«Много званых, а мало избранных»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу «о званых и избранных». Простая на первый взгляд история содержит множество загадок. Почему званные на пир убивают посланных к ним вестников? Почему человека, пришедшего на свадьбу не в парадной одежде, связывают по рукам и ногам и выбрасывают на улицу? Брачный пир, согласно притче, устраивается ради возлюбленного сына, в котором быстро узнается Иисус Христос. Но здесь Он как бы не играет главной роли. Действующими лицами на сцене оказываются Бог и те, кто приглашается на вечерю любви ради Его Сына.     

Если у евангелиста Луки устроителем большого ужина является безымянный человек (Лк. 14: 16), о материальном достатке и положении в обществе которого ничего не говорится, то у евангелиста Матфея организатором пира является царь (см. Мф. 22: 2). Он — правитель и верховный судья в своем государстве (см. Мф. 18: 23). 

В центре внимания притчи «о званых» — отношение подданных к царскому сыну, ради свадьбы которого устраивается торжество (Мф. 22: 2; ср. 9: 15 и 25: 1). Званые, скорее всего, были высокопоставленными сановниками. Царь дважды посылает к ним своих слуг. В первый раз «званые» (κλητοί) без всякого объяснения отклоняют приглашение. 

Во второй раз царь посылает иных слуг, чтобы заверить, что приглашает не на судебное разбирательство, а на брачный пир, к которому были подготовлены дорогостоящие яства, символом чего являются откормленные тельцы. Званые демонстративно пренебрегают приглашением. Идя на поле или торговлю, тем самым они дают знак, что повседневная работа им интересней, чем царское застолье. Более того, некоторые из званых устраивают бунт, ведь, оскорбляя и убивая послов царя, они тем самым выставляют напоказ свое гражданское неповиновение.

  • Схожую историю мы встречаем в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, согласно которому царь Езекия открыл ранее закрытый Иерусалимский храм, очистил от идолов и разослал приглашение израильтянам прийти на праздник опресноков (Древности 13: 2)[1]. Согласно Флавию, царь советовал им принять участие в торжественном богослужении не ради подчинения своей власти, а ради того, чтобы вернуть их к почитанию истинного Бога. Израильтяне поглумились над посланными, как над безумцами. А когда к ним пришли пророки и предсказали бедствия, которые могут случиться, если те не образумятся и не вернутся на путь истинного богопочитания, — тогда израильтяне схватили и умертвили пророков (ср. Мф. 23: 37).

История древнего мира показывает, что сожжение того или иного города было обычным делом в ходе завоевательных походов. Но в рассматриваемой нами сегодня притче речь идет не о каком-то случайном или вымышленном городе. Рассказчик притчи намекает на один единственный город, от которого вскоре не останется камня на камне. Упоминая разные категории «званых», апостол Матфей в то же время говорит о городе в единственном числе. Вряд ли он вспоминает о сожжении Иерусалима вавилонянами в 586 г. до Р.Х. (см. 4 Цар. 25: 9; 2 Пар. 36: 19; Вар. 1: 2). Слова «сжег город» (ἐμπιπράναι; Мф. 22: 7) намекают на завоевание города римлянами в 70 г. по Р.Х.

Рука царя тяжелая, но справедливая. Обычно подданные несут царю дары, чтобы почтить его светлость. По притче, напротив, царь весьма чтит своих подданных, посылая к ним своих послов. Наказав званых, он мог бы свернуть банкет, но он не хочет, чтобы пропали заготовленные им блага. Поэтому он посылает своих слуг по разным дорогам, чтобы за стенами города они всех встречающихся приходящих и уходящих путников направляли в сторону царского дворца.

Несмотря на то, что апостол Матфей приводит притчи Иисуса Христа о том, как отделяются пшеницы от плевел, и хорошая рыба от худой (см. Мф. 13: 36–43, 48–49), здесь, в рассказе о званых на пир, в зале торжественных церемоний царя оказываются все, кого встретили на распутьях, людей «добрых и злых» (Мф. 22: 10: ср. Мф. 9: 9–13).

При этом, как видно, царь собирает во дворце толпу людей не потому, что нуждается в славословии рабов. Он не тот царь, который собирает налоги в свою пользу. Этот царь хочет подарить своим подданным частичку благ, которыми обладает с преизбытком. Он может жить и без людей. Бог может «из камней воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9), но Он не хочет, чтобы Его дом был заполнен вчерашними камнями. Он желает, чтобы «многие пришли с востока и запада» и возлегли на одном ложе с Авраамом (ср. Мф. 8: 11).

Он не тот царь, который собирает налоги в свою пользу. Этот царь хочет подарить своим подданным частичку благ, которыми обладает с преизбытком.

Казалось бы, на этом можно поставить точку: царь ходит по рядам, радуясь возможности каждого лично поприветствовать и угостить. Но далее происходит странный случай. Эпилог притчи не похож на сказки со счастливым концом. При внимательном прочтении закрадывается мысль, что ради этого была рассказана вся история. «Человека, одетого не в брачную одежду» связывают и выбрасывают вон (Мф. 22: 11).

Перед нами сцена диалога царя с пирующим незнакомцем. Царь недоумевает: «Как ты вошел сюда?» (ст. 12) — что значит, что человек проник в палаты каким-то не типовым путем, возможно, обошел необходимую проверку личности на входе.

Слова «не в брачной одежде» приводятся в притче дважды (ст. 11–12). Вряд ли та толпа странников, которую собрали на распутьях была одета в парадную одежду. Но все понимали, что идти на брачный пир царского сына можно только с подобающим внешним видом. Поэтому, скорее всего, у них была возможность привести себя в порядок. Только этот один, «не в брачной одежде», проигнорировал торжественность собрания. Рассматривая его вызывающий внешний вид, царь всë же мягко обратился к нему как к другу (ἑταῖρε; ст. 13), но в ответ услышал молчание. Ни извинений, ни пояснений, ни обещаний исправиться. Только одно дерзкое молчание. Незадолго до свадьбы был уничтожен целый город бунтовщиков, неужели это не вразумило пришедшего на свадебный пир нахала?

У них была возможность привести себя в порядок. Только этот один, «не в брачной одежде», проигнорировал торжественность собрания.

Царь не убивает его, но связывает по рукам и ногам, чтобы тот больше не смог проникнуть во дворец и омрачить радость людей, собравшихся за свадебным застольем. Как в случае с историей «о десяти девах», мы видим, что свадьба проходит ночью (Мф. 25: 14–30). Мудрые девы бодрствуют, у них есть запас елея, они всегда готовы выйти на встречу жениху в брачных одеждах. Неразумные остаются вне, на улице, где зубы стучат от холода, и плачут о потерянном счастье быть на брачном пире.

Притча «о званых» начиналась с упоминания о Царстве Небесном, а закончилась примером того, как «сыны царства» бывают «извержены во тьму внешнюю» (Мф. 8: 12). Ударение на словах «много» (πολλοί) званых, а «мало» (ὀλίγοι) избранных (Мф. 22: 14) настораживает: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь [вечную]» (Мф. 7: 14).

Судя по контексту Евангелия от Матфея, «избранные» (οἱ ἐκλεκτοί) — это не привилегированная прослойка лиц, которые обладают особыми дарами или полномочиями. Это — все, кого Господь хотел бы собрать при гласе архангела «от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 22, 24, 31).

Он всех нас призывает «прийти» и «вкусить» от Его благости (см. Пс. 33: 9), но это не значит, что, придя в Его дом, мы можем устанавливать свои правила поведения. Отвержение званых и человека не в брачной одежде показывает, что мы не можем забронировать себе места в Царстве Небесном, не можем гарантировать попадание в рай. Но мы можем снискать Его благоволение, если будем изучать заповеди Божии и жить по Его правилам вечной жизни.

Как сказано в псалмах Давида, «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. 

Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» (Пс. 144: 18–20).

Аминь.

[1]Jos., Ant. 9.263–67.

Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского), произнесенная на Божественной литургии в воскресенье 13 сентября 2020 г. (MP3 файл. Продолжительность10:14 мин. Размер 4.68 Mb)


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить