Научите своих детей сочувствовать ближним

Многие младенческие ощущения, хотя они и не являются нравственными переживаниями в буквальном смысле этого слова, служат как бы «кирпичиками», из которых потом строится нравственная жизнь. Младенец чувствует похвалы и радость родителей, когда он пытается делать первый шаг, когда выговаривает что-то похожее на первое слово, когда сам держит ложку; и это одобрение взрослых делается важным элементом его жизни. Существенно для развития нравственного сознания ребенка и чувство, ощущение, что о нем заботятся. Он испытывает удовольствие и чувство безопасности в родительском уходе за ним: ощущение холода сменяется теплом, голод утоляется, боль успокаивается, — и всë это связано со знакомым, любящим его взрослым лицом. И младенческое открытие окружающего мира тоже играет большую роль в нравственном развитии: всë надо тронуть, всë попробовать... И тут же младенец начинает на опыте сознавать, что возможности его ограничены, что нельзя до всего дотянуться.

О начале подлинной нравственной жизни можно говорить, когда у ребенка пробуждается сознание о самом себе, сознание, что «вот — я», а «вот — не я» и что «я» хочу, делаю, умею, чувствую то или другое по отношению к тому, что «не-я». Маленькие дети до четырех-пяти лет эгоцентричны и очень сильно ощущают только свои чувства, свои желания, свой гнев. То, что чувствуют другие, им неинтересно и непонятно.

Мне кажется, что нравственное воспитание детей в раннем детстве заключается в развитии и поощрении в них способности сочувствовать, то есть способности представить себе, что и как чувствуют другие, «не-я». Полезны для этого многие хорошие сказки, вызывающие сочувствие; и очень важны для детей забота о любимых животных, приготовление подарков для других членов семьи, забота о больном...

Понятие о добре и зле мы закладываем в детях очень рано. Как осторожно надо говорить: «Ты плохой» — «Ты хороший». Маленькие дети еще не рассуждают логически, они могут легко заразиться понятием «я плохой», и как далеко это от христианской нравственности!

Зло и добро маленькими детьми отождествляется обычно с материальным ущербом: сломать большую вещь хуже, чем сломать что-то маленькое. А нравственное воспитание как раз в том и заключается, чтобы дать детям почувствовать значение побуждения. Сломать что-нибудь, потому что ты старался помочь, — не зло; а если ты сломал, потому что хотел сделать больно, — это зло. Своим отношением к детским проступкам взрослые постепенно воспитывают в детях понимание добра и зла, учат их правдивости.

Христианское понимание того, что такое покаяние, раскаяние, способность искренне каяться, дается не сразу. Мы знаем, что в личных отношениях с людьми каяться — значит искренне огорчаться тем, что ты причинил боль, ранил чувство другого человека, и если нет такого искреннего огорчения, то не стоит и прощения просить — это будет фальшью. А для христианина покаяние означает боль за то, что ты огорчил Бога, был неверен Богу, неверен тому образу, который Бог вложил в тебя.

Мы не хотим воспитывать наших детей в духе законничества, то есть соблюдения буквы закона или правила. Мы хотим воспитывать в них желание быть хорошими, быть верными тому образу доброты, правдивости, искренности, который является частью нашей веры в Бога. И наши дети, и мы, взрослые, совершаем проступки, грешим. Грех, зло нарушает нашу близость с Богом, наше общение с Ним, а покаяние открывает дорогу Божьему прощению; и это прощение исцеляет зло, уничтожает всякий грех.

К двенадцати-тринадцати годам дети достигают того, что можно назвать самосознанием. Они способны размышлять над собой, над своими мыслями и настроениями, размышлять над тем, насколько справедливо относятся к ним взрослые. Они осознанно чувствуют себя несчастными или счастливыми. Можно сказать, что к этому времени родители вложили в воспитание своих детей всё, что они могли в него вложить. Теперь подростки будут сравнивать полученное ими нравственное и духовное наследие с окружающей их средой, с мировоззрением сверстников. Если подростки научились думать и нам удалось воспитать в них чувство добра, покаяния, можно сказать, что мы заложили в них верные основы для нравственного развития, которое продолжается всю жизнь.

Из книги епископа Александра (Милеанта) «Семья — малая Церковь»


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить