Несмь достоин, да под кров мой внидеши

Сегодня мы слышали евангельское чтение, отрывок из Евангелия от Матфея об исцелении Господом Иисусом Христом юноши, слуги сотника, военачальника римской армии. Сотник со смирением просит Христа об этом исцелении, просит Его: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8), говорит о том, что сам он, сотник, недостоин того, чтобы Господь вошел в дом его. Именно этими словами сотника молимся и мы перед принятием Тела и Крови Христовых: «Несмь достоин ... да под кров мой внидеши», потому что Церковь ставит сотника примером смирения и благочестия для всех нас.

Господь исцеляет парализованного юношу Своим словом. И говорит, что Он во всём Израиле не нашел такой веры, с которой обратился к нему этот римлянин, по-видимому, язычник. И сказал еще, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8:11).

Господь ставит веру сотника нам в пример. А значит, нам следует понять, какой именно веры ждет от нас Бог, какая вера способна предстательствовать перед Ним, какая вера ведет в Царствие Небесное. Порой нам кажется, что вера — это набор ценностей, правил, обрядов, установок. Так думали и некоторые иудеи времен Христа. Сколь удивительными для них оказались Его слова о том, что Он и в Израиле не нашел такой веры, какую обнаружил у сотника (см. Мф. 8:10).

И у этих слов Господа, как и у многих других, есть несколько смыслов одновременно. С одной стороны, речь идет об этих самых представителях израильского народа, которые только самих себя считают настоящими иудеями, настоящими верующими людьми, поскольку всеми силами стремятся исполнить Закон. И хотя нам может показаться, что к нам, людям, живущим не под Законом, это не имеет никакого отношения, всë же нам следует задуматься над этим значением слов Христа. Я уже как-то говорил о том, что даже в нашем повседневном церковном поведении и наших словах выражается наше отношение к формализации духовной жизни. Осознавая это наше формальное отношение, мы говорим о том, что «вычитываем правило», хотя, казалось бы, речь идет о молитве, о разговоре с Богом, о чем-то глубоком и серьезном, но мы и сами внутри себя прекрасно понимаем, что порой у нас выходит именно вычитывание, а не молитва, и мы не сильно лучше тех, кто не вычитал в тот или иной день положенное правило. Но даже еще более неправильно, если мы думаем, что стали лучше других. И это понимание должно бы рождать в нас смирение.

Другой смысловой слой этих слов может быть нами осознан, если мы вспомним, что под именем Израиля скрывается праотец Иаков, боровшийся с Богом в Пенуэле у реки Иавок, отец двенадцати патриархов, родоначальников двенадцати колен Израилевых, чья вера была несомненно велика. И речь, конечно, не о том, что вера сотника больше веры Иакова, а о том, что она сравнима с ней. Такой прием довольно часто используется в литературе и повседневном языке. Например, говоря, что нечто «выше неба», мы не имеем в виду это буквально, но лишь указываем на огромную его высоту. Так и с сотником, хотя он и язычник, хотя, возможно, и с уважением относящийся к иудейской религии и даже, может быть, являющийся прозелитом, то есть уверовавшим в Единого Истинного Бога человеком, всë же он глубоко смиренен и искренен. 

Подходя к бродячему иудейскому Проповеднику, он отчасти рискует своим статусом среди римских солдат. Старается же он при этом не для себя, но ради любви к ближнему. Внутренне осознавая, Кто перед ним стоит, он просит Его даже не входить в свой дом, ему достаточно одного слова, исходящего из уст Христа, в то время как хранители традиций и стражи Закона постоянно требовали от Господа каких-то подтверждений Его полномочий, действий и чудес. Из такого понимания этих слов о подобии веры сотника вере праотца Иакова мы также можем почерпнуть многое. Например, тот факт, что человек, еще не знакомый пока с нашей верой, в какой-то момент может не только стать полноценным членом Церкви, но и превзойти нас в духовном росте. И то, что нам не стоит забывать о милосердии не только деятельном, но и молитвенном. Что, обращаясь к Богу, мы должны отринуть всякие наши суеверия, страхи, сомнения и привычки и смиренно обращаться к Тому, Чье слово способно оживить нас и сделать святыми.

Нам стоит задуматься, не часто ли и мы поступаем по отношению ко Христу не как сотник, но требуем от Него зайти в наш дом, требуем, чтобы и мы могли во что бы то ни стало заходить в дом Отца нашего. Всегда стоит помнить о том, что Бог способен сотворить чудо вне зависимости от места и времени, одним Своим словом, только Своею любовью. Поэтому и нам не стоит искать непременных знаков, чудес, присутствия. Но помнить, что Тот, Кто нас безмерно любит — всегда рядом. И что никакие наши правила и устремления не сделают нас ближе к Нему, чем Он того хочет. А Он говорит, что Он пребудет с верующими людьми всегда, на всех путях жизни, до скончания века.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить