Если Север примет, то уже навсегда

Советы добровольцам проекта «Родная земля»

Волонтеры проекта Сретенского монастыря «Родная земля» вот уже 11-й год ездят в российскую глубинку, чтобы нести евангельское слово тем, кто остался без пастырского попечения. В этом году в Плесецкую епархию едут сразу 15 команд добровольцев.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр (Зайцев) на встрече с волонтерами в Сретенском монастыре поблагодарил всех, кто помогает восстанавливать приходскую жизнь, и рассказал, что ожидает новичков, когда они впервые вступят на землю Русского Севера.

Епархия размером с 4 европейских государства

Территория образованной четыре года назад Плесецкой и Каргапольской епархии составляет 76 тысяч квадратных километров, это примерно 4 небольших европейских государства. При этом там невероятное число старинных храмов, где богослужения совершаются крайне редко. Не хватает священников, почти нет прихожан. В Архангельской области есть уникальные места. Например, Кий-остров, где в древности стоял знаменитый монастырь. Он и сейчас существует, но пока только своими стенами и теми Ангелами, которые при освящении храма были ему дарованы. Неспроста чин освящения храма очень напоминает чин Крещения человека. Ангелы призывают нас молиться при посещении этих монастырей, которые пока существуют без насельников, но ожидают хотя бы паломников, чтобы наши молитвы, произнесенные в этих стенах, соединились с теми молитвами, которые звучали там на протяжении многих-многих сотен лет. Может быть, эти молитвы затронут наши сердца, и мы захотим соединить не только молитвы, но и свои жизни с этими святыми, намоленными местами.

Конечно, я мечтаю о том, чтобы жизнь монашеская на Кий-острове возродилась. Это начало Соловецкого архипелага, с него начинаются Соловки. Там есть источник воды, который существует еще со времен патриарха Никона, основателя этого монастыря. Конечно, лучше бы тут открыли мужской монастырь, уж очень здесь суровые зимние условия, и сам остров расположен в Белом море. Хотя женщины тоже бывают выносливые, крепкие. Ну, как Бог даст. Посмотрим, как сложится: иеромонах там появится первым или матушка-насельница. Будем молиться.

Северные батюшки

В епархии 20 священников. Соответственно, проводить регулярные богослужения по всей территории физически не представляется возможным. Онежское благочиние по территории равняется всему Израилю, а служат там три священника: два еще здоровых, а третий – иеромонах с большими проблемами по здоровью.

Регулярные богослужения, конечно, возможны, и они проводятся. Но бывает и так, что какое-то время в деревенских храмах нет богослужений месяц-два. В таких случаях нам помогают миссионерские экспедиции проекта Сретенского монастыря «Родная земля», потому что они имеют целью научить наши общины самим, без священника, но молитвенно, литургийно жить. Когда же дойдет очередь до этой деревни, прибывший священник окажется среди уже подготовленных прихожан. Они совместно проводят службу, совершаются Таинства.

В моей епархии не бывает, чтобы священник окормлял менее четырех или пяти приходов. У меня даже наместник монастыря, иеромонах, окормляет приходы в автомобильной доступности от монастыря. Поэтому, к сожалению, нет той регулярности Таинств, которой бы так хотелось.

У нас служат интересные люди. Никогда не знаешь, как Господь положит пути человека. У нас есть клирик, отец Анатолий, он учился в Одесской семинарии. Родился в семье священников и жил в разных бывших республиках, а матушка у него из Крыма. Я точно помню, что в детстве он жил в Монголии, когда его папа был там священником. Но пути Господни неисповедимы: и его дядя (тоже священник) теперь служит у нас. Есть у меня еще один южанин, в Каргополе сейчас служит, отец Георгий, он из города Сочи. Мы с ним познакомились в Тихвине, затем он поступил в Петербургскую семинарию. А матушка у него из Вологодской области, на границе с Каргопольем, так что, можно сказать, землячка.

Если сейчас к нам в Плесецкую епархию придет священник с матушкой, с перспективами, то мне придется крепко подумать, какие приходы ему поручить. К сожалению, такое маленькое количество населения с трудом может содержать священника с семьей. Бывает, в каком-нибудь населенном пункте у меня сто процентов православных, крещеных, участвующих в Литургии, причащающихся – все 8 бабушек! С ними общаешься, они смотрят тебе в глаза и говорят: «Владыка, нам бы священника!» Эти 8 бабушек ходят в часовню, и они – община, это нельзя сбрасывать со счетов! Их надо духовно окормлять, причащать, исповедовать, соборовать. Но они не смогут содержать священника. Поэтому мы объединяем несколько приходов в своего рода «куст» и прикрепляем каждый такой «куст» к определенному священнику.

Между населенными пунктами часто нет связи. Один из моих священников окормляет Кенозерье, а Кенозерский национальный парк – это уникальное место! Там со связью плохо, с дорогами тоже, и интернета там нет, но в этом есть своя прелесть. Так вот, когда он туда выезжает окормлять свой «куст», прощается с матушкой, берет у меня благословение – мы с его женой понимаем, что в ближайшие 4–5 дней он не сможет выйти на связь. Может быть, в каком-нибудь из этих населенных пунктов он появится раз в месяц или в два, а какой-то приход посетит всего один раз за лето, но посетит. Поэтому важно организовать людей, чтобы они не чувствовали себя брошенными, чтобы они молитвенно были с нами. Ведь все мы, разделенные сотнями, а порой и тысячами километров, молимся одному Богу, и мы едины. Это и есть Церковь.

Важно, чтобы люди молитвенно были с нами. Ведь мы молимся одному Богу, и мы едины. Это и есть Церковь

«Родная земля» на Русском Севере

Молодежный волонтерский проект Московского Сретенского монастыря «Родная земля» направлен на организацию миссионерских экспедиций в разные регионы нашей страны – не только в Архангельскую область, но и в Псковскую область, в Ивановскую область, в Удмуртию и в разные другие регионы. На сегодня это как минимум 9 епархий. Но начиналось это движение именно с Русского Севера. Через Сретенский монастырь осуществляется незримая духовная связь между Севером и Москвой, ведь многие из новомучеников заканчивали свой жизненный путь на Севере, в лагерях.

Наше население так думает: вот выйду на пенсию, тогда и буду ходить в храм, а пока у меня дела, дети, школа, надо обуваться, одеваться. А вот приезжают ваши ребята, их песни, их рассказы, само наличие в деревне молодых людей воздействуют на жителей в нужную сторону, показывают истинное лицо Православия.

Команды, состоящие в большинстве из образованных и талантливых людей, приезжают и где-то развеивают мифы о Православии, а где-то аккуратно, но настойчиво борются с тем язычеством, которое особенно велико в отдаленных местах, в деревнях, среди наших многоуважаемых бабушек, сохраняющих веру. Тех бабушек, через которых внуки приходят потом в семинарию.

Инструкция для будущих волонтеров: если вы заметили какой-то момент, который не относится к Православию (а эти моменты можно заметить только при личном общении), скажем, обрядоверие или неправильное понимание какого-нибудь праздника, природы Иисуса Христа, Спасителя нашего, то разъясните им! Это очень важный момент, и вашими усилиями все возможно.

У северян особый характер. Они будут сначала долго присматриваться, они реже улыбаются. Но если они поймут, что и для тебя важна земля, на которой они живут, что ты приехал не себя показать или «Русский Север спасти», а в самом деле болеешь душой за это место, тогда они тебя примут. И если примут, то уже навсегда.

Некоторые волонтеры переживают, что экспедиции приезжают и уезжают, а местное население остается. Интересно, что жителям Севера важнее всего хотя бы раз увидеть то, чего им так не хватает: молодость, искренность, свет в глазах. Сейчас во многих регионах России, а особенно на Севере, идет отток населения из регионов, в особенности молодежи. Когда команды приезжают, люди видят, что молодой человек может быть верующим и при этом «нормальным»! И что Православие принадлежит не только бабушкам, но и таким красивым, молодым ребятам и девчатам. Конечно же, они прощают вам все ваши огрехи: не так что-то спели, не так сказали, не там встали, не так сыграли. Вы оставляете после себя большое впечатление, жители ждут вас каждый год, вы являетесь ветром радости, ветром любви Христовой для наших деревень и сел. А когда вы уезжаете, люди сожалеют лишь о том, что вы уехали. Но в этом и заключается глубинная проблема, и я думаю, что только нашими силами, без поддержки какой-то государственной программой мы ее не решим. Это проблема оттока населения, проблема урбанизации. Дети уже со школьной скамьи стараются хорошо учиться, чтобы потом хорошо сдать ЕГЭ и уехать. Я встречался с выпускниками школ, сто процентов выпускников желает уехать и больше не возвращаться.

Советы волонтерам

Основные ошибки волонтеров возникают, когда нет должной подготовки. Конечно, когда человек едет в экспедицию в первый раз, он не может подготовиться на сто процентов: он не знает, какой чистоты будет онежская вода, не знает, с чем связана переправа на ту сторону реки, поэтому речь здесь скорее идет о личном настрое. Есть люди, которые приезжают уже с какой-то претензией: мне должны здесь обустроить быт, мне должны сказать, что я должен делать. Ожидание, что кто-то тебе должен дать четкое руководство и указать, что делать, – это типичная ошибка миссионера.

Иногда бывает столько непредвиденных ситуаций, что нужно быть готовым ко всему. Например, ребята собрались провести для детей спортивную эстафету, а 7 дней подряд идет дождь. Понятно, что его никто не планировал, он пошел сам по себе, Господь послал. Следовательно, должна быть какая-то заготовка, где будут мероприятия и на время дождя. Или ребята запланировали провести какие-то беседы с местными жительницами, но кто-то из них заболел, кто-то уехал, и их оказалось не так много. Конечно, можно сесть на местный автобус, поехать в соседнюю деревню и там провести запланированную беседу. Здесь нужно сориентироваться.

Есть какой-то запас материала, с которым группа едет, и очень важно заранее изучить все, что связано с природно-географическими особенностями, с местными святыми, святынями, с интересами местных жителей, чтобы оказаться им интересными и не ждать, что они тебя будут во всем направлять. Предположим, ты пришел в местную библиотеку, и на тебя смотрят с подозрением, ты для них чужак. Значит, надо подружиться с местной библиотекаршей. Обычно наши семинаристы прежде всего идут в местный магазин, чтобы купить пепси-колы с чипсами, и у них там сразу завязываются знакомства, так что очень скоро становится понятно, что объявление о грядущем концерте можно повесить не на крайнем столбе у въезда в деревню, а прямо на двери в магазин, потому что это самое посещаемое место в деревне.

Тут нужна сообразительность, смекалка, и не нужно иметь к местным жителям претензий, потому что для нас это героическая поездка, когда мы спасаем всю Россию на Севере, а для местных жителей мы – москвичи, которые бесятся с жиру, которым нечего делать, они любят экзотический отдых, а главное, они поживут сейчас две недели среди деревьев и комаров, а потом уедут в свою холеную Москву. Там у них туалет с кнопочкой, горячая вода из крана, так что они быстро отмоются, отчистятся, в стиральную машину белье закинут, и она сама им всё постирает. Так что, конечно, не нужен гонор, не надо включать громкую музыку по вечерам, всем доказывать, что мы хорошие, и ждать, что нас полюбят. Нужно полюбить их. Нужно заранее, еще до того, как ты туда приехал, полюбить местных жителей. А полюбить – это значит понравиться, стать для них интересным, быть внимательным к их просьбам и пожеланиям.

Нужно заранее, еще до того, как ты туда приехал, полюбить местных жителей

Был случай: еще до создания епархии приезжали к нам на Север священники в свой отпуск. Молодцы, покрестили одновременно сто человек в реке Онеге, полюбовались (красиво же!), сфотографировали все это и… уехали. А те, новокрещеные, образно говоря, так в реке и остались. Ну, покрестились мы, а дальше что?

Дело в том, что миссионерская деятельность требует продолжения. Надо, чтобы была максимальная польза для местного населения. Для ребят, которые приезжают на Север, в любом случае всегда есть польза: они делают что-то вместе, они соприкоснулись с чем-то, с чем нельзя соприкоснуться в Москве, и так далее. Но все наше внимание, всю искренность, всю любовь надо направить на людей, которые там живут.

Подготовила Мария Красникова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить