Иконоборчество - искажение образа Божиего в человеке

День Торжества Православия - это день, когда было восстановлено иконопочитание, когда богоборчество было посрамлено. И многократно в сегодняшних богослужебных текстах мы читаем о том, что посрамлено оно было именно силой Божией. Потому что человеческой силы для этого не хватало.

В сегодняшний день стоит говорить о важности почитания икон. Потому что когда мы сталкиваемся с людьми, не почитающими иконы, и оправдывающими это якобы заповедями Библии, то часто теряемся. Стоит сегодня сказать и о том, что Господь говорит не делать идолов и одновременно велит Моисею изобразить в скинии ангелов. В том числе на завесе, которая находится перед Ковчегом Завета, и на самом ковчеге. И велит совершать каждение перед завесой, на которой изображены священные изображения. 

Стоит говорить и о возможности почитания священных изображений, потому что мы все знаем после VII Вселенского собора, как нужно отвечать. Мы не покланяемся священным изображениям, а почитаем их, поклоняясь только одному Богу, почитая Его святых, почитая Его святыни. Как, например, пророк Давид некогда в Ветхом Завете сказал: «Войду в дом Твой и поклонюсь храму святому Твоему» - он говорит не «перед храмом», не «в сторону храма», а самому храму. И ясно, что Давид в это время кланяется не храму, но самому Богу через храм. 

И много, о чем еще стоило бы поговорить, но мы почитаем иконы и не каждый из нас будет сталкиваться с инославными, с протестантами, которые против почитания икон. Есть много аргументов от самого Священного Писания, но стоит ли их разбирать сейчас?

Сейчас время Великого поста, прошла первая неделя. И время Торжества Православия на первой неделе встречает нас не только потому, что исторически в Константинополе сложилась традиция праздновать это событие в первую неделю. Неслучайно именно в первую неделю поста было торжественно установлено почитание после VII Вселенского собора.

Сегодняшний день – это напоминание о том, что иконоборчество – это трагедия, которая не осталась в VIII и IX веках. Иконоборчество – это трагедия, которая сейчас присутствует здесь между нами, мы все с вами в какой-то степени иконоборцы. Мы иконоборцы, потому что икона – это образ. А сейчас здесь помимо тех образов, которые находятся в иконостасе и на столбах, находится еще большое количество других образов. Каждый из нас – это образ Божий. 

Мы все с вами, когда забываем про это, когда не ценим это, когда поступаем против себя, против ближнего. В эти моменты мы в какой-то степени становимся борцами с образом Божиим, становимся иконоборцами. Сегодняшняя неделя – это время, когда Господь напоминает нам, что есть надежда перестать быть иконоборцами. 

На первой неделе мы с вами столкнулись со многими своими немощами, со многими своими грехами. И некоторые из нас, сейчас, даже приходя на исповедь, оказались очень растерянными: «А что теперь с этим делать?” Мы с ужасом осознаем, что тот образ, который мы в себе видели, был ложью. И там, под этой коркой - огромный слой неприятной и неприглядной грязи. Это ужасает, но надо понимать, как происходит, что мы оказываемся в этой растерянности. 

Когда ребенок рождается, в нем образ Божий прослеживается ярче, чем во взрослом человеке. Ярче, потому что он еще не успел сильно его запятнать. Ребенок рождается с некой человеческой немощью, с некоторым человеческим повреждением, но эта немощь и это повреждение совершенно несоизмеримы с тем слоем грязи, который мы наносим себе во взрослом возрасте. 

Постепенно ребенок сталкивается с тем, что он попадает в какие-то ситуации, где ему хочется быть хорошим и он не знает, как.  И он еще не может разглядеть в себе этот образ Божий. Он еще не научился работать со своих душой, и ему кажется, что, чтобы стать хорошим, нужно выполнять чужие правила. 

Он сначала выполняет правила мамы и папы, потом начинает выполнять правила общества, других людей, и постепенно учится врать. Он учится не быть собой, учится не являть свой образ. Но учится поверх слоя грязи, который на него налип, вместо исправления этой грязи «зарисовывать» красивую картину: «Это не я разбил вазу – это кошка». Потому что это не мне нужно быть внимательным, а нужно, чтобы меня не наказали, нужно чтобы меня не отвергли, нужно чтобы я был хорошим. 

Этот образ жизни сопровождает нас все дальше и дальше, и всю свою грязь мы стараемся заметать под слой красивой картинки, которую мы нарисовали. И так получается, что есть некая икона, которая написана Богом, а под ней большой слой грязи. На нем лежит написанная нами картинка правильного, хорошего, благочестивого христианина. И то, что этот верхний слой очень-очень нестойкий, обнажает наша естественная жизнь. 

Вот придешь в храм, посмотришь на некоторых – очень благочестивые люди, такие благочестивые, что аж самому стыдно. А попробуешь поставить перед ними какой-нибудь хор на службе, и услышишь такой список проклятий в сторону молодых людей, которые стали перед ними, что можно аж записывать. Потому что такие изощренные формы редко где услышишь. 

Или человек приходит на исповедь, и страшно не то, что он чего-то не осознает в себе, а страшно то, что он начинает вспоминать церковнославянизмы. Что его не спросишь – «ой батюшка, гордость; ой батюшка, тщеславие; ой, да - недостоинство». Вы же этих слов в жизни не помните никогда. Что вы их на исповеди вспоминаете тогда? 

Мы стараемся быть не самими собой - это страшно; мы стараемся нарисовать красивую картинку. И вот на первой неделе великого поста покаянный канон помогает нам залезть под шкуру этой красивой, но не правдивой картинки о себе. И мы начинаем видеть, что там огромный слой гадости. И это страшно - после этого нам хочется что-то сделать. Но естественное греховное человеческое желание у нас какое? – Снова нарисовать себе красивую картинку. 

Мы приходим и говорим: «Батюшка, что мне сделать? Может, мне попоститься сильнее? Может, поклоны побить? Может еще что-то сделать внешнее? Дайте мне какую-нибудь краску, которой можно замалевать эту грязь, не хочу ее видеть. Мне кажется, что если побольше помолюсь - формально, или построже попощусь, или сделаю 15 добрых дел, то тогда я сам себе буду казаться хорошим. Я зарисую этот слой грязи». И нам кажется, что это - исправление жизни, а на самом деле это и есть настоящее иконоборчество и идолопоклонство. Потому что тот образ, который не Бог в нас нарисовал, а мы рисуем в себе – это идол, и этому идолу мы служим. 

Мы думаем, что заповедь о непочитании идолов – это заповедь для ветхозаветных людей, и осталась на Ветхом Завете – это неправда, эта заповедь для нас. Каждый из нас создает себе идола, красивую картинку себя. И чтобы нам научиться не быть иконоборцами, Церковь вводит нас в пост, сначала заставив нас залезть под эту нарисованную шкуру, и увидеть огромный слой гадости. Нам необходимо мужество, чтобы за оставшееся время поста, насколько это возможно, расчистить эти завалы. 

Это будет неприятно, это будет обидно. Будет очень тяжело, потому что мы начнем честно себе признаваться в тех вещах, от которых мы обычно бежим, и которые пытаемся закрыть красивой ширмой, но настоящее почитание образа Божьего в себе – это когда мы с Богом вместе, с Его силой и со своим выбором, со своей решимостью начинаем расчищать свои завалы. 

Для того, чтобы начать это делать, нужно сначала перестать врать - врать самим себе. Врать, что мы из себя представляем то, что мы придумали. Смириться с тем, что у нас огромное количество неприятных, грязных и злых вещей. Но христианина это не убивает, потому что мы знаем, что все, что на нас налипло сверху – это не мы сами, это не тот образ Божий, который Господь в нас заложил. И Господь на самом деле видит в нас не ту картинку, которую мы создали, и не ту гадость, которая в нас есть, а видит ту глубину, тот самый красивый, чистый образ, который Он написал своей рукой.

И если мы знаем, что Господь любит нас, Он поможет нам. Но Господь может расчищать только нашей рукой. Если мы возьмемся за инструмент, Господь возьмется за нашу руку, и тогда вместе с нами сможет начать развивать в себе этот образ Божий. Но нам очень тяжело искать образ Божий в себе - мы хотим докопаться до него во всех окружающих, причем делаем это обычно топором. То есть мы пытаемся снять слой грязи со всех вокруг себя. И это опять же естественное греховное желание человека.

Пост – это то самое время, когда нужно перестать заниматься борьбой с чужими образами, когда нужно заняться очищением своего. Так тяжело человеку менять себя - мы готовы поменять весь мир, всю вселенную, всех окружающих, но не готовы менять себя. 

В конце первой недели поста ко мне подошла женщина с вопросом: «Что делать? На какую службу я не приду, обязательно рядом станет кто-нибудь, кто начнет шушукать. Или подойдет и начнет меня спрашивать: «Что сейчас читается?», а я просто пришла, хочу помолиться - не трогайте меня». Я говорю: «А может быть попробовать встать в другое место? Может быть поменять себя? Свое местоположение, а не страдать от того, что не меняются люди вокруг?». Человек поднимает глаза и говорит: «Слушайте, а я об этом не задумывалась». 

И это нормально. Мы все об этом не задумываемся. Мы все не задумываемся, что можно поменять себя, а не того человека. Можно самому отойти. Можно изменить свою реакцию. Можно изменить свое поведение, свое отношение к чужим поступкам. В этом случае мы будем успокаиваться. Это очень важные вещи. Для того, чтобы нам не быть идолослужителями и не почитать в себе тот образ, которого у нас нет. Для того чтобы нам не быть иконоборцами и не замазывать образ Божий своими красками, нужно быть предельно честными с самими собой. 

Это для нас практически невозможно. Но сегодняшний день, день восстановления икон - это день Торжества Православия. Не торжества православных людей, не торжества Православной Церкви, как человеческой структуры. Это Торжество Православия, как веры Божией, как символа любви Божией. В течении богослужений мы много раз слышим, что невозможно было бы восстановить иконопочитание тогда, но среди огромного количества иконоборцев появились несколько людей, которых Господь поддержал и они смогли это сделать. 

Так же и мы, когда сталкиваемся со своей грязью, с тем, что наш образ Божий заляпан, помрачен, когда мы понимаем, что это невозможно человеку, вспомним слова Евангелия: «Когда подошли ко Христу апостолы и сказали: «Господи, как спастись?», Он сказал: «Невозможно это людям, но невозможное людям возможно Богу». 

Поэтому пройдем этот пост с Божией помощью, с призванием Бога, но с призванием, не того, чтобы он научил нас, как нам закрыться от своих проблем, а чтобы Он помог погрузиться в глубину это гадости, которую мы в себе открываем. Чтобы Он эту гадость в нас исцелял. Чтобы Он помог нам приобрести решимость и делать правильный выбор. 

И чтобы постепенно, сантиметр за сантиметром, на сколько для нас это возможно, мы с Богом вместе, радостно и с удивлением открывали в себе то, чего еще больше не знаем. Тот самый настоящий образ Божий, который в нас есть, который Господь в нас любит. И которому Господь поможет нам прийти, если у нас будет на это решимость.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить