О Рождественском посте, о рождественском столе

Келарь Сретенского монастыря иеромонах Лавр (Архипов) рассказывает о традициях праздничной рождественской трапезы, о правильном воздержании от скоромной пищи и самом любимом лакомстве монашества.

По чуть-чуть – и все успеешь

В Рождественский сочельник православная семья, как правило, с утра посещает Литургию, начинает готовиться к светлому празднику. Дел очень много. Я всегда за то, чтобы делать по чуть-чуть, но на какой-то продолжительный срок растянуть дела. То же самое касается и молитвенного правила. У нас привыкли на самый последний день, на субботу оставлять огромное молитвенное правило, подготовку ко Святому Причастию, которые заключаются в трех канонах и последовании. Вернувшись со всенощного бдения и вычитав все это, человек просто падает от усталости. Лучше начать готовиться ко Святому Причастию начиная с понедельника, разделив молитвенное правило на несколько частей.

Так же поступать и когда надо приготовить не только стол к празднику, но и украшение дома. Мы можем составить некий план, который будем выполнять по чуть-чуть. Тем более сейчас, когда столько бытовой техники, которой можно воспользоваться: и морозильная камера, и холодильная камера, где продукты не испортятся. Поэтому лучше не оставлять напоследок все дела, чтобы потом с круглыми, как блюдца, глазами не бегать, ничего не успевая. Тогда будет находиться время и побыть с семьей, и посетить храм, и подготовить подарки своим любимым.

Пост – это не голод до потери сил

В Рождественском, как и в любом другом посте, важно соблюдать меру. Нужно подкрепляться, а постная пища имеет приятный вкус, и мы получаем от этого удовольствие и радость. Мы живем в современном мире, очень суетном, и он раздражает, человек очень быстро переутомляется и эмоционально изнашивается. Когда меня владыка благословлял на послушание келаря, он сказал: «Корми братию хорошо», потому что братия у нас зачастую несет несколько послушаний, помимо самого главного послушания, данного Богом, – послушания пастыря и священника. И во время трапезы братия силы восстанавливают, употребляя в пищу вкусную еду, они и эмоционально восстанавливаются, и радость у них какая-то появляется, и спокойствие, и это продлевает их работоспособность еще на несколько часов в течение дня. Апостол Павел говорит, что пища не приближает нас к Богу, но и не удаляет (ср.: 1 Кор. 8: 8), если она принимается как дар Божий, благоговейно. Поэтому пусть человек лучше молочного шоколада немножко съест с чаем, чем будет ругаться и гневиться. Но все с благословения пастыря. С духовником все это решается в индивидуальном порядке; тут так же, как и с лечением: одному поможет лекарство, другому навредит.

Некоторые считают, что даже постная трапеза сейчас на постную не слишком-то похожа: разнообразная, вкусная, а пост – это когда 40 дней одна гречка. Нет, упаси Господь. Это неправильное восприятие религиозной жизни. Мы должны во время поста выбрать золотую середину в трапезе, чтобы у нас хватило сил и помолиться, и потрудиться на работе, и выполнять обязанности по дому. А у некоторых ведь и профессия физически изматывающая: грузчики, строители… Да и эмоциональная подавленность никому не на пользу. Как, например, станет хирург кого-то оперировать в таком состоянии?.. Пища должна быть достойной, пища должна быть в меру, и она должна восполнять наши силы физические и эмоциональные. А на одной гречке мы не протянем. Нет, не протянем. В конце концов во время молитвы будем думать о своем желудке либо о том, где бы присесть, прилечь и просто отдохнуть. Или сознание вообще потеряем. Это не пост, это фанатизм и неблагоразумие. Нам необходимо иметь силы и на молитву, и на домашние обязанности, и на работу – а откуда силы-то брать? Это неразумно. Это непонимание сути поста. А то думают: подвижники водой и хлебом обходились, и мы так должны. Не-не-не, так ни в коем случае нельзя! Это значит: вы перечитали житийной литературы и неправильно ее восприняли.

В Рождественский сочельник

В Рождественский сочельник, то есть 6 января, православному христианину нельзя вообще ничего вкушать до первой звезды. Но, опять-таки, все нужно определять индивидуально, ведь каждый человек по-разному устроен как в физиологическом, так и в духовном плане. Больному диабетом допускается вкушение даже скоромных продуктов. И неважно, монах он или мирянин. Человеку пожилому, если он болеет чем-либо, и воды нужно выпить, и маслица съесть, и что-то другое. Младенцы тоже не постятся. Нужно подходить разумно, с рассудительностью, с мудростью, и всех под одну гребенку ни в коем случае не надо подводить. И помнить о том, что не человек для субботы, а суббота для человека (Мк. 2: 27). Фанатичным образом не стоит следовать Закону Божиему.

Рождественский стол

Рождественский стол немыслим без сочива. Существуют тысячи рецептов, и для хозяек никаких жестких рамок нет. Даже уставы в разных храмах, монастырях и приходах варьируются, появляются нотки какой-то своей традиции. Отличительные моменты – это замечательно!

В классическом рецепте сочива используются пшеница и мед, а также сладкие добавки. Почему именно пшеница? Пшеничное зерно, такое малое, когда умирает, то рождает колос, которым можно напитать многих. Тут некое подобие Воскресения Господня, а также и воскресения нашего – человеческих душ во время Страшного суда, и дай Бог, чтобы мы были среди праведников. Самая главная цель христианской жизни – достигнуть спасения, и вот мы со Христом умираем и со Христом воскресаем в жизнь вечную.

Замечательно, если в семье есть свои традиции приготовления сочива, которые могут передаваться из поколения в поколение. Не только фамильные драгоценности передаются, но и некий семейный быт тоже передается, и это замечательно.

Это замечательно, когда в семье есть свои традиции, которые передаются из поколения в поколение

Сейчас можно увидеть в магазинах рождественский кекс – штоллен. Но если его нет на вашей праздничной трапезе, то ничего страшного. Это же правило действует в отношении 12 блюд на столе. Их может быть 6, может быть 12, может 13 – тоже замечательное число.

Одно из самых любимых блюд нашей братии – постный торт «Наполеон». Наши кондитеры готовят его удивительным образом, и при этом торт полностью постный. Берется слоеное бездрожжевое тесто, готовится крем на основе растительных сливок и кокосового молока, взбивается, и им наполняются промежутки между слоями теста. И братия это лакомство очень любят, и студенты, и наши прихожане.

Могут упрекнуть, что кокосовое молоко дорогое, а, мол, во время поста нужно экономить, чтобы было чем подавать милостыню. Скажу без лукавства: я как-то не понимаю эту установку, что нужно обязательно экономить в пост. Мы строим свой быт, исходя из наших возможностей и средств. Конечно, мы должны выделять из своего дохода небольшую лепту, чтобы помогать бедным, нищим, обездоленным, детским домам например, но не всегда помощь должна заключаться непременно в нашем финансировании, это могут быть и наши физические силы, это может быть и наше время, наше внимание… Это могут быть продукты, это может быть одежда и так далее. Милостыня широко варьируется и может быть разной. Экономия в пост? Мы должны рационально тратить то, что имеем, понимая, что все, что нам дано, – принадлежит Богу. И мы должны пользоваться этим мудро, чтобы Господь потом не сказал нам, что мы транжиры. Но и своих ближних нужно радовать.

О послушании келаря

Нести послушание келаря Сретенского монастыря меня благословили больше четырех лет назад. У меня до этого были разные послушания, но послушание келарское – особое, оно приносит большую радость, потому что угощать людей и радовать их – радостно. Это и мне приносит радость и удовлетворение, я оказываю некое гостеприимство, служу ближним, ухаживаю за ними. Может быть, не всегда это хорошо получается, может быть, я что-то забываю, в этом я раскаиваюсь и прошу прощения. Прошу, чтобы Господь мне указывал на мои ошибки.

Послушание келаря – радостное, потому что угощать людей, ухаживать за ними – радостно

Я бы не назвал сложным труд в трапезной, хотя все праздничные дни – это особый труд. Обычно меня ставят в этот день на раннюю Литургию. Я служу или исповедую, успеваю помолиться и причаститься и поучаствовать в священнодействии. Себя я талантливым человеком не назову и в себе талантов никаких не вижу, в большей степени то, что удается, – это помощь Божия и труд людей, которые меня окружают. Монастырь наш посвящен Пресвятой Богородице, и Она Своей премудростью управляет Сретенской обителью, а я лишь раб Господа Всевышнего, который лениво выполняет свое послушание.

У нас уже сложились традиции, «часики» отрегулированы, их просто иногда надо подкручивать, какие-то нюансы учитывать, прислушиваться к священноначалию… Благочиние тоже помогает своими советами. Так что закупки сделаны, меню написано, но во всем этом большая доля труда наших сотрудников, которым я безмерно благодарен.

На Рождественской трапезе в нашей обители будет рыбка, будут какие-то морепродукты, фрукты, овощи. И никакого алкоголя принципиально. У нас такая традиция, что алкоголь на столах не присутствует. Хотя на Афоне, например, в воскресные либо в особые праздничные дни подается вино, в греческих монастырях вино тоже благословляется. У нас – компотик, морс либо какие-то горячие напитки. Стол постный, но с рыбкой.

С иеромонахом Лавром (Архиповым)
беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить