Отцы Церкви и современные авторы. Что считать духовной литературой?

Духовное образование – один из важнейших этапов для православного христианина на пути ко Господу. В чтении Священного Писания, святоотеческой литературы мы воспитываем свой ум и сердце в духе истинного благочестия. Нередко люди, которые только начинают воцерковляться, с трудом одолевают Ветхий Завет, а то и вовсе его не читают. А Новый Завет остается не более чем повествованием о днях земной жизни Спасителя. На полках книжных магазинов есть книги современных авторов, пишущих более простым и доступным языком о преображении человеческой души на пути к Богу. В их числе Олеся Николаева, Владимир Крупинин, Юлия Вознесенская, Елена Кучеренко. Можно ли отнести современную художественную литературу о православии к числу духовной литературы и начать изучение веры с более легкого чтения? Или же стоит опираться на этом пути лишь на Евангелие, Закон Божий, творения святых отцов Церкви? Мы обратились к духовенству за разъяснениями.

1.jpg

Иерей Антоний Русакевич, настоятель храма апостола и евангелиста Луки, г. Тверь:

Конечно, духовной литературой можно называть все книги, в которых говорится о Боге. Но я бы хотел обратить внимание на то, что самыми главными для нас являются Евангелие, Новый Завет. Ошибка многих людей в том, что они, собираясь изучать Священное Писание, начинают читать Ветхий Завет. Многое становится непонятным. И действительно, без толкования, без понимания исторического контекста, когда были написаны эти книги и для кого они писались, для современных людей многое будет непонятным. Люди иногда из-за этого оставляют изучение Священного Писания, поэтому я рекомендую многим в первую очередь читать Евангелие, а также Деяния апостолов и их Послания. Есть такая проблема, что у нас много верующих людей, которые не читали самую главную для нас Книгу. И еще меньше людей читали Деяния и Послания апостолов. В Посланиях и в письмах к Церквям, которые создали апостолы, очень многие проблемы объясняются. И эти проблемы не меняются с течением времени. Те, что были в первые века христианства, актуальны и сейчас. Поэтому когда мы начинаем читать Новый Завет и находим какие-то непонятные места, мы ищем толкование на них, и тогда всё видится совершенно по-другому и вера наша укрепляется. Сейчас много хорошей литературы, с этим нет проблем. И можно найти толкования разных авторов. Есть сайты, где можно на любую цитату найти толкования многих святых отцов. Это помогает иначе посмотреть на Священное Писание.

Что касается современной литературы, то она, конечно, очень полезна. Но здесь мне бы хотелось предостеречь, потому что очень много сейчас появляется литературы непроверенной. Я бы рекомендовал всегда смотреть на издательство и на авторов, чтобы это было одобрено священноначалием, Издательским советом Русской Православной Церкви, потому что иногда люди могут (прежде всего это касается интернета) встречать очень соблазняющие мысли. Зачастую потом непросто исправить духовные проблемы, которые возникают из-за распространения каких-то ложных убеждений.

Нужно еще учитывать то, что каждый имеет свой уровень духовного развития. И для каждого из нас в свое время какие-то книги будут полезными, а какие-то мы еще можем просто не понять. Как я уже говорил о Ветхом Завете, если мы будем его разбирать без толкования, то многие вещи просто не сможем понять.

Также, когда мы только приходим в Церковь, нам, может быть, проще читать современных авторов, которые пишут простым языком о сложных вещах. И для многих это становится близким и понятным. Мне очень нравилось читать преподобного Паисия Святогорца, он простыми словами, иногда с юмором объясняет какие-то сложные вещи. Потом, по мере духовного возрастания, человеку становится интересно узнать, что говорили святые. Тогда уже можно приступить к признанным авторам и почитать святителя Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Златоуста и открыть для себя много нового. Но если у нас возникают какие-то вопросы о том, стоит ли что-то читать или нет, я всегда рекомендую посоветоваться со священником в своем храме. Когда священник исповедует человека и понимает, какие у него мысли, ему становится понятно, стоит ли этому человеку читать ту или иную книгу или нет. И вообще нам стоит придерживаться принципа, чтобы всё надо делать с благословения.

По мере духовного возрастания человеку становится интересно узнать, что говорили святые

Иерей Алексеи Веретельников, клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино:

Под духовной литературой мы должны прежде всего понимать святоотеческие наставления, труды святых отцов Церкви, патерики, жития. Это то действенное руководство, к которому мы должны прибегать на пути ко спасению. Причем регулярно и ежедневно, по чуть-чуть впитывая этот живой святоотеческий опыт. Безусловно, в наше время огромное количество литературы духовного содержания издается в качестве прозы или каких-то художественных повестей или романов. Такая литература не может заменить непосредственно вышеупомянутых духовных писаний. Но в то же время такие книги могут пробудить интерес к вере. Иногда могут окрылить, даже воодушевить и утешить. С этой точки зрения, конечно, чтение подобной литературы имеет смысл, особенно когда человек испытывает какое-то охлаждение или внутреннее напряжение, которое не позволяет читать что-то серьезное из святоотеческого наследия. Здесь подспорьем может послужить хотя бы такая литература, которая современным языком говорит о тех или иных проявлениях веры. Здесь можно вспомнить и бестселлер владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Скольких людей эта книга привела к Церкви! Также лично я читал Олесю Николаеву как некое дополнение к изданию владыки. Вспоминаются замечательные рассказы и повести протоиерея Николая Агафонова. Но, повторюсь, полновесно такая литература не сможет заменить основные церковные труды. Она является начальной ступенькой, подспорьем для дальнейшего более серьезного углубления в аспекты веры.

Художественная литература духовного содержания может пробудить интерес к вере, воодушевить и утешить

Протоиерей Михаил Прокопенко, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, второй секретарь Епархиального совета города Москвы:

Надо сказать, что вообще чтение сегодня стало дефицитом; несмотря на все возрастающий поток захватывающей человека информации, в том числе текстовой, именно вдумчивое, внимательное, неторопливое чтение стало, увы, редкостью – я и о себе могу это сказать, к сожалению. Мешает буквально всё: множество дел и забот, собственная неорганизованность и лень, недостаток времени, усталость и многое другое.

Поэтому – удивительное дело! – серьезное чтение, как и столетия назад, вновь становится добродетелью. Вспомним жития святых, где книжность нередко упоминается в ряду других христианских добродетелей. Чтение становится теперь едва ли не аскетическим подвигом, требующим сосредоточенности, определенной дисциплины и бодрственного хранения ума.

Серьезное чтение, как и столетия назад, вновь становится добродетелью

И в данном случае речь идет не только и не столько о духовной литературе – само по себе разделение литературы на «духовную» и «не духовную» очень и очень условно; правильнее, на мой взгляд, вести речь о хороших или плохих книгах в любом жанре – от серьезных до легких. Хорошие книги приносят пользу. Плохие – в лучшем случае отнимают время и силы, в худшем – вредят. Однако даже хорошая книга может превратиться в угрозу, если читающий ее человек станет, так сказать, «читателем одной книги», хотя бы этой книгой была сама Библия.

Трудность заключается еще и в том, что невозможен какой-то формальный критерий – хороша или плоха та или иная книга; бывают неудачные издания, плохие переводы, да и в творчестве одного и того же автора не все произведения одинаково хороши. Наверное, имеет смысл прислушиваться к опыту других читателей, как это всегда делалось; полезно понимать исторический контекст создания того или иного произведения или иметь представление о личности автора. Возможно, я пристрастен, но иногда особенности биографии или публичные высказывания некоторых авторов, в том числе подвизающихся на ниве так называемой духовной литературы, напрочь отбивают всякое желание приобщаться к их произведениям. «Врачу, исцелися сам!», – это еще самое мягкое, что приходит в таких случаях на ум. Наконец, хорошая книга, к какому бы жанру она ни принадлежала, должна быть правдивой: она не должна вызывать у читателя досадного чувства неловкости натянутым сюжетом, ходульным морализаторством или просто плохим языком. А читатель имеет право быть субъективным и даже капризным, писатели и издатели, не забывайте об этом. Поэтому самое главное – на основании собственного опыта и размышлений стремиться к обретению дара «различения книжных духов». А для этого надо читать, читать много и внимательно, не боясь ошибиться и отмечая для себя лучшее и полезное.

2.jpg

Иерей Димитрий Карпов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском:

В комплексе чтение разных авторов разных эпох помогает составить общее впечатление о вере у того, кто проходит путь воцерковления. Я очень рекомендую всем к прочтению Паисия Святогорца, его Слова «Духовная борьба», «Страсти и добродетели», «С болью и любовью о современном человеке». В этих книгах глубоко раскрывается суть нашей природы и в доступной форме рассказывается об устроении человека, о том, что нас задевает и как можно избавиться от грехов и страстей. Это помогает лучше понять, как отзывается наша природа на такие искушения, как тщеславие, гордость. «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова) – это тоже очень назидательное чтение. Всем, кому я рекомендовал читать эту книгу, очень нравилось. Особенно тем, кто только начинал воцерковляться, их прямо за душу брало. Это уже больше житийная литература, описание жизни современных подвижников. Жития святых рассматривались больше как мягкая пища для ума по сравнению с более твердой богословской «пищей». Но из современной литературы тоже можно извлечь пользу. Как говорил апостол Павел, сначала должно быть душевное, а потом духовное. Во всякое время есть своя пища для ума. При воцерковлении хорошо читать книги Юлии Вознесенской. Людям, которые только начинают воцерковляться, бывает тяжело читать Библию или святоотеческую литературу из-за нагруженности терминологией, сложно сразу всё понять и уловить смысл. В художественной форме оно легко ложится на душу. Это может служить в качестве первой ступени к воцерковлению. А потом уже можно рекомендовать литературу более серьезную. Например, на следующем этапе прочитать «Лествицу» Иоанна Лествичника, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Там описывается жизнь и подвиги великих преподобных подвижников. Живя в миру, мы не можем творить таких же подвигов. Но мы что-то черпаем, подражая им. Далее уже можно приступить к чтению толкований, к экзегетике.

Подготовила Анна Еремина

Ответ священника 15 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить