Пастырские встречи. О монашестве

Что самое трудное в монашеской жизни? Как выбираются имена монахам? Можно ли жить в миру, исполняя монашеское правило? Насельник Сретенской обители, иеромонах Афанасий (Дерюгин) на одной из традиционных Пастырских встреч рассказал о некоторых сторонах монашеского подвига. 

1.jpeg

– Что самое трудное в монашеской жизни?

– Исполнять Заповеди Божии, как и в жизни любого христианина. Заповеди едины для всех. И они даны одинаково и монахам, и мирянам. В словах: «Отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк. 8: 34), – нет сносочки, что это только для монахов, они обращены к каждому христианину. 

А что самое сложное в христианской жизни, мы все прекрасно знаем. Наши грехи и страсти, которые нам не дают жить по заповедям Божиим. 

– Каким образом выбираются имена монахам на постриге?

– В разных монастырях есть разные традиции. Где-то – по жребию, где-то – по тому святому, в день памяти которого совершается постриг. У нас владыка Тихон часто выбирал по тем Псково-Печерским старцам, которых он лично знал, иначе говоря, по персонажам книги «Несвятые святые». Поэтому у нас есть и отец Иоанн, отец Гавриил, отец Рафаил, был и отец Нафанаил, отец Досифей. 

Нередко владыка смотрел на желание самого человека. Честно скажу, именно так было в моем случае. Я еще до пострига очень полюбил святителя Афанасия (Ковровского), новомученика, который отличался любовью к богослужению и который 33 года своей жизни провел в лагерях, тюрьмах и ссылках. Владыка Тихон знал, какое бы я имя хотел, и такой подарок мне и сделал.

Монашеское правило – это стараться жить по заповедям Божиим

– Можно ли жить в миру, не принимая пострига, и исполнять монашеское правило? 

– Если Вы имеете в виду под монашеским правилом чтение определенного набора молитв, то здесь вопрос о том, какой у вас образ жизни. Понятно, что если человек уже не имеет каких-то житейских забот и имеет много времени для молитвы, если есть такая возможность и желание, то слава Богу. А если человек должен работать и обеспечивать семью, а он скажет: «Я молитву творю», – и закроется в комнате, думаю, это будет не очень правильно. Монашеская жизнь не в прочитывании определенного блока молитв, а в устремленности всей жизни ко Христу. Монашеское правило – это стараться жить по заповедям Божиим. Такое правило, конечно, нужно всем исполнять. 

– Были ли у Вас казусы в Вашей духовной жизни?

– Расскажу вам свою любимую историю на эту тему. Приехал я как-то раз в одну деревеньку во Владимирской области к друзьям. И пошли мы вместе с местным батюшкой грибы собирать. Все люди как люди, а я – в подряснике. 

– Может, ты подрясник снимешь? – аккуратно спросил меня священник.

2.jpeg

– Нет, – возразил я, – я инок, я всегда в подряснике хожу.

Батюшка пожал плечами. Ну, ходили мы по этому лесу, кое-что нашли, я цеплялся своим подрясником за все возможные ветки.

Вернулся я в Москву. Наступил сентябрь. И в нашей семинарской программе появился новый предмет – «Пастырская психиатрия». Особенность его была в том, что мы ездили для его изучения в психиатрическую больницу, где нас знакомили с разными примерами больных. Ездили без подрясников – чтобы не пугать этих людей. 

Я взял у владыки благословение, чтобы поехать без подрясника. Нашел какие-то джинсы, впервые за долгое время надел их. И поехал на эту лекцию. 

Возле станции метро я встретил того самого батюшку из Владимирской области.

Что называется, нарочно не придумаешь. Я был готов под землю провалиться. Причем очевидно, что в такой ситуации любое оправдание звучало бы просто комично. Батюшка ничего мне не сказал, но мимические мышцы его лица выражали: «Ага, значит, инок ты? Значит, только в подряснике ходишь грибы собирать? А в центре Москвы – в джинсах? Ну-ну». Такие моменты в жизни очень учат смирению. 

Господь нам дает в пищу Свои Тело и Кровь, чтобы мы были с Ним полностью едины

– Батюшка, расскажите подробнее о сути Причастия. Почему нужно есть Тело и пить Кровь Христа? 

– В первую очередь потому, что это заповедь Божия. А почему Господь дал такую заповедь? Господь хочет, чтобы мы были с Ним соединены максимально близко и непосредственно. Он для этого пришел на Землю, для этого стал человеком таким же, как мы, для этого пролил кровь Свою на кресте, Он дает нам Свое Царство. Кроме того, Господь на земле дает нам возможность соединиться с Ним непосредственным образом. Просто настолько близко, что даже понять это сложно. Стать единым телом и единой кровью с Ним. Собственно, в этом и есть смысл Евхаристии, что Господь нам дает в пищу Свои Тело и Кровь для того, чтобы мы были с Ним полностью едины. 

– Мы причащаемся Тела и Крови Христа на духовном уровне, но при этом питаются и наши душа и тело. Правильно, потому что именно Дух животворит?

– Я бы немножко поправил. Все-таки мы причащаемся Тела и Крови Христа на телесном уровне. Очень важно помнить, что когда мы причащаемся – это не хлеб и не вино, а реальное Тело и реальная Кровь Христа. Господь знает, что мы, люди, не можем есть человеческое мясо и пить человеческую кровь, поэтому Свои Тело и Кровь дает нам под видом хлеба и вина. Но по сути это абсолютно реально Тело и Кровь Христа. И неоднократно людям, которые сомневались в этом, когда Господь считал нужным, показывал реальное чудо, и они видели, что это человеческое тело и человеческая кровь. Поэтому причащаемся Тела и Крови Христа мы на всех уровнях. Мы из-за нашей греховности, из-за нашей порой очень невнимательной жизни этого можем не чувствовать. Но это не значит, что это не работает. Праведный Иоанн Кронштадтский, когда совершал какие-то исцеления, неоднократно указывал на то, что это возможно, потому что он причащается каждый день. В его руках – руки Христа. Реально Господь действует в человеке на всех уровнях, но только для того, чтобы это почувствовать, нужно порой более внимательную жизнь вести. Чего и себе и всем нам желаю.

3.jpeg

– Бог какой? Какой Он в Вашей жизни?

– Знаете, мне кажется, очень важно в жизни христианина сочетать два свойства Божия, которые едины и неразделимы. С одной стороны – это Его бесконечная любовь, с другой стороны, Его абсолютная справедливость. На каждом всенощном бдении мы слышим: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11). Нам не вполне понятно, как можно радоваться с трепетом, потому что у нас все чувства сопряжены со страстями. А отношение к Богу должно быть именно таким. С одной стороны, понимание, что Господь нас бесконечно любит, принимает и прощает, что бы мы ни сделали, если обращаемся к Нему. С другой стороны, нужно понимание того, что Господь не только Любовь, но и Справедливость. Когда тебе очень хорошо и хочется расслабиться, будешь вспоминать, что Господь – Судия и спросит тебя за все твои дела. Когда тебе тяжело и уныние накатывает, вспоминать, что Господь милостивый и любит тебя. 

– Что значит слово «Господь»? Почему так называют Бога? Разве слова «Бог» недостаточно?

– У Бога много имен, и каждое – раскрывает те или иные свойства. В Священном Писании встречаем такие имена: Бог, Господь, Вседержитель, Творец, Верный, Истинный, таких имен Божиих очень много. И все они важны именно потому, что они раскрывают Бога с разных сторон. Мы, люди, не можем Бога постичь полностью, полноценно, и поэтому ни одно Его имя не может нам полностью Его описать. Господь, что по сути «Господин» по-русски, – это тоже важное имя Божие, потому что оно напоминает нам о Божием Всемогуществе, Божием Господстве, о том, что Господь над всеми нами, заботится о нашей жизни, промышляет о нас. 

– Что означает слово «Пантократор»? 

– Это греческое слово и в буквально переводе означает Вседержитель, то есть Тот, Кто всё держит. Этим словом мы описываем Господа как Держащего всё, то есть управляющего всем миром. Об этом свойстве Божием опять же очень важно помнить. Когда в нашей жизни случаются какие-то трудности и проблемы, важно помнить, что Господь Вседержитель, и если Он это попускает, то, значит, это может принести какую-то пользу. 

Есть хорошая история в житии преподобного Паисия Святогорца. Как-то он шел в храм и по дороге молился, чтобы Господь послал ему смирение. И когда он зашел в алтарь, священник, который его хорошо знал и всегда был рад вместе молиться, вдруг сказал: «Чего ты сюда пришел? Пошел вон отсюда. Выйди и молись в храме». Он вышел, молился в храме спокойно, и после окончания службы к нему подошел священник и сказал: «Отче, я не знаю, что со мной случилось, прости меня, пожалуйста. Не знаю, почему я тебя выгнал. Я вообще не понимаю, что было», а отче сказал: «Все хорошо, я знаю, почему это было». Это был ответ на его молитву. Священник поступил неправильно, но был орудием в руках Божиих. Преподобный просил смирения, Господь ему послал смирение. Преподобный, слава Богу, смог это воспринять правильно, и дай Бог, чтобы мы так могли. 

4.jpg

– Кто такие святые?

– Когда апостол Павел пишет свои послания, он ко всем христианам обращается как к святым. Так и пишет: «Павел, апостол Иисуса Христа, святым, сущим в Эфесе», или «Святым, сущим в Коринфе» и так далее. Он всех христиан называет святыми. И это слово имеет два значения: с одной стороны, мы все святые. Не в том, что мы безгрешны и нимбы над нами, сегодня-завтра вознесемся, а в том, что действительно Господь нас по Своим неизреченным судьбам избрал, дал нам возможность быть православными христианами, быть верующими людьми, дал нам возможность ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Это реально чудо Божие, потому что сколько людей в похожих обстоятельствах очень далеки от христианства. 

Господь нас избрал, дал нам возможность быть верующими людьми. Это реально чудо Божие

С другой стороны, святыми мы называем тех людей, которые являются образцами христианской жизни. И Церковь, совершая канонизацию, тем самым утверждает, что этот человек – образец для христиан. И если мы будем стараться жить так же, как этот человек, мы можем спастись, можем достичь вечной жизни, Царствия Небесного. Для этого Церковь святых и прославляет. Для того, чтобы все мы ориентировались на этих людей как на образцы в духовной христианской жизни. 

– Можем ли мы молиться человеку, которого Церковь не канонизировала?

– Мы можем обращаться с просьбой о молитве не только к тем, кто официально прославлен, и одно из, скажем так, условий для прославления – это народное почитание человека. Поэтому, если мы верим, что человек вел праведную жизнь, мы также можем обратиться к нему с молитвой, зная, что по таким молитвам Господь чудеса подавал. Да, не нужно прежде решения Церкви кого-то называть святым, но такая молитва совершенно не запрещена. 

– Что значит: «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2)?

– Это значит, что каждый человек грешен, и как грешный человек может ошибаться и заблуждаться, и творить совсем не христианские поступки. Мысль эта очень правильная и очень часто помогает нам правильно к людям относиться. Часто наши проблемы в отношениях с людьми возникают из-за завышенных ожиданий. Эта мысль очень полезная, она учит относиться и к людям, и к себе самим со снисхождением и пониманием того, что все мы можем ошибаться. 

5.jpeg

– Иноверные являются ли детьми Господа? 

– В каком плане детьми? То, что Господь любит каждого человека, – несомненно. Но если сын скажет родителям: «Я вас ненавижу», – и уйдет из дома, остается он их сыном или нет? Конечно остается. Просто отношения его с родителями совершенно другие, чем у того ребенка, который остался дома и слушается родителей. Господь, как отец из притчи о блудном сыне, стоит и ждет возвращения Своих детей, но понятно, что это совсем иные отношения, чем с теми, кто остался в доме.

– Я иногда Псалтирь в метро читаю, и меня смущает, что я не могу там креститься и делать поклоны по понятным причинам. Это нормально вообще – читать Псалтирь в метро?

– Это лучше, чем вообще не читать. Понятно, что в идеале наша молитва должны быть дома, в спокойной уединенной обстановке, перед иконами, чтобы ничего не отвлекало. Но как мало людей, у которых есть такая возможность: работа, семейные обязанности, так далее и так далее. И не у всех есть возможность уединиться в комнате. Поэтому многим приходится читать и в метро. Мне кажется, что метро – это самое намоленное место в Москве. Так что я думаю, что никаких проблем здесь нет. Понятно, что внешнего выражения молитвы здесь не может быть, но что поделать? Я говорю, это не идеально, но лучше, чем вообще не читать. Можно молиться и не крестясь, и не делая поклоны, главное – ум к Богу обращать. Молиться без внешних выражений – Господь и такую молитву принимает, особенно, если реально видит, что по-другому вы помолиться не можете.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить