Цифровая эпоха: проблемы воцерковления

Сегодня мы живем в информационном мире, в котором есть множество психосоциальных барьеров, мешающих православному современнику духовно развиваться. При прочих аргументах приходится согласиться, что все же существует достаточно объективных помех. Кроме извечных проблем, присущих любой эпохе, добавились новые факторы, которые отвлекают человека от христианских практик. Мы не только перечислим их, но и попытаемся подобрать коды доступа для взлома этих проблем.

Фото 1.jpg

Церковная интеграция

Каждая эпоха приносила христианам свои трудности в вопросе воцерковления. Но для начала нужно разобраться с тем, что же это такое. Мы не будем рассматривать особый чин воцерковления для младенцев, приносимых на 40-й день в храм в подражание иудейскому обряду, который прошел Иисус Христос. Тем более этот чин скорее исторический рудимент, постепенно выходящий из практики. Речь пойдет о воцерковлении как о процессе интеграции нового члена в состав сакрального Богоорганизма, называемого Церковью. Богословский термин использован намеренно, чтобы не возникало ощущения, что разговор пойдет о некой корпоративной инициации.

В первые века христианства для этих целей был создан целый институт оглашенных, который поэтапно вводил новоначального в сложный мир Церкви. Человек еще не был христианином, но уже становился частью большой семьи, где его начинали опекать. Прежде всего, он получал образовательный курс, который мог длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Во-вторых, он проходил богослужебную практику в храме, присутствуя на литургии до определенного момента. В-третьих, осуществлялось его духовное сопровождение после Крещения. Эту деятельность совершали люди, которых мы называем сегодня крестными, участие которых в воцерковлении сегодня – нередко жалкая пародия на настоящее восприемничество.

Легальное христианство

Изначально восприемники мыслились в Церкви наставниками, которые становились своеобразными координаторами из числа опытных христиан и прикреплялись к новым христианам всех возрастов, а не только к младенцам. Они исполняли роль навигаторов во вселенной православного христианства. Это было то самое сопровождение новоначальных членов Церкви, помогавшее им воцерковляться, особенно в условиях гонений. Со временем восприемничество превратилось в практику крестных родителей, которые нынче зачастую выбираются из числа совсем нецерковных родственников или друзей. Началось это с хорошего, казалось бы, дела – легализации христианства Миланским эдиктом.

Фото 2 (1).jpg

Когда гонения прекратились, а христианство стало государствообразующей религией в империи, членов Церкви стало заметно прибывать, активно развивалось монашество, духовничество. Наставниками стали опытные духовники из числа священников и монахов, а нишу восприемников стали занимать верующие, приближенные к семье крещаемого. 

Восприемники исполняли роль навигаторов во вселенной христианства
Также начало оформляться явление почетных крестных из числа знати и вельмож, с которыми стремились породниться, чтобы заполучить высокопоставленных покровителей, которые, по сути, не занимались духовным развитием крестников. Но это компенсировалось тем, что воцерковление в христианском обществе происходило само собой, поскольку система воспитания и образования была возложена на Церковь.

Экзотическая вера

При христианизации Руси наши предки восприняли эту модель от Византийской империи, поэтому в России учебные заведения также открывались под крылом Церкви. Самое удивительное, что клерикализация системы образования давала и обратный эффект. Постепенно живая вера стала выхолащиваться из духовных училищ, семинарий и академий. Как свидетельствовал митрополит Вениамин (Федченков), перед революцией в духовных учебных заведениях верующий педагог почитался за экзотику. Из стен таковых выпускались нигилисты и атеисты, которые участвовали в митингах протеста, а на крышах академий студенты чуть ли не раньше всех водружали знамя революции.

Фото 3 (1).jpg

Дальнейшая девальвация института восприемников в России началась с атеистической советской эпохи. Тем более тогда систему образования тщательно очистили от церковного влияния, а значит, источник воцерковления окончательно иссяк. Люди по понятным причинам боялись контактов с религией из-за возможных проблем на работе. По рассказам старых батюшек, Крещения зачастую совершались тайно на квартирах и нередко – без крестных, поскольку таких желающих экстремалов было мало. Максимум – присутствовали родители крещаемых или даже бабушки-дедушки, которым терять было нечего. Они-то и становились крестными, зачастую номинальными. Но Крещения в эпоху гонений – это всегда период исключений. К тому же прессинг госмашины был неким фильтром, который проверял советских верующих на серьезность намерений. 

Деформированные крестные

Сегодня Русская Церковь предпринимает слабые попытки все это дело поправить, несмотря на то что светская система образования по-прежнему под властью секулярных идей. Воскресные школы и отдельные богословские курсы проблему не решают. Хотя введены катехизаторские беседы перед Крещением и Венчанием, но воз и ныне там, поскольку за 70-летний период официального безбожия в стране прервался опыт общинной жизни. Институт крестных родителей дошел до наших дней в деформированном виде, когда крестными могут стать, по сути, атеисты, хотя и с крестиками на шеях. А есть еще и «дистанционные» крестные, которые либо вовсе не участвуют в таинстве, а вписываются заочно, либо делают это посредством интернета.

Нынче Церковь крестит новых чад, которые исчезают за церковной оградой из поля зрения, и фактически никому нет до них дела. Нетрудно догадаться, куда может привести этот тренд. Скорее всего, если что-то не предпринять, спустя годы крестные родители будут отменены за ненадобностью. Хотя у Русской Православной Церкви еще есть вариант побороться за активизацию процесса воцерковления: возродить институт оглашения (не путать с катехизацией) с опытными наставниками, чтобы последующие переписи населения и соцопросы не показывали 70% номинально православных на 3% реально воцерковленных.

Бесконечный скроллинг

А теперь давайте поговорим о современных причинах, препятствующих воцерковлению. Если говорить начистоту, подавляющее большинство наших сегодняшних прихожан самовоцерковились. Как говорится, со всеми вытекающими. В интернете читали статьи, слушали церковных блогеров, онлайн-проповеди. Хорошо, если контент им попался качественный, православно выверенный. Но интернет – это не только кладезь полезного, но и сборник разнообразного мусора, в том числе религиозного. Насмотрится человек трансляций какого-нибудь младостарца или ряженого и начнет выстраивать свою духовную жизнь согласно искаженным паттернам. Отсюда околоцерковные суеверия, невежество, рафинированное отношение к службам и таинствам.

Фото 4 (1).jpg

К тому же мы живем в век цифровых технологий, которые породили переизбыток информации. В них способно утонуть даже самое полезное и жизненно важное. Мессенджеры и соцсети устроены создателями с учетом психологии людей, чтобы подсадить их на бесконечные ленты, которые скроллить не перескроллить. В то же время современника хронически дергают бесчисленные уведомления непрочитанных сообщений и непросмотренных новостей. Все это многоголосое мелькающее множество крадет у верующего человека время, которое и без того в большом дефиците. Время, которое он мог потратить на молитву, чтение священных текстов, добрые дела и прочее. Спасают аудиоверсии молитв, евангельских текстов, которые тоже в каком-то роде – суррогат, поскольку дают иллюзию выполненного правила за день.

Мутированный мотив

Из-за увеличения скорости жизненного темпоритма у нынешнего христианина все меньше возможностей глубже познакомиться с христианством, нет времени посидеть за серьезными книгами. По этой причине с православием современные верующие знакомятся все больше по верхам, впитывая лишь внешние атрибуты веры, ее обрядовую сторону. В связи с этим происходит формализация духовной жизни: отношения к молитве, таинствам, богослужению. Покаяние превращается в периодический отчет о проделанных грехах, после которого прихожанин получает доступ к Причастию. Евхаристия тоже обесценивается, низводится до уровня лекарственного средства, эликсира от проблем. Сакральное уступает место профанному.

На фоне всего перечисленного смещаются религиозные акценты, мутирует мотивация. Современник незаметно для себя начинает рассматривать Церковь и ее инструменты как средство для решения своих накопившихся земных проблем, а не как путь навстречу Богу для спасения в вечности. Потребительское отношение вытесняет духовную жажду, добродетели подменяются их имитацией. Храмы в сознании новых христиан трансформируются в тематические клубы или даже playback-театры, где духовенство превращается в актеров, а прихожане – в зрителей. В такой атмосфере не может быть и речи о здоровом воцерковлении. К этим наслоениям можно присовокупить отсутствие внебогослужебной деятельности прихода, где верующие могли бы коммуницировать и взимообогащаться.

Общинные усилия

Самый актуальный совет в этой связи дал Христос: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Истинное воцерковление – это кропотливый труд, который поможет осилить Господь. Духовными наставниками при отсутствии мудрого духовника могут стать святые отцы, произведения которых есть в избытке в сети. Зависимость от навязчивых гаджетов решается информационной гигиеной, которая с помощью аскетического опыта воздержания помогает контролировать распорядок дня. Для того чтобы со вниманием читать молитвы, нужно изучить их перевод. Священное Писание изучать исключительно с параллельным толкованием святых.

Фото 5 (1).jpg

В силах настоятелей приходов организовать внебогослужебную работу и досуг прихожан, чтобы они стали частью сплоченной общины. Богословские и катехизаторские курсы, беседы, чаепития, спортивные игры, совместные благотворительные мероприятия и концерты – все это сделает воцерковление реальным общим делом. В такой общине будет комфортно и тем, кого недавно крестили. За ними необходимо внимательно приглядывать. На самом деле, все меры и способы находятся на поверхности. Нужно только вовремя их заметить и употребить немного усилий. Все остальное сделает Бог.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить