Не всем известно, что у Сретенского монастыря есть приходской храм. Он не приписной и не имеет статуса подворья, однако тесно связан с деятельностью обители. Накануне престольного праздника мы поговорили с выпускником Сретенской духовной академии и помощником настоятеля храма Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста иереем Николаем Конюховым о том, что связало семейный приход с монастырем, чем сейчас живет община, какие у храма есть традиции и как назвали приходского кота, которого нашли на колокольне.
– Отец Николай, как обычный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста стал важной частью в жизни Сретенской обители?
– Когда архимандрит Тихон, будущий владыка Симферопольский и Крымский, искал территорию и здание, где бы мог разместиться оптовый отдел книжного магазина «Сретение», как раз и нашелся наш храм. Новые помещения были нужны в связи с реставрационными и строительными работами в Сретенском монастыре. У нас ведь очень большая храмовая территория, она и до революции была такая. Она уходила от Новоблагословенной улицы, которая сейчас называется Самокатная, до Яузы, и включала в себя множество зданий. Понятно, что приход не такой большой, а зданий очень много. И вот Святейший Патриарх поручил владыке Тихону попечение здания и назначил его старостой, председателем приходского совета. Настоятелем здесь тогда был епископ Серафим (Зализницкий). Одно время у нас был единственный случай, как говорил отец Владимир Диваков, когда в Москве и настоятелем, и председателем приходского совета был епископ. В новейшей истории Русской Церкви такого точно не было. Потом, когда владыка Серафим уехал обратно на Украину, Святейший благословил владыку Тихона быть здесь настоятелем без образования подворья. Некоторые ошибочно думали, что здесь находится подворье Сретенского монастыря, но это не так. Подворье монастыря – в Рязанской области, в скиту. А здесь – отдельный приход местной религиозной организации «Храм Живоначальной Троицы у Салтыкова моста». Но настоятелем здесь был назначен наместник Сретенского монастыря. С поручением, в том числе, постепенно начать процесс реставрации Троицкого храма. А также иметь и пастырское попечение о приходе – владыка всегда осуществлял его и живо интересовался нашими делами. Сретенский монастырь и сейчас очень помогает приходской жизни здесь. В том числе регулярно поставляет кадры. Такая традиция сложилась на протяжении около 10 лет. Сейчас наш настоятель – игумен Иоанн (Лудищев).
Игумен Иоанн и митрополит Тихон
|
– Отец Николай, Вы ведь тоже учились в Сретенской духовной академии. Как Вы попали в этот приход?
– Я оказался здесь чудесным образом. Пришел на личный разговор с отцом Тихоном. А он мне сказал, что ему нужен священник в один приход, я тогда был еще диаконом. Отец Тихон по своему опыту знал, что нужен именно приходской священник, женатый, который будет здесь заниматься воскресной школой, приходской жизнью и так далее. Чтобы не просто сюда приезжал монах и затем обратно уезжал в монастырь, а кто-то находился тут постоянно. И тут неожиданно появился я. Когда я спросил у отца Тихона, чем я буду заниматься, он сказал, что буду заниматься всем.
Когда я спросил у отца Тихона, чем я буду заниматься, он сказал, что буду заниматься всем
Когда я сюда приехал, здесь был особый колорит. Здесь служил и владыка Серафим, и отец Никон. Благочинный отец Алексей был здесь раньше настоятелем. Мы с ним познакомились, он очень помогал и поддерживал на первых порах. А я был совсем молодым священником, можно сказать, что только «вылупился». Сорокоуст я частично проходил в Сретенском монастыре, а частично – уже здесь. Прихожанам, конечно, «повезло» несказанно. Они слушали мои первые проповеди. Но зато мы весь этот путь прошли вместе. И были люди, которые помогали еще отцу Николаю Парусникову в 1992 году, когда только передали этот приход. Храм был разрушенный, фрески еще были скрыты под штукатуркой, алтарь отделяла деревянная перегородка, а в самом храме еще были туалетные комнаты. Люди помогали с того времени, и мы вместе продолжили эти труды. И, конечно, отец Тихон, а впоследствии – владыка, благословил очень много просветительских проектов. Мы развивали воскресную школу, которая здесь уже была, налаживали приходскую жизнь. И сейчас всё у нас продолжает развиваться по благословению владыки.
– Расскажите немного о приходе. Известно, что он имеет необычную историю и связан с единоверцами.
– Да, действительно, когда-то здесь были единоверцы. Это было самое начала XIX века, 1800 год. Местные купцы-старообрядцы хотели перейти в Русскую Православную Церковь на правах единоверия. Это был такой миссионерский ход митрополита Платона (Левшина), который это придумал, потому что раскол нужно было уврачевать. Все образованные люди понимают, что обряд – это не самый принципиальный вопрос. Тем более, что он не так плох. Когда мы учились в семинарии, мы разбирали некоторые слова в дониконовских текстах, некоторые обряды. Они очень даже интересные, аутентичные и где-то даже более правильные, чем после правки. Но где-то ошибки были исправлены абсолютно верно. Это были грамматические ошибки, и такие правки назрели. Тем не менее мы знаем, как трагически всё это в нашей истории отозвалось. И вот митрополит Платон предложил купцам место. Они хотели вернуться обратно в лоно Церкви, и им выделили место на возвышенности у реки.
– Очень интересно узнать, почему на одной территории находятся два таких больших храма: Троицкий и Введенский? Даже меньший, Введенский храм, не уступает, а иногда и превосходит по размерам обычные приходские московские храмы.
– Это тоже связано с тем, из кого состоял первый приход. Здесь единоверцы сначала построили деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он располагался в доме на втором этаже. Низ дома был каменный, а второй этаж деревянный. Он был чуть дальше, чем современный Введенский храм, примерно за алтарем было это место. Я хочу на старых планах найти это место и установить столб, что там был алтарь. Этот храм горел и, кроме того, не мог вместить всех тех прихожан, потому что единоверцев было огромное количество, приходили большими семьями. Почти сразу, как только выделили это место в 1801 году и здесь появился приход, началось строительство большого Троицкого собора. Его строили до 1819 года и в том же году его торжественно освятили. Он сейчас исторически восстановлен.
В советское время снесли купола и кресты, но в целом облик и вся кирпичная кладка сохранились. Единственное – храм три раза менял цвет. Какое-то время он был красный, затем – зеленоватого цвета и сейчас уже современный цвет – желтый. Очень хорошо смотрится с точки зрения окружения и вписывается в архитектурный облик старого района Лефортово. Но это был летний храм. Понятно, что отопить такой огромный собор очень тяжело, поэтому параллельно строили Введенский храм поменьше. Троицкий собор может вместить больше тысячи человек, а Введенский храм – до 500 человек. Это была уже зимняя церковь, причем очень интересная. Я видел, что там были и теплые полы. Отопление шло и внизу под полом, и по бокам стояли печи. До сих пор у нас есть воздуховоды по бокам, их отреставрировали. Конечно, мы сейчас их не используем. Летом, когда народа было больше, служили в Троицком соборе. Сейчас у нас, наоборот, больше прихожан зимой, а летом все уезжают за город. А Введенский храм достроили в 1825 году и освятили в 1826 году.
– В храме уникальная роспись. Она исторически восстановленная?
– Действительно, роспись потрясающая. Она очень похожа на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Точное имя художника неизвестно, есть несколько предположений. Но мы точно знаем, что одни и те же художники расписывали Троицкий собор и Введенский храм, но в разном стиле. Троицкий собор был расписан больше в академическом стиле, а Введенский – это псевдорусский стиль. Что интересно, это был единоверческий храм, в куполе изобразили Бога Отца, что было запрещено на Московском Соборе. И у евангелиста Иоанна Богослова нарисовали ангела, хотя его символ – орел.
– В храме Иоанна Предтечи в Ивановском тоже роспись делали единоверцы, и было то же самое.
– Такая особенность. Мне потом сказали, что иногда ангела изображают у Иоанна Богослова вместо апостола Матфея. И все святые изображены с двоеперстием. Но роспись, к сожалению, сохранилась не вся. В советское время здесь был женский вытрезвитель. И причем сделали так отвратительно, что в алтаре были туалеты, а в остальном помещении стояли кровати. Сюда подъезжали кареты «скорой помощи». Причем напротив был ликеро-водочный завод «Кристалл».
Во многих храмах в то время сбивали роспись, а у нас, слава Богу, только заштукатурили и покрасили страшной зеленой краской. И когда храм передали, никто не знал про эти старинные росписи, думали, что они утрачены. И решили по этой же штукатурке делать новые росписи. Причем старых фотографий я практически не нашел. Есть несколько фотографий Троицкого собора, а внутреннего убранства Введенского храма практически нет, сохранились только описания.
Когда начали реставрацию, получилось, что штукатурка в одном месте отвалилась, и под ней случайно увидели росписи
Когда начали реставрацию, получилось, что штукатурка в одном месте отвалилась, и под ней случайно увидели росписи. Мне рассказывал отец Алексей, благочинный, что они очень обрадовались, начали снимать слои, и оказалось, что там сохранилась, как минимум, половина. Естественно, в основном та, которая была повыше, снизу сохранилось намного хуже. А наверху весь купол аутентичный. Там как раз сюжеты Введения во храм Пресвятой Богородицы, Успение, Рождество. Их просто немного обновили и провели научную реставрацию. А где-то пришлось писать заново. Порой непонятно было, какой святой изображен. Приходилось узнавать по каким-то признакам. Иногда от всего полотна оставался один крест. И специалисты мастерской Шишкина очень хорошо восстановили, как будто это роспись с тех еще времен. Осталась и плитка замечательная из питерских мануфактур. Это всё, остальное коммунисты разграбили. Я также знаю, что две иконы из нашего храма хранятся в Третьяковской галерее.
– Но иконостас тогда был другой?
– Да. У нас есть фотография, какой был большой иконостас в Троицком соборе. Старообрядцы много древних икон складывали, как тетрис, особенно первые ряды. Они складывали их в один большой киот. А верхние ряды более-менее ровно располагались. Во Введенском храме сохранилось описание, что примерно такое же было расположение. Сейчас мы открыли фрески в алтаре, которые были.
– Чем сейчас живет приход? Какой он?
– Мне хочется надеяться, и мы всегда старались так делать, еще владыка Тихон это поощрял, чтобы приход был семейный. У нас рядом – жилые дома, ходят мамы с колясками. У нас большая воскресная школа, в этом году около 60 человек в разных группах. Причем как малыши, так и средний возраст. Во время Причастия из трех Чаш я иногда причащаю только детей, а все взрослые расходятся по двум другим. Причастников детей бывает 40–50 человек.
Конечно, мы старались создать уютное и доступное пространство. Всегда с любовью и добротой мы относились к женщинам, у нас очень много многодетных матерей. Некоторые мамы приезжали к нам и рассказывали, что в других приходах их ругают, а у нас, наоборот, помогут, пропустят. У нас сразу была основа многодетных семей на приходе. Я несколько раз выходил на амвон и просил не делать замечаний, относиться с любовью и терпением. Понятно, что мы стараемся соблюдать тишину, чтобы было слышно службу. Но мы разрешаем семьям с детьми попозже приезжать на богослужение. В воскресной школе мы кормим детей после службы, занимаемся с ними, организуем досуг. Стараемся проводить не лекционные, а больше интерактивные занятия, чтобы влюбить детей в православие.
С другой стороны, у нас со времен владыки Серафима были и остались монашеские традиции и особенности. Хотя в целом стараемся делать богослужение динамичным и целостным, как любит владыка Тихон. Регулярно, каждый месяц у нас проходят ночные литургии в нижнем крестильном храме святителя Кирилла Александрийского. Благодаря тому, что у нас сейчас большое количество священников, мы стараемся, чтобы каждый уделил внимание прихожанам. И беседы мы проводим, батюшки по воскресеньям остаются пить чай с прихожанами после службы.
Поскольку мы все «птенцы» Сретенского гнезда, большая часть духовенства связана со Сретенским монастырем. И певческие особенности мы взяли из хора Сретенского монастыря, отец Александр Амерханов нам подарил некоторые партитуры. Чувствуется взаимная поддержка и взаимовыручка. Понятно, что отец Иоанн очень занят, но он старается приезжать к нам, помогает, в том числе и материально, возглавляет богослужения. Мы чувствуем его отеческую поддержку. Он доверяет священству, которое здесь трудится, благословляет нас, молится за нас, а мы стараемся оправдать высокое доверие отца-наместника.
– А как у Вас проходит престольный праздник?
– Иногда приезжает благочинный на всенощную. Поскольку у нас несколько Введенских храмов в викариатстве, то викарий обычно служит на празднике не в нашем храме. Редко бывает, что специально к нам кто-то приезжает, но мы всегда приглашаем всех, кто может. К нам приходит много прихожан, приезжают даже те, кто сейчас уже живет в других местах и не может постоянно приезжать.
Мы всегда устраиваем торжественное богослужение, если позволяет погода, то крестный ход, на котором дети несут маленькие детские хоругви, и после этого – общая для всех прихожан трапеза. Стараемся в этот день особенно порадоваться, несмотря на то, что идет пост, для нас это большое утешение. У нас и когда Троица проходит, это тоже большой праздник, но Введение – всегда особенно теплый праздник. Я вообще люблю Богородичные праздники, они особенно добрые и теплые.
– Можно сказать, что особенность вашего храма в том, что у вас так много маленьких прихожан.
– У нас есть даже детский уголок с детским низеньким подсвечником и детской иконой, где Христос обнимает детей. Они приходят туда, ставят свечи, им очень нравится. К нам приходят, в том числе, дети духовенства. Ко мне как-то пришла моя младшая дочь. Мы выходим на великий вход, хор благоговейно допел первую часть Херувимской песни, воцаряется тишина, все молятся. И вдруг раздается голос ребенка на весь храм: «О, папа!» Она просто очень давно не видела меня, я тогда несколько дней буквально ночевал в храме. Причем из-за облачения она не сразу меня узнала. Но все с пониманием к этому отнеслись.
А так у нас много интересных ситуаций, связанных с детьми. Они тоже собираются в свои компании. Есть те, кто знает, что мам с малышами нужно пропускать, и вот они спорят, кто – старше, кто – младше. И обычно самый маленький карапуз подходит к женщине с младенцем и пропускает вперед как «старший». У нас в этом плане хорошо воспитанные дети и добрый приход.
– Очень промыслительно получается, ведь Богородице на момент Введения было три года, и ваш приход, посвященный этому празднику, так особенно занимается детьми.
– Да, мы активно привлекаем детей. Когда они вырастают, становятся подростками, многие «отваливаются» от Церкви, но мы все равно стараемся держать их «в орбите». Сейчас у нас есть молодежка, где мы с ними играем в игры, поем песни и кормим вкусняшками. Тем самым они остаются в поле нашего зрения, даже иногда приходят на службы. Они будут знать, что это их место, и будут приводить сюда уже своих детей.
Они будут знать, что это их место, и будут приводить сюда уже своих детей
– Батюшка, я знаю, что у храма есть свой приходской кот с необычным именем.
– Это тоже по молитвам владыки Тихона, у которого есть свой кот по кличке Владыка. У нас было обретение кота в колокольне, которое мы празднуем каждый год. Наш звонарь обрел кота, который пришел туда. Какое-то время кот приходил слушать звон и сидел в этой колокольне. Звонари стали к нему тепло относиться, подкармливать. И так получилось, что в один день с колокольни он залез на крышу Троицкого собора и оттуда неистово мяукал. Прихожане очень переживали, но каким-то образом уговорили его вернуться обратно на колокольню. В итоге духовенство благословило кота пребывать вместе с клиром, и он стал приходским котом. Ему выделили келию, довольствие. Приход его кормит, он имеет жилье. Он очень ревностно относится, если кто-то смеет зайти на его территорию. Иногда он заходит в храм прямо во время службы, у нас даже есть такая фотография – кто-то поймал этот момент. Он может спрятаться в притворе и сидеть там, а один раз залез на архиерейскую кафедру.
Мы назвали его Томос в честь печально известного документа Константинопольского Патриархата, который привел к появлению нового раскола на Украине. Это такая грустная ирония. Мы считаем, что правильный Томос, который может быть в Церкви, – вот такой.
– Отец Николай, спустя десять лет Вашего священнического служения что Вы можете назвать самым важным в приходской жизни?
– Очень важна концепция второго, Божьего дома. Прихожане понимают, что, с одной стороны, это – родное место, а с другой – надо нести за него ответственность. Это не просто место, где мы получили какие-то услуги и ушли. Нет, это родной дом, который нужно содержать в порядке. Если пыльно, то протереть, если икона старая, нужно заменить новой. У многих из духовенства не хватает облачения – значит, нужно пошить. Важно брать на себя ответственность и вкладываться так же, как в свой дом. Как те купцы-старообрядцы обожали свои храмы, вкладывались в них. Я читал опись, что вынесли большевики, когда закрывали храм. Там были потрясающие огромные серебряные оклады, подсвечники, красивые кресты, древние потиры. Все было очень богатое, красивое. Для этих купцов было важно, как выглядит храм, они за этим ухаживали.
Я пытаюсь, чтобы и современные прихожане воспринимали храм, как что-то личное, и вкладывались в приход, чтобы он рос и развивался. И мы, батюшки, все время повторяем, что нужно воспитывать не детей, а себя. И если мы будем достаточным примером, как святые праведные Иоаким и Анна, то ребенок сам пойдет в храм. Богородицу же оставили, и Она Сама пошла по ступенькам в храм. Если для нас самих пришествие во храм будет, как праздник, то и дети будут это воспринимать, как праздник.
Когда меня спрашивают, как привлечь ребенка в храм, я всегда говорю, что пусть это будет праздничное событие. А еще мы приучали прихожан к тому, что в храм нужно приходить нарядными, в самой лучшей одежде. Не нужно приходить в трениках с оттянутыми коленками или в старом платье. Важно, чтобы было ощущение праздника. У меня даже есть «прокачанные» прихожанки, которые приходят на Богородичные праздники в синем, в Великий пост – в черном элегантном, а на Пасху – в красном.
Я считаю, что все лучшее, что было в царской России и в советское время, нужно сохранить. Как и все новое, когда никто ни на кого не ворчит, не делает замечания и все с любовью, добротой и пониманием относятся и к маме, которая вошла с коляской, и к маме, которая беременная, и к девочке, которая первый раз вошла в храм в джинсах и не понимает еще, что делать. Нужно показать, что мы ждем здесь людей. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал, что с нас взыщется, если мы с каким-то небрежением отнесемся к людям и оттолкнем их. Лучше в этом плане, наоборот, переборщить в любви, чем в какой-то подозрительности. А мы стараемся исполнять послушание Святейшего Патриарха. Нужно, наоборот, привлекать, миссионерски относиться к людям, с добротой, чтобы они приходили в Церковь.
Беседовала Анна Голик
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.