Иеромонах Кирилл (Попов). Герой духа своего времени

Распечатать

Сегодня мы празднуем память священномученика Илариона. Подвиг его веры, как закваска из притчи Христовой, оживотворяет и наш монастырь, и всех, кто приходит сюда. Взирая на него, мы укрепляемся и учимся осмысленно нести наш крест. 

Крест – это всегда страдание. Человеческая жизнь преисполнена скорбей и страданий, мы боимся страданий, не видим в них смысла, страшимся всего, что лишает нас привычного комфорта и вносит серьезные изменения в нашу повседневную жизнь. Принято считать, что страдание — это наказание, или, лучше сказать, научение, данное грешнику за его беспечное и нераскаянное прошлое, — своеобразная епитимья от Бога. Но это не совсем так. Страдание – это путь Христов. Страдание может быть послано и праведнику — как испытание верности Богу. И каждому из нас Господь ежедневно посылает различного рода испытания, чтобы стало явным наше сердечное расположение, чтобы прояснилось, с кем наше сердце — с Богом или с миром. Иногда то малое, что посылает нам Бог, подготовляет нас к великим испытаниям за Христа, поэтому малые испытания закаляют нашу веру. Христианство привнесло новое осмысление и понимание страданий. 

По мысли святых отцов, путь жизни христианина определяется в том числе и скорбями: чем ближе человек к Богу, тем больше посылается ему испытаний. 

Сложным и суровым был крестный путь священномученика Илариона (Троицкого), память которого мы сегодня чествуем. По праву мы можем назвать его героем Церкви, героем духа своего времени. Своей непоколебимостью в вере он явил нам образец в терпении, мужественности и доблести. Своей стойкой позицией он показал, что главным деланием христианина является следование за Христом вне зависимости от внешних условий жизни. Какие бы трудности ни постигали христианина, он остается верен Богу до смерти. Мученичество — это проверка на зрелость и испытание на верность. Поэтому самым действенным свидетельством веры является смерть за Христа. Мученики — слава Церкви Христовой.

Как верно отметил церковный писатель Тертуллиан, «кровь мучеников есть семя христианства». Мы называем мучеников богопобедными, потому что именно действием благодати Духа Святого они стяжали победу.

Легко рассуждать о Боге, сидя на диване в приятной привычной обстановке, но совсем иное — страдать за Него, быть вдали от любимых и близких, в окружении людей, которые пышут ненавистью к тебе и к христианству в целом, всегда смотреть в глаза смерти, испытывать жестокие сердечные борения и физическое насилие. Когда испытание в вере ставит нас перед выбором жизни или смерти за Бога, только тогда можно говорить о верности и любви к Нему. Это в очередной раз подтверждает вечную аксиому, что мученичество и есть главное и неопровержимое доказательство истинности веры Христовой.  

Вызывает восхищение, как новомученики и исповедники Церкви Русской с безмятежным спокойствием и радостью переносили тюремное заключение, многие из них с особым воодушевлением свидетельствовали, что период трудностей и гонений можно назвать самым лучшим временем в их жизни, и именно в это время они научились молиться по-настоящему. Молитва в период страданий приобретает особое наполнение, в страданиях зарождается настоящая чистая молитва. Даже те молитвы, которые мы привыкли произносить утром и вечером, были выстраданы святыми отцами в пустынях, расселинах скал, в затерянном одиночестве, в сложной борьбе, в самых напряженных и трудных ситуациях, в предельной человеческой скорби.

Скорби, которые претерпел священномученик Иларион, помогли ему не только научиться молиться, но и усилить свою любовь к Богу, доказать свою верность Ему не только словом, но и делом; они как семя упали на благодатную почву его личных дарований — великодушия и милосердия. И бремя страданий ничуть не озлобило его, но, наоборот, обогатило и усилило в нем чувство любви Христовой к своим мучителям. В лагере на Соловках он спас жизнь начальнику охраны и еще нескольким людям, которые во время шторма были унесены на лодке в море. Рискуя своей жизнью, не рассуждая о высоких нравственных идеалах, владыка делами проповедовал любовь к ближнему, спасая своих притеснителей в бушующем море. А так ли мы поступаем по отношению к тем, кто, по нашему мнению, несправедлив к нам? И этот пример из жизни священномученика очень яркий, он показывает, как на деле следует любить своих врагов.

От безропотного перенесения страданий человек научается добродетели терпения: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5,3).  

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что страдания «приносят пользу тем, кто переносит их с мужеством… и рождают всякого рода блага для тех, кто терпит». Терпение — это одна из величайших христианских добродетелей, которая помогает безропотно преодолеть страдание. Терпение — это не примиренность со злом, а личное противление ему. Терпение является главным условием извлечения пользы из страдания. Отличительной особенностью терпения является мужество. А мужество — это преодоление страха перед опасностями и готовность переносить скорби и страдания с полным упованием на Бога.

И от нас, христиан XXI века, Господь требует стойкости в вере и терпении. Сейчас нет открытых гонений на православную веру. Но мы видим, что и нашему времени даны своего рода испытания, мы видим, как лихорадит православный мир. Ярким примером служит ситуация, которая сложилась в отношении признания раскольников на Украине. Мы наблюдаем за тем, как силами зла реализуется известный римский принцип: «разделяй и властвуй» (лат. divide et impera), чтобы поколебать единство между православными верующими. Мы должны помнить, что Церковь Христова всегда была и остается гонимой, даже несмотря на годы видимого спокойствия и благоденствия. Диавол испытывает неописуемую вражду к Церкви. Поэтому сегодня, как никогда, от христиан требуется мужество безбоязненно обличать грех и отстаивать правду даже и ценой собственной жизни. Будем помнить, что страдания посылаются всем, но только тот, кто научился их переносить безропотно, наследует венец вечной жизни.

Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Божественной литургии в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, 28 декабря 2019 года.


30 декабря 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить