Мы все еще можем вернуться

Дорогие братья и сестры, евангельский рассказ, который мы с вами только что слышали, является одним из самых известных христианских сюжетов в мировой культуре. Им вдохновлялись художники и поэты, писатели и режиссеры. Каждый из нас по-своему переживает и осмысляет эту историю. Притча о блудном сыне - глубоко личное переживание каждого человека. 

Казалось бы, что находим мы вновь и вновь в тексте, каждая строчка которого большинством из нас уже выучена наизусть? Почему мы замираем и вслушиваемся в эти слова каждый раз в преддверии Великого поста, понимая, что эта история и обо мне тоже? Что такого скрыто в ней, что она так вдохновляет человечество по сей день? 

Наверное, это связано с тем, что притча о блудном сыне - это притча о надежде, которая должна оставаться в сердце каждого из нас даже тогда, когда, казалось бы, мы уже всё потеряли и слишком далеко зашли. В притче блудный сын, забирая часть своего наследства, как будто объявляет своего отца уже умершим. Более того, он погружается в такую жизнь, возврата из которой вроде бы и ждать уже не стоит. Но мы видим, что даже в таком случае, казалось бы, безвозвратном, у блудного сына есть надежда. А значит есть надежда и у каждого из нас. 

И мы видим, как спешит к нему навстречу отец. Тот отец, у которого он прежде смерти забрал половину имущества. Тот отец, которого он бросил в старости. Тот отец, надежду которого он попрал. Мы видим, как он, старик, не может дождаться, пока сын подойдет к дому отца своего, но сам бросается к нему, не в силах сдержаться. И обнимает его, и целует, кладет седую голову ему на плечо. По-человечески мы очень хорошо понимаем чувства этого отца. И именно поэтому Господь использует этот образ для того, чтобы пояснить нам, как Он Сам относится к каждому из нас, к каждому из Его детей.

Каким бы глубоким и затяжным не было наше падение, как бы ревностно и резко мы не объявляли бы о смерти Бога для нас, как бы мы Ему не противились, мы можем вернуться. И мы будем приняты не просто как некоторые падшие, люди второго сорта, предатели и расточители, но будем всецело восстановлены в своем сыновнем достоинстве. Любое покаяние наше будет принято и никогда не будет впустую.

А еще в Евангелии о блудном сыне мы можем почерпнуть не только эту великую надежду, но и прямое указание, что нужно сделать для того, чтобы вернуться. И евангельский рецепт покаяния прост: чтобы вернуться, нужно понять, что зашел не туда, прийти в себя. Стать самим собой, перестать прятаться и скрываться. И пойти искать Отца.

Это невероятно трудно и требует мужества. Мужества признаться, что дошел уже до края. Мужества прежде всего заглянуть себе в сердце, увидеть себя таким, какой есть: надломленным, поврежденным, больным. И увидев всё это - понять, что нуждаешься во Враче. В Том, Кто поднимет, омоет раны, поможет вновь встать. 

Но Господь говорит даже о большем. Он не просто простит и примет. Он встретит возвращающегося с распростертыми объятиями, даст лучшие одежды, приготовит пир, пригласит друзей, подарит веселье. И примет не с понижением статуса, не как наемного работника, но как сына или дочь. Которые уходили, но вот - вернулись. 

Только придя в себя, осознав, что ушли слишком далеко от отеческого дома, мы сможем понять свою нужду во Христе. Нужду в Том, Кто всегда ждет нас с распростертыми объятиями, чтобы разделить с нами Свою безмерную любовь и радость.

Аминь.


//Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией 16 февраля 2020 года в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить