О пропасти, разделяющей людей

Распечатать

Сегодня вновь мы слышим евангельский отрывок, где человек просит о чуде. В этот раз о нем просит богач, который мучается в аду и просит Авраама воскресить Лазаря для того, чтобы тот предупредил братьев богача о посмертной участи. Но получает отказ. Пусть слушают Моисея и пророков, говорит Авраам. А если и их не послушают, то не послушают и мертвого, который воскрес. 

Богач при жизни занимался только тем, что пировал день и ночь. Но даже не поэтому он мучается. У ворот его дома сидел нищий Лазарь, который питался объедками с его стола. Кусками хлеба, которыми отирали руки после трапезы и бросали собакам. Теперь они оба - и богач и Лазарь - умерли. И участь их поменялась на противоположную. Лазарь упокоился на лоне Авраама, богач мучается в аду. Нужно отдать должное, богач беспокоится о своих братьях и хочет хотя бы их предупредить и избавить от вечных мук. Но никакие чудеса не способны вселить веру в человеческое сердце. 

Конечно, притча - это иносказание. Нельзя из притчи о богаче и Лазаре делать прямых выводов о том, как существуют души после смерти. Христос не хочет напугать слушающих посмертной участью богача. Потому что Он пришел на землю не для того, чтобы увещевать страхом будущих наказаний. Если Бог хотел бы подчинить нас любым путем, в том числе и страхом, Он скорее не стал бы делать нас свободными. Напротив, рефреном Его проповеди звучит «не бойтесь». Об этом же говорит и Авраам: хоть что твоим братьям скажет Лазарь о загробной участи - это не поможет. Потому что страх - плохой мотиватор к добрым делам.

Господь действительно хочет для нас лучшей участи и в жизни, и после смерти. Он доказал это Своей спасительной крестной Жертвой. Ведь Он, сошедший после смерти на Кресте во ад, несомненно, позвал за собой в Царство Отца и этого богача, и Лазаря. Точнее, все те миллионы людей, которые послужили прототипами к образам этой притчи. И пошли за Ним те, кто откликнулись на Его зов. И богачи и бедняки: и те, и другие грешили. Не был свят богач, но вряд ли был свят и страдавший всю жизнь Лазарь. Ведь страдание само по себе не делает человека святым.

Может быть дело в бедности и богатстве? Быть может, спасутся только те, кто влачит нищенское существование, а все более или менее обеспеченные люди осуждены на вечную погибель? Но ведь Священное Писание говорит о другом. Богатство может быть как благословением Бога, так и тяжким испытанием. Подобно и бедность. Она может возвысить человека до небес или низвести на самое дно жизни. Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые. Очень соблазнительной кажется идея упростить смысл притчи и свести ее к классовому конфликту, к непрекращающемуся конфликту между богатыми и бедными. Вот, есть богатые, которые, конечно же, все живут «блистательной» жизнью, игнорируя всех и вся, получая от жизни максимальное удовольствие. И они, конечно же, грешны. А есть бедные, которые всю жизнь страдают, много работают на тех самых богатых, которые и виноваты в таком их положении. И опять же напрашивается простое и соблазнительное решение: богатых надо наказать, а бедных - наградить, если не в этой жизни, то хотя бы в загробной.

Такое рассуждение выглядит простым, понятным, даже очевидным, но, увы, является в корне не верным. Оно как бы вычеркивает из этой истории конкретных живых людей, с их мыслями, чувствами, переживаниями, сводя всё к простым математическим формулам и статистическим данным. Будучи христианами, мы не можем себе этого позволить, ведь мы верим, что всякий человек является иконой Бога, уникальной личностью. И богатый человек может оказаться хорошим, и нищий - злым. И то, к чему мы приходим к концу нашей жизни, зависит от наших поступков, мыслей, желаний.

Но о чем же хочет предупредить нас Господь Иисус Христос, когда дает для размышления эту притчу? Богач не просто богат. Он не замечает мучение больного и нищего Лазаря. Его сердце настолько черство, что чужое страдание не пробуждает в нем ни капли сострадания. Он мог бы помочь Лазарю с лечением, дать ему хоть какой-то кров и самую простую пищу. Но нет, для него нормально то, что Лазарь ползает под его столом, собирая объедки. Жизнь Лазаря была криком о помощи, жаждой милосердия, просьбой сжалиться над ним. Но богач не слышит просьбы, крика, мольбы. И в ответ на свою мольбу получает такое же отношение праотца Авраама. 

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними во всем - слышали мы от Господа несколько воскресений назад. И вот сегодня иллюстрация той заповеди. Господь милосерд и прощает, спасает человека крестной Жертвой. Но человек Авраам поступает с богачом ровно так, как тот заслужил. Ровно так, как делал он при жизни. Отказом на просьбу. 

Когда умер Лазарь, ангелы отнесли душу его в лоно Авраамово. Возможно, он заслужил мученический венец своей безропотностью. Ведь он не отчаялся, не наложил на себя руки, не набросился на богача, не проклинал всех вокруг, а смиренно принимал свою страшную участь. И скорее всего у него было много времени подумать о смысле своей жизни. В отличие от богача, который всю жизнь провел в праздности, развлечениях, отвлечении себя от самого страшного вопроса существования: а что же дальше? Сам вопрос о том, что дальше, в чем смысл происходящего, какая участь ожидает каждого из нас там, вне границ времени - делает нас глубже, позволяет жить честнее и полнее.

Та пропасть, о который говорит осужденному богачу праотец Авраам, строится нами здесь и сейчас. Но не в силу накопления материальных ценностей. В основе пропасти лежит наше нежелание замечать других, наша злая воля, направленная если не явно против ближних, то уж точно не в сторону заботы о них.  То есть, это проблема прежде всего этическая, связанная в том числе с воспитанием человека, с его вниманием к голосу собственной совести, к тому нравственному закону, о котором говорит Священное Писание, и который написан на наших сердцах.

// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской 3 ноября 2019 года
3 ноября 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить