Об основателе Сретенской обители святителе Киприане

Когда в государстве много неурядиц, ему необходим не только сильный правитель, но и мудрый пастырь, который наставит людей, направит правителей. Таким духовным наставником был святитель Киприан, митрополит Московский. Он продолжил линию предыдущих Московских митрополитов в объединении и укреплении Московского государства.

Святитель Киприан был родом из Болгарии. Он родился в 1330 году в городе Тырново. Там он был пострижен в монахи, затем послушался на Афоне, а потом стал приближенным Патриарха Филофея – «ближним монахом».

В 1373 году Патриарх Филофей отправил своего доверенного в Литву, чтобы примирить Литовских князей с митрополитом Алексием. Причина поездки состояла в том, что Литовский князь Ольгерд направил в Константинополь жалобу на митрополита Алексия. Со своей задачей будущий митрополит справился, а во время своего пребывания в Москве сблизился с преподобным Сергием Радонежским.

В 1375 году началось новое противостояние Литвы и Москвы. Князь Ольгерд поставил ультиматум Константинополю: «Поставить иеромонаха Киприана в качестве митрополита Литовского», в противном случае он пообещал принять католичество.

Для того чтобы воспрепятствовать полному распаду Литовского и Московского княжеств и сохранить Православие в Литве, Константинопольский Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского». Этот ход позволил бы Киприану после смерти митрополита Алексия стать связующим звеном некогда единого Русского государства.

2 декабря 1375 года Киприан как новый митрополит прибыл в Киев и два года управлял Церковью Литвы и Западной Руси.

В 1378 году скончался митрополит Алексий. Святитель Киприан прибыл в Москву, чтобы согласно Патриаршему указу занять объединенную митрополичью кафедру. Однако великий князь Димитрий Иванович имел свои представления о преемнике святителя Алексия. В качестве кандидата он выдвинул Спасского архимандрита Михаила, своего духовного отца. Киприана же приказал выдворить из города.

Так бывает, что два человека, трудящиеся на благо страны, общества, Церкви, вступают в конфликт между собой. Церковь причислила к лику святых обоих - и благоверного князя Димитрия Донского, и святителя Киприана, митрополита Московского. Однако при жизни они находились в непростых отношениях.

Куликовская битва

Святитель вернулся в Москву после Куликовской битвы, в 1381 году. Но уже через год он снова попал в немилость к великому князю. В 1382 году хан Тохтамыш сжег Москву. Митрополит укрылся в Твери у князя Михаила, политического противника Москвы. В результате митрополит снова оказался в опале.

Только в 1390 году митрополит Киприан окончательно занял митрополичью кафедру в Москве. Произошло это при великом князе Василии Дмитриевиче.

Летом 1395 года среднеазиатский полководец Тамерлан вторгся в земли Московского княжества. Великий правитель и военачальник, он к концу жизни захватил большую часть Шелкового пути, который тогда был центральной торговой артерией, связывающей Восточную Азию и Средиземноморье.

Московское государство было не способно остановить непобедимую армию Тамерлана. Тогда митрополит Киприан приказал взять из Владимира чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и крестным ходом принести в Москву. 26 августа ее встретили на Кучковом поле. На месте встречи, по преданию, святитель Киприан основал Сретенский монастырь.

После того как чудотворная икона прибыла в Москву, Тамерлан неожиданно повернул свое войско обратно в степь. Вот во время таких загадочных и чудесных событий зародилась Сретенская обитель.

Святитель Киприан в своих церковно-политических решениях и проектах стремился к единству Русской Церкви. Это способствовало сплочению государства вокруг Москвы.

Другим проектом было сохранение Православия в Литве. В 1386 году Литовский князь Ягайло вступил в брак с Польской королевой Ядвигой, при этом он принял католичество. Два государства соединились, и Литва подверглась сильному влиянию католичества.

Митрополит Киприан предложил созвать Вселенский Собор для возвращения католиков в лоно единой Православной Церкви. Однако планы не удалось реализовать, поскольку католики могли войти в Православие только на условии главенства Папы Римского. Несмотря на это, святитель имел влияние на наместника Литвы князя Витовта и смог сохранить свое управление Литовской Церковью.

Святитель Киприан дожил до глубокой старости и перед смертью написал прощальную грамоту, «многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену», где просил прощения и благословлял верующих. Эту грамоту читали над его гробом после того, как 16 сентября он скончался.

Роман Лукишин 23 апреля 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить