмутительной нелепицей. Поэтому Христос остается один. 

Пребывание Христа в мире — это не просто какой-то исторический факт из далекого прошлого, это вечная духовная реальность. Но если человек хочет быть сильным, он никогда не склонит головы перед истинным Богом. В лице распятого Христа разглядеть Его всемогущество может только тот, кто отрекся от своей силы и встал на путь любви и примирения.

Речь идет не о чем-то умозрительном, не о каком-то мысленном упражнении. Принять Бога таким, каков Он есть, — это дело всей жизни. Вопрос не в том, будем ли мы поступать хорошо или плохо, а в том, какой дух будет жить в нас. Дух Креста — или дух силы и власти? Дух любви и общения — или дух закона и господства?

Вот он, тот вопрос, который ставит перед каждым человеком Страстная седмица: кому мы будем служить? Будем ли мы поклоняться силе и власти, желая приобщиться ей? (И тут уже неважно, какую форму принимает это поклонение силе, оно встречается и в Церкви.) Или мы будем служить Христу распятому, Который страдает добровольно, потому что всесилен и не боится быть слабым, Который бесконечно любит нас?

Человек, который хочет быть правым, никакой связи со Христом не имеет. Человек, намертво вцепившийся в свою точку зрения, никогда не вкусит жизни вечной.

Церковь существует для того, чтобы дать нам этот дух — дух Креста, дать нам прикоснуться к Воскресению и жизни вечной. Если мы не думаем об этом, не стремимся к этому, не жаждем этого всей душой, мы зря тратим свое время в Церкви. Более того, это может стать не только бесполезным, но и вредным времяпрепровождением, потому что у нас создается впечатление, будто мы знаем Бога и нам незачем искать Его. В итоге оказывается, что мы не знаем вовсе ничего. Нам всем нужно наконец принять окончательное решение, сделать свой жизненный выбор.

Будем ли мы любить Крест как источник нашей жизни — или брезгливо отвернемся от него, как от величайшей глупости и безобразия? Решимся ли кусок со своей тарелки отдать брату? Сделаем ли шаг в сторону, чтобы другому было легче дышать? Перестанем ли цепляться за свою мнимую силу и станем слабыми, ожидая, что в этой слабости Христос заронит в наше сердце семя нового человека?

Мерила духовной жизни и церковного порядка не укладываются в нашу логику. Блудница, которая моет ноги Христу, а потом еще и получает за это похвалу и становится образцом для всех грядущих поколений, — это же абсурд с точки зрения человеческой логики! Какое безумие — ученик и друг предает Учителя, а Тот не сопротивляется! Это безобразие, это просто нелепица — первым жителем Рая становится разбойник! Да ни один нормальный человек не стал бы мириться с этим абсурдом; однако всё так и есть. Вот она, сила Креста.

Христос разрушает все системы мира сего, потому что хочет всё вернуть на свои места, вернуть всё к естественному состоянию, к состоянию бытия. Ведь зло — это просто отсутствие добра; само по себе оно не существует, оно представляет собой чистое отрицание. Христу не нужна внешность: за благообразной внешностью так часто скрываются греховные дела. Христу нужно доброе сердце.

Христос вовсе не революционер, как нам порой кажется. Он никогда не стремился к тому, чтобы заводить людей в тупик и запутывать их. И конечно, Спаситель не для того пришел на землю, чтобы сказать нам: «Да, Я защищаю и одобряю бандитов и блудниц». Сами по себе разбойник и блудница не были особенными. Их величие — в покаянии, которое потрясло самые глубины их сердец. И какое же сердце может принять Христа? Сердце, которое тоскует, смиренное сердце. Сердце, которое готово тосковать, готово протянуть руку и прикоснуться. Мертвое, себялюбивое сердце не может радоваться и не может страдать, не может тосковать и ждать; оно всегда чувствует только бесконечную усталость. Развратное сердце не столь греховно, как усталое сердце, потому что усталое сердце ничего не ищет и не стремится к истинной жизни — ему уже достаточно религиозной системы.

Христос пришел не для того, чтобы удивлять людей. Он пришел, чтобы явить в Себе единственно удивительную вещь — истину.

Итак, Страстная седмица — это и есть разделительная черта между осужденными и оправданными. Каждый из нас должен сам, лично занять свое место в событиях этой недели. Каждый из нас должен заглянуть в свое сердце. Каждый должен увидеть ученика, который предал Христа и, хотя и сожалел об этом, не принес покаяния, потому что не верил в любовь Христову. Увидеть другого ученика, который тоже предал Спасителя, но горько плакал и в итоге получил ключи от Рая. Каждый должен увидеть падшую женщину, к которой Христос отнесся с таким уважением, с такой заботой, что дал ей тем самым возможность покаяться. Когда наступает эта седмица, нельзя и представить себе большей глупости, чем оставаться погруженным в свои мелкие заботы и мысли, в свое отчаяние.

Есть два самых тяжких греха: отчаяние — это оскорбление любви Божией, и бессердечие. Черствых по натуре людей дьявол подталкивает к подвигам добродетели, чтобы они никогда не научились радоваться этому великому таинству — общению и единству с другими и чувство собственной праведности делало бы их всё более и более бессердечными. На людей чувствительных дьявол нападает с другого фланга: их он склоняет к явным грехам, чтобы они впали в отчаяние.

На самом деле бессердечие и отчаяние — это две стороны одной медали. В основе обоих грехов лежит нежелание признать: только Жертва Христова может дать нам жизнь, а нам самим это невозможно.

Только в Жертве Христовой — наше спасение, только она может дать нам жизнь. Это не случайно. Конечно, Христос мог спасти нас и каким-то иным способом, но Он избрал самый безобразный, чтобы каждый человек, как бы он ни был плох, имел надежду на спасение. Всемогущий Христос мог спасти нас как угодно, но Он выбрал Крест, чтобы и мы научились идти на крест за других. Он хотел показать нам, что любовь может выразиться только в служении ближнему, и потому мыл ноги Своим ученикам; нет любви без жертвы, без открытости. Бессердечие, черствость, замкнутость — это смерть; никакая нравственность такому человеку не поможет.

Итак, Страстная седмица — это время, когда нужно задуматься не о чем-то в отдельности, а о духе жизни. Каждый должен решить: принимает он его или нет.

Вот что такое покаяние. Только здесь проявляется его истинность. Покаяние состоит не в том, чтобы горевать о своих дурных поступках, потому что мы оказались хуже, чем думали о себе. Покаяние состоит в том, чтобы отбросить собственную силу и принять силу Христову — Его Крест и Воскресение.


Из книги архимандрита Варнавы (Ягу) «Церковь грешников»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить