Уйти в монастырь. Как живут современные монахи

Если бы люди знали, какую радость испытывают монахи в монастырях, то все ушли бы в монахи. Но если бы все знали, какие скорби и испытания переносит в душе монах, в монастырь вообще никто бы не пошел. О современном монашестве в рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря рассуждает настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Фото 1 Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).jpg
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

В монастырь идут люди по любви, ради Бога, идут люди, которым в миру уже просто тесно. Один старец привел такое сравнение. Петух поднялся над курятником, взобрался на шест и говорит, что видит всё: и сарай, и кур, и хозяина. А тут видит орла высоко в небе и спрашивает у него, что тот видит. «А я вижу города и веси», – говорит орел. Монахи – это орлы, которые высоко летают и многое видят, потому что раз и навсегда решились свою жизнь посвятить Вечности. Некоторые спрашивают, что монахи делают одни, без активной социальной деятельности, особенно не в городских монастырях. Здесь, в Сретенском монастыре, всё же ведется активная жизнь, внешняя в том числе. Я говорю про отдаленные монастыри, в том числе про Оптину пустынь, Соловки, Валаам. Людям со стороны бывает непонятно, что там делать и ради чего собралось столько людей хвалить Бога. Старец Паисий говорил: «Бог очень любит, когда Его дети беседуют между собой». И потом добавлял, что молитвы монахов посылают в мир тонны благословений. 

Молитвы монахов посылают в мир тонны благословений

Люди, у которых Бог на первом месте, а все остальное на своем, – это монахи. У мирян, наоборот, Бог на каком-то месте, а впереди что-то другое. Это тоже выбор. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однажды сказал: «Не всем быть листьями, цветами, плодами на древе государственном, кому-то надо, подобно корням, доставлять этому древу жизнь и силу занятиями не известными, тихими, существенно полезными и необходимыми». Самое существенное дело подразумевает утверждение ближних в доброй нравственности и святой христианской вере. Монахи стараются, чтобы исполнить и воплотить Евангелие в своей жизни.

Фото 2 Святитель Игнатий (Брянчанинов).jpg
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Кто-то сказал, что монахи – это воины Христовы. Это действительно духовный «спецназ» Православной Церкви. В Оптиной пустыни богослужения начинаются в 5:30. А на Афоне от 3 до 4 утра – начало службы, когда самый сладкий сон. Старца Амвросия однажды спросили, как спасаться. Этот вопрос ему задал дворянин. И старец ответил: «Вот вы приходите из английского клуба в шесть утра, спите до двух, в два часа завтракаете, в шесть часов обедаете, в восемь часов опять отправляетесь в клуб. Надо, чтобы ночь стала ночью, а день стал днем». Монахи назывались подвижниками, потому что много двигались. И жили они очень долго, потому что смерть приходит, одеяло поднимает, а монаха там нет. Гонялась, гонялась за ним смерть и решила пойти к тому, кого проще застать.

Если бы все люди знали, какую радость испытывают монахи в монастырях, то весь мир ушел бы в монахи. Но тогда где были бы все остальные? Кто бы рождал семинаристов, военных, инженеров? Но если бы люди знали, какие скорби и испытания переносит в душе монах, в монастырь вообще никто бы не пошел, поэтому Господь всё прикрыл средним путем. И скорби, и радости – всё умеренно, потому монахов, как радистов в армейской среде, не так много, но они чрезвычайно важны.

Я уже упомянул, что Бог очень любит, когда Его дети беседуют не только между собой, но и с Ним. Монахов еще уподобляют маякам, стоящим на острове. Тот, кто побывал в буре, понимает необходимость маяка. Так вот, должны быть отдельные «маяки», которые вне радостей мирской жизни омываются со всех сторон ветрами и морями, но показывают курс для тех, кто находится в житейском плавании. Монастыри – это тихие пристанища. Правда, святитель Игнатий сказал, что и там бывают бури. Но мы идем не за бурей, а ищем пристанище.

Фото 3 Преподобный Амвросий Оптинский.jpg
Преподобный старец Амвросий Оптинский

Мое мнение, что монашество для сильных, это «спецназ», монашество не для слабаков. В монахи идут те, кому в миру стало тесно. Те, кто уже прошел пономарство и богослужение. И монахини, и игуменьи начинали с храмов. Они пели, пекли просфоры, шили облачения. Они уже вживались в эту монастырскую жизнь. И когда приходил их срок, они уже испытали себя при храме, освоились. Кто-то из великих скрипачей сказал: «Если я один день не поиграю, я это слышу. Если я не поиграю три дня, это слышит моя жена. Если я не поиграю неделю, то это слышат мои дети». Услышим ли мы что-то, если скрипач не поиграет даже год? Чтобы быть великим скрипачом, нужно иметь любовь к музыке и музыкальный слух. Чтобы быть монахом, нужно иметь духовный слух. Он не для всех, это особое избрание, особый талант. Когда человек действует, Бог содействует. В нас вкладываются желание, мысли, порыв. Осуществятся они или нет, зависит от ответа самого человека на этот призыв Божий.

В монахи идут те, кому в миру стало тесно

Я сейчас спрашиваю у мирян, читают ли они Священное Писание. Так вот, практически никто не читает. Утренние и вечерние молитвы читают или слушают в наушниках, пока едут на работу. Многие говорят, что приходят домой, чтобы закрыть глаза, а потом открыть и пойти на работу. И так проходит вся жизнь. Конец будет всему, и работе, а дальше что? Вечность же есть, это реальность. Может быть, сразу желать так, как будет в вечности? И человек может найти эту красоту, этот Рай. Желаю, чтобы каждый нашел свой путь. Кто-то сказал: не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни, поэтому каждый на своем месте делай свое дело свято.

Наша жизнь – это не место отдыха, а место подвига, не наслаждение, а служение. И ты можешь найти наслаждение в служении. Как сказано в Священном Писании: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15). Одна прихожанка приходит на исповедь и говорит, что не делает ничего плохого. Это прекрасно, но что ты делаешь доброго? Москвичи из старого поколения мне говорили, что, когда появились телефоны, они поднимали трубку и говорили не «алло», «я вас слушаю», а «чем могу быть полезен?». Люди были готовы помочь, если им звонят, не нужно было предисловий. Люди жили готовностью послужить. А сейчас люди живут, чтобы было как можно меньше проблем.

С Божией помощью возможно всё. Всё сдюжим, всем поможем, всё на себя возьмем, везде будем впереди, потому что в монастыри идут только сильные максималисты, которые поняли, что это уже детские «игрушки» и надо заниматься серьезными вещами.

В египетские монастыри, к слову, стоят очереди и происходит серьезный отбор. Необходимо высшее образование, служба в армии, медицинская справка о здоровье и возраст до 25 лет. Коптов-христиан в Египте всего десять процентов. Выезжая из монастыря по послушанию, монах не знает, вернется или нет. Он живет в мусульманской стране. Монахини, которые выходят из монастыря, не снимают, а надевают на себя простой кожаный крестик, чтобы, если что-то случится, их могли отличить. Люди живут на грани жизни и смерти и выбирают Христа, идя в монастырь. Сейчас слишком лайтовая жизнь, поэтому в монастыри очереди небольшие.

Фото 4 (6).jpg

Как человеку понять, что Бог зовет его стать на монашеский путь? Всё очень просто. Подходит как-то к митрополиту Сурожскому Антонию молодой человек, который сомневается, жениться ему или избрать монашеский путь. Владыка ему ответил: «Если сомневаешься, то лучше женись, потому что когда призыв Божий, то никаких сомнений нет». Или, например, человек с детства хотел посвятить свою жизнь музыке. Его будут сбивать с пути мама, папа, друзья, обстоятельства, но вопрос: как он будет воспринимать эти внешние препятствия? Люди иногда переступали через родных и близких, зная, что это их призвание. Кроме того, в монастырях еще и испытывают и не всех ждут с распростертыми объятиями. Когда мы пришли в Оптину пустынь, в монастыре жили 30 человек, через монастырь дорога, все в кирзовых сапогах и из еды гуманитарка – немецкая чечевица, и всё равно монахи летали на крыльях. Сейчас все благоустроено, и всё равно летают.

Светское образование помогает или мешает в монастырской жизни? Кому когда помешало образование? Вы все хорошо знаете поговорку «Ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу». Если не хочешь работать «мышкой», будешь работать лопатой. Вы должны знать, что пусто место свято не бывает. Об Оптинских старцах кто-то сказал, что они многого не знали, но знали всё о главном. Кстати, есть один замечательный светский совет относительно образования. В одной из аудиторий Московского университета есть надпись: «Всё знает только невежда». А у отцов есть такой совет: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг», поэтому Оптинские старцы знали немного, но знали всё о главном – о спасении. Спастись не тяжело, но мудрено. А светским людям старец Лев говорил: «В наше время, чтобы спастись, надо быть или железным, или золотым. Железным – иметь большое терпение, а золотым – иметь большое смирение». Смирения ни у кого нет, поэтому спасаемся терпением. Что делает русская женщина, когда больше нет никакого терпения? Она берет и начинает терпеть заново. Вспоминается стихотворение:

В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

Дай Бог и нам по жизни иметь этот взгляд. Прорвемся, переживем, всему будет конец, и этот конец будет началом. Вашего здоровья хватит дожить до вашей смерти, а в Раю будет легче.

Так сложилась судьба, что я сначала оставил дом, а через девять лет жизни в Оптиной пустыни по независящим от меня причинам был послан на исправление в Москву. И до сих пор я исправляюсь. Я ушел из семьи, осталась бабушка, мама, брат, жена брата, племянницы. И так повернулось, что мама пережила старшего брата, а если бы был только один ребенок, то неизвестно, где бы она осталась. Если бы я не был в монастыре, то непонятно, кто бы ее доходил, потому что бывают разные жизненные коллизии в семьях. Всё Господь устраивает. Это так кажется, что ушли от худшего, а нашли лучшее.

Фото 5 (3).jpg

В монастыри не уходят, а приходят, как в райские обители. Старец Варсонофий, когда ему было 48 лет, пришел в монастырь. Его мама все время спрашивала: «Павлуша, когда же ты женишься?» Он согласился по просьбе мамы пойти на прием к губернатору и жениться на первой, с кем сядет за стол. И получилось так, что сел он рядом с настоятелем собора и весь вечер они проговорили про Иисусову молитву. Когда он пришел с этого званого ужина, то рассказал маме, с кем он был рядом. И вот старец оказался в монастыре, а был полковником русской имперской армии. Заведовал мобилизационным отделом Оренбургского казачьего округа. О нем говорили, что он без пяти минут был генерал. И он оставил всё и пришел в обитель. У каждого свой путь. Кому-то дан слух, кто-то довольствуется фортепиано, поэтому все профессии нужны, все профессии важны.

В монастыри не уходят, а приходят, как в райские обители

Когда человек действует, то Бог содействует. Апостол Павел говорит, что это великое приобретение – быть благочестивыми и всем довольным. Всё в нашей голове и в нашей душе. Одному достаточно, другому всегда мало. Как вы наблюдали, мудрость приходит с возрастом, но чаще возраст приходит один, хотя исключения бывают. Недавно во время богослужения подходит наша прихожанка, ей лет 75. Я у нее спрашиваю: «Мария, как дела? Как здоровье?» И я слышу потрясающий ответ: «Батюшка, по возрасту». А ведь так ответят только процентов десять. Другие начнут: «Батюшка, какое там здоровье! Поясница, колени, холецистит, стенокардия, давление. Благословите молоко и кефир для желудка!» Улыбнись жизни, и она улыбнется тебе. Друзья, счастье в голове. Великое приобретение – быть благочестивым и всем довольным, поменьше ныть и побольше за всё браться, всё пробовать, духовно не лениться и не успокаиваться, и всё потихоньку устроится.

У всех нас должен быть настрой если не монашеский, то христианский, потому что каждый из нас должен быть стопроцентным христианином, независимо от того, в семье ты или в монастыре. Кстати, семья – это не только муж и жена. Это мама и дочка, это бабушка и внучка, это брат и сестра или два брата. Два человека – это уже семья. Конечно, полнота семьи – это муж, жена и дети. Но у некоторых нет детей, потому что, когда могли, не хотели, а когда захотели – не смогли. Внутри своей семьи делайте так, чтобы было тепло и радостно служить. Как призывает апостол Павел, служите каждый тем даром, который получил (см.: 1 Пет. 4: 10). В почтительности предупреждайте друг друга, будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью. Нужно упражняться в этом и испытывать от этого радость. «Не хлебом одним будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Ничего я больше не хочу, –
Только дай мне, Господи, свечу,
Этот малый, тихий огонек,
Чтоб его до смерти я берег.

А когда, средь раннего утра,
Мне в Твой дом идти придет пора,
В тишине Своей, не пред людьми,
Сам из рук моих свечу возьми.

У всех должна быть свеча. О каком-то святом отце сказали, что он так рано умер, потому что его свеча горела с двух сторон. Праведный Алексей Мечев говорил, что у нас в Москве девять месяцев зима и три месяца лето, солнца не хватает, и тепла не хватает. И он призывал: «Будьте друг для друга солнышками». Улыбайся – и жизнь тебе улыбнется. Всё мелочи жизни по сравнению с вечностью.

Фото 6 (2).jpg

Кто-то сказал, что наша жизнь удивительная и замечательная, а без денег она просто удивительная, поэтому ничего не боимся, трудимся на своем месте, даже когда это почти невозможно. В монастыре Дохиар на Афоне был игумен отец Гавриил – уникальный, своеобразный наместник. Монастырь был трудовой, монахи с утра до вечера строили пирсы, стены, часовенки. «Мы молиться не умеем, – говорил он, – Мы будем служить Богу трудами».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить