Мы можем служить друг другу, как учил Христос

 
Мы вновь слышали евангельский рассказ о том, как Христос накормил множество людей, слушавших Его слово, пятью хлебами и двумя рыбами. Традиционно мы воспринимаем этот текст, как прообраз Евхаристии, вкушения нетленной божественной пищи. Собственно именно этим прообразом и является сегодняшний текст Евангелия. Однако в нем есть еще и множество других смыслов, позволяющих нам немного лучше понять как сущность христианской общины, так и саму Евхаристию.

Христос, заботящийся о людях, собравшихся неподалеку от древней Вифсаиды дабы услышать слово Его, показывает нам пример заботы друг о друге. Когда последователи и слушатели Его утомились, Он не отправляет их домой для отдыха и подкрепления, но просит учеников накормить утомленных и голодных. Мы чаще всего, читая этот евангельский эпизод, делаем чрезмерный упор на само чудо, когда из небольшого количества еды происходит количество, достаточное для насыщения небольшого города того времени. Но, вместе с тем, стоит обратить свой взор не только на чудо, но и на смысл произошедшего: Господь заботится о людях. 

Собираясь на Евхаристию, собираясь как Церковь, мы в каком-то смысле открываем для себя возможность заботы друг о друге. На Евхаристии мы приобщаемся Христу, становимся едиными друг с другом и вместе с тем разделяем радости и беды друг друга, общие тревоги и общее ликование. Утешаем и сорадуемся друг другу. Собираясь в единую Церковь, мы становимся любящим организмом и потому имеем некую обязанность заботы друг о друге. 

Возможно, мы порой забываем или прячем на второй и третий план заботу друг о друге. Заботу, которая должна быть действенным исполнением заповеди Спасителя «любите друг друга, как Я возлюбил вас». Прячем, возможно, иногда и оправдывая себя некоей высшей необходимостью, даже религиозной необходимостью, как оправдывал себя описанный Христом священник, который спешил на службу и потому прошел мимо избитого разбойниками человека, которого позже спас иноверец, милосердный самарянин. 

Господь во время Своей земной жизни явным образом показывает образ действия той  любви, которую Он заповедал: Он Сам помогает встречающимся на пути людям: словом, поддержкой, молитвой, чудом. Он кормит голодных, Он превращает воду в вино, чтобы присутствующие могли веселиться. Он воскрешает мертвых. Он исцеляет болезни и утешает скорбных. Когда мы рядом друг с другом, мы тоже можем помогать, утешать, поддерживать и сорадоваться. Мы можем кормить, исцелять, если не по молитвам, то устроив на лечение того, кто сам этого сделать не может. Мы можем сказать слово поддержки, и жизнь человека изменится. Можем просто быть рядом, и человек станет чуточку счастливее. Таких вещей в жизни каждого из нас может быть очень много. Пусть они и будут казаться нам совершенно незначительными, особенно в сравнении с прочими делами духовной жизни: с богослужением, с участием в Таинствах, с молитвой и постом, но такие даже порой пустяковые услуги по отношению к ближним могут оказаться в очах Божиих гораздо значительнее некоторых наших сугубо духовных подвигов. Ведь Господь сказал нам, что нашей мерою на Страшном Суде будут не столько дела духовной жизни, сколько дела по отношению к ближним: накормил ли голодного, утешил ли страждущего, посетил ли заключенного в темницу. 

Помочь другому человеку — это прежде всего уделить ему часть своего времени. Да, время в нашей земной жизни весьма дефицитный ресурс. Единственный по-настоящему невосполнимый ресурс. И каждый из нас, имея в своем распоряжении это сокровище, сам принимает решение, каким именно образом им распорядиться. И когда я принимаю решение помочь другому или нет, я прежде всего колеблюсь между «подарить ему часть своего времени» или «нет». 

Неслучайно подвижники ставили высоко послушание своему авве. Неслучайно человек, когда принимает монашеский чин, дает обет послушания, то есть отдает право распоряжаться своим временем духовному отцу. Отдает самое ценное и то единственное, что действительно находится в его распоряжении. Время, хотя и является характеристикой физического мира, тем не менее глубоко связано с возможностью проявлять свою свободу. Через посредство времени Господь учит нас быть свободными. Только научившись в этой, временной, жизни справедливо распоряжаться ограниченным ресурсом, мы сможем и в жизни вечной, где этот ресурс иной, мы не знаем какой, но он вечный, — тоже оставаться свободными. 

Мы можем служить друг другу, как учил Христос. Мы можем через это служение, чаще всего нарушающее наш комфорт и привычную жизнь, научиться распоряжаться временем собственной жизни, даря это время другим. Тем, которые нуждаются в нашем времени. Тот, кто способен на такую жертву ради других, знает, что он благодарит Бога за гораздо большую Жертву. Когда он снисходителен к ближнему, он может рассчитывать на снисходительность других. На снисходительность и прощение от Бога. 

И вот мы вновь видим перед собой окрестности Вифсаиды. Видим учеников. Они в сгущающихся сумерках собирают остатки хлебов и рыб в плетеные корзины. Видим Учителя, Который, не имея нужды ни в чем, согласился не только войти во временную жизнь, но и то время, которое является неизбежной характеристикой человеческой жизни, — решил отдать другим без остатка. Мы видим вроде бы привычную евангельскую картину, но за этой привычностью слов и строк видим Его любовь, способную различить столь обыденные для человека нужды, не страшные и не тяжелые, — Он видит, как пришло время ужина и народ проголодался. Он дает им хлеб насущный. 

Который Он же дает и всем нам каждый день, от начала мира. 


// проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской 2 августа 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить