Говорите о Боге с детьми

Ответственность за воспитание в детях веры в Бога всегда лежала на семье, на родителях, на дедушках и бабушках больше, чем на школьных преподавателях Закона Божия.

Нам надо понять отличительную особенность детского мышления, детской духовной жизни: дети не живут отвлеченными понятиями. Им легко вообразить себе реалистично то, о чем мы говорим отвлеченно, — силу добра и силу зла. На всю жизнь запоминаются некоторые впечатления раннего детства, и реален для детей именно опыт ощущения, а не рассуждения о нем...

Уже говорили, как мы вводим в сознание ребенка понятие о Боге обычными жизненными выражениями «Слава Богу!», «Храни тебя Господь!», «Господи, помилуй!». Но имеет очень большое значение то, как мы их говорим, действительно ли переживаем их значение. Первое, очень простое понятие о Боге заключается в сознании того, что Бог есть, как есть тепло и холод. Первая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребенок способен понять, что значит сделать что-нибудь: сложить, слепить, построить... За каждым предметом есть некто, этот предмет сделавший, и ребенку довольно рано делается доступным понятие о Боге как о Творце. Вот в это время возможны первые разговоры о Боге. Можно обращать внимание ребенка на окружающий его мир и возбуждать в нем чувство чудесности Божьего творения.

Следующая тема о Боге, которая делается доступной детям, — это участие Бога в нашей жизни. Новозаветные рассказы о чудесах производят впечатление на маленьких детей радостным сочувствием: «Вот человек не видел, ничего не видел. Ты закрой глаза и вообрази, что ты ничего не видишь. А Иисус Христос подошел, дотронулся до его глаз, и он вдруг стал видеть...».

Таких рассказов очень много. Можно их рассказывать перед сном, или показывать иллюстрации, или просто «когда к слову придется». Конечно, для этого нужно, чтобы в семье был человек, знакомый по крайней мере с главнейшими евангельскими рассказами. Может быть, хорошо молодым родителям самим перечитать Евангелие, выискивая в нем такие рассказы, которые будут понятны и интересны маленьким детям.

К восьми–девяти годам дети уже готовы воспринимать какое-то примитивное богословие, даже сами его создают, придумывая убедительные для них самих объяснения того, что они наблюдают. Они уже знают что-то об окружающем их мире, видят в нем не только доброе и радостное, но и плохое и грустное. Они хотят найти понятную для них причинность в жизни, действие справедливости, которое награждает за добро и наказывает за зло.

В этом же возрасте детей начинают интересовать такие вопросы, как учение о Святой Троице, жизнь после смерти или почему надо было так страшно пострадать Иисусу Христу. Пытаясь отвечать на эти вопросы, очень важно помнить, что детям свойственно «схватывать» по-своему смысл иллюстрации, примера, рассказа, а не наше объяснение, не абстрактный ход мысли.

Подрастая, годам к одиннадцати–двенадцати, почти все дети испытывают трудности при переходе от детской веры в Бога к более зрелому, одухотворенному мышлению. Только простых и занимательных рассказов из Священного Писания теперь недостаточно. От родителей требуется способность услышать тот вопрос, то сомнение, которое родилось в голове мальчика или девочки. Не надо навязывать им вопросы или объяснения, которые им еще не нужны, до которых они не доросли. Каждый ребенок развивается в своем темпе и по-своему.

Мне кажется, что в богословское сознание десятилетнего ребенка должно входить понятие о видимом и невидимом мире, о Боге как о Творце мира и жизни, о том, что Бог любит нас и хочет, чтобы мы были добрыми, что если мы сделали что-то плохое, то мы должны попросить прощения. И очень важно, чтобы образ Господа Иисуса Христа был знаком и любим детьми.

Опасность для подрастающего поколения состоит в их ощущении, что духовная жизнь, душевная вера в Бога, — нечто такое, что не касается «настоящей жизни». Самое лучшее, что мы можем дать подросткам, молодежи, — и только если нас с ней связывает искренняя дружба, — это помочь им задуматься, поощрять их искать смысл и причину всего, что в их жизни случается. И самые хорошие, самые полезные разговоры о Боге, о смысле жизни возникают у нас с нашими детьми не по плану, не по чувству долга, а случайно, неожиданно. И мы, родители, должны быть к этому готовы.

Из книги епископа Александра (Милеанта) «Семья — малая Церковь»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить