Отношение к семье и воспитанию детей по трудам прп. Паисия Святогорца (часть 1)

Потому оставит человек отца своего 
и мать свою и прилепится к жене своей; 
(и будут [два] одна плоть
(Быт. 2:24).

Жизнь в единении и любви, возможность которых Господь даровал всему человечеству в лице Адама и Евы, без всякого сомнения претерпевает на протяжении всей человеческой эпохи как бы свою собственную, особую историю формирования, принятия, развития… Как бы хотелось остановиться на этих словах, сказать о том, что мы по-настоящему сейчас ценим и храним ту сформировавшуюся чистую и не попранную систему семейных ценностей, брачной жизни и воспитания детей, однако всё совершенно не так.

Будет ли для кого-то новостью, если вновь привести неутешительные факты того, как один из важных социальных институтов современного общества ныне теряет свою ценность в глазах людей. Что говорить о том, как это плохо, если общество свободно уже относится к гражданским бракам, где всё построено на собственной выгоде и эгоизме, а не на любви и общих целях. Проблема ли сейчас для людей, что ребенок останется с одним родителем или вообще без всего: без любви, заботы и поддержки.

Конечно, об этом пытаются задумываться, но уже после того, как понимают весь масштаб современной трагедии. Ясное дело, что общество сначала удивится тому, как много рождается детей вне системы брака, насколько сильно дети впитали в себя всю эту привычку семейных конфликтов, ссор и расставаний, боль, от которых они в дальнейшем все проецируют на окружающих, как быстро расходятся семьи, разрушая свое многолетнее домостроительство несколькоминутным бракоразводным процессом. Новшества же в семейной традиции отдельных государств и цивилизаций отдельно еще подрывают этот мир, заставляют всë человеческое естество перевернуть свою жизнь с ног на голову.

Казалось бы, вроде ничего и не изменилось от того, что все говорят об этом и наблюдают за этим со стороны, исследуя и систематизируя обстановку, оценивая это как проблему и пытаясь найти хоть какое-нибудь решение, однако, как это ни покажется легкомысленным, но человечество на самом деле имело в себе свою собственную стабильную, зацикленную и обманчивую пору мирного сосуществования, также это переносилось и на брак. Очень часто получалось отдалить кризис, хотя он всё равно настигал своих создателей.

Обстоятельства предлагают нам факты того, как сильно человек пытался переиграть самого себя, лишая себя возможности любить и разделять все невзгоды с самым близким человеком. Теперь близость и постоянное присутствие в обществе друг друга из-за сложившихся современных чрезвычайных, опасных для здоровья и жизни обстоятельств раскрывает глаза обоим: становятся видны все недостатки, все недомолвки, все углы, которые пытались всё это время сгладить.

Поэтому так важно теперь осознать, насколько каждый был не подготовлен к тому, что он имеет сейчас в координатах взаимоотношений с близким человеком, расслабившись еще тогда, когда не так опасно было просто жить. Осознание и даст нам возможность теперь вернуться назад, вернуть для себя великий опыт чистой и правильной любви, соединяющей людей на всю жизнь, о которой говорила Церковь, но которую не слушали не только люди, отдаленные от Истины, но и Ее верные ученики.

Сделать это можно, ведь человечество не так еще далеко продвинулось во всём, что нынче «модно» и «нормально». Именно потому в данной статье обращается внимание на жизнь и труды преподобного старца Паисия Святогорца – святого XX века, почившего менее четверти века назад. Его наставления не остались без внимания и теперь как никогда нужны всем. С этого можно начинать и идти в глубь времен, сопоставляя знания и опыт святости истинной любви в современной жизни и многовековой традиции святых отцов и Церкви в общем.


СЕМЬЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ

Становление и дальнейшее формирование всей жизни преподобного Паисия Святогорца так или иначе было плодом работы его родителей и его собственной – таким образом, как бы созидалась особая связь между отцом, матерью и детьми, которая соединяла всех членов семьи и преобразовывала все стороны их повседневной бытовой и духовной жизни.

Но больше всего важно то, что в данной характерной связи складывалась целая система воспитания, которая во многом и заложила в детей определенные духовные качества. Именно об этом очень важно сказать в данной главе, подчеркивая особенную роль семьи в формировании духовной жизни и возрастании в ней юного Арсения, так как только то духовное и воспитательное, что его окружало в словах и делах родителей, поистине закладывало фундамент жизни со Христом.

Своей жизнью и своим примером родители преподобного Паисия, Продром и Евлогия, во многом определили в нем то особенное понятие любви, которое в семье образовалось под действием на самом деле сильно противоположных друг другу порядков: строгости Продрома и терпения Евлогии.

 Таким образом, формирование еще маленького Арсения происходило очень интересным образом. Можно сказать, что в его случае сработали слова святителя Феофана Затворника: «Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви». Именно трудами родителей Арсения в семье удалось сохранить баланс. Прежде всего важно сказать, как повлиял на будущего старца его отец, который, по свидетельствам, «был строгим и часто наказывал детей».

Во многом слова или действия Продрома были настроены на то, что если его дитя все-таки оступилось, через телесные ли наказания, или словесные внушения образумить его и позволить задуматься о причинах и последствиях содеянного: «Если бы он плакал, когда его поднимали рвать чужие смоквы, – ответил отец, – то не плакал бы сейчас. Но, наверное, когда его поднимали смоквы воровать, ему и самому захотелось полакомиться… Так что пусть плачет!».

Так отец поднимал уже перед сыном вопросы основ духовной жизни, ответственности и осознания собственных действий. Это прослеживалось не только в каких-то серьезных проступках Арсения, но и в обычной бытовой деятельности семьи. Подобным образом и формировалась дисциплина по заветам Продрома, в которой присутствовала любовь к сыну и поощрение его склонности к машинам, инструментам и «изобретениям», однако при порче или неаккуратной и расхлябанной работе неминуемо шло наказание, от которого Арсений «бежал со всех ног». Однако при всех особенностях некоторой строгости воспитания самого Продрома, в число которых входили внушения в виде наказания физического, сам преподобный Паисий внял это для самого себя, но никогда не пользовался этим для вразумления и общения с приходящими к нему детьми, но, даже наоборот, относился к ним всегда с большой нежность, не позволяя себе говорить с ними с грубостью или хоть малой долей гнева.

При непростом и строгом порядке отца юный Арсений всегда находил утешение и вразумление терпением и великодушием со стороны своей матери. Такое терпение проходило у Евлогии через всю ее жизнь, но особенно уже в жизни семейной, когда даже не было времени отдохнуть и минутки, так как всё время уходило на хлопоты по дому и заботу о детях: «а когда ей говорили, что надо бы себя пожалеть, она отвечала: “Это же мой долг. Я обязана всё успевать и не роптать при этом. Потому что я – мать”».

Безусловно, именно такой пример отношения матери и хозяйки показывает всем людям, насколько важно понимать, что любовь, забота и домостроительство – не суть рутина или навязанное людьми и обстоятельствами бремя, так как она сама чувствовала в этом явную для близких и себя необходимость.

Подобное собственное осознание своего труда, жизни и поведения Евлогия преподавала своим детям, позволяя им самим для себя почувствовать добро необходимостью, когда она специально отворачивалась и не смотрела на плохое поведение детей или когда взглядом и вопрошанием давала повод каждому задуматься в самом себе о том, насколько плох тот или иной поступок и как это может огорчить близких.

Результат строгости – дисциплина, а результат терпения – само по себе понятие о том, что есть хорошо, а что есть плохо. И действительно, если совместить и сбалансировать два данных аспекта воспитания, то сложится целый путь, откроется дорога духовной жизни, с которой нет необходимости и малейшего желания сходить, так как не увидишь в том ничего полезного, доброго или поистине важного. Так открывается истина в любви, окруженной строгостью и терпением.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Мало с ребенком говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, и как правильно понять суть сотворенных поступков и возможные их последствия. Не остановились на этом и родители преподобного Паисия Святогорца, являя юному Арсению собственный опыт основ духовной жизни и показывая ему всю важность построения жизни и общения с Богом. Благоговейное отношение к молитве, постам и богослужению не смогло пройти мимо чистого детского сердца. Твердая родительская вера передалась и всем детям, являя им тем самым истинные нужды, потребности и цели.

Начиная свое общение с Богом с ежедневных утренних и вечерних молитв и продолжая на богослужениях в праздничные и воскресные дни, само внутреннее состояние Арсения определяло важность и необходимость предстояния пред Богом, причем не только обязательных «два раза в день», как заповедовал детям отец. Сами обстоятельства в семье позволили пережить детям силу молитвы.

Таковым обстоятельством стала серьезная болезнь младшего брата Арсения – Луки. Именно родители настояли на том, чтобы всей семье собраться и помолиться за сына и брата: «пойдемте, попросим Бога, чтобы Он либо исцелил его, либо забрал к Себе, избавив от страданий». Господь не оставил  без ответа эту чистую и сильную молитву родителей о своем чаде и братьев и сестер о своем любимом брате – Лука выздоровел.

Важно понимать тот момент, что тут нельзя просто говорить о том, что семья собралась и помолилась. Как сложно на самом деле осознавать, какой серьезный путь и духовную внутреннюю борьбу прошли родители, конечно, всë так не уместишь в повествование. Велика покорность и смирение людей, которые подготовили себя и всех своих близких к потере их родственника, а здесь – самого дорогого, кто был в их жизни.

Сам Господь наш Иисус Христос примером Своей жизни показал, как пройти такой путь боли и страданий: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42). Через эту общую молитву с детьми родители не просто показали, что они всецело доверяют и покоряются Богу, но и готовы принять от него любой исход событий, будь то смерть или выздоровление их чада, не ропща на Господа и не ища виноватого.

Так юный Арсений и все его братья и сестры открывали для себя основы духовного пути и существования в общении с Богом, которое потом родители старались преумножать и совершенствовать, чтобы вывести это осознание в масштаб всей жизни, невзирая на обстоятельства.

АСКЕТИЧЕСКИЕ ЧАЯНИЯ И ДУХОВНЫЕ ТРУДНОСТИ

Окруженный чистой и бескорыстной любовью, формирующийся на примерах родительской духовной жизни, Арсений во многом уже в раннем возрасте превосходил своих сверстников. Однако необходимо сказать и о том, насколько духовно сильный у него еще был наставник во время его детства – преподобный Арсений, который и крестил будущего старца.

Безусловно, вся обстановка в доме, наполненная историями и повествованиями о жизни и чудесах преподобного Арсения накладывала свой отпечаток на самосознание и будущее определения юного Арсения. В результате идеи монашеской жизни настолько сильно завладели сердцем и душой ребенка, что это было уже никак не оставить, и родители, во многом осознавая эту предопределенность своего сына, всячески пытались готовить его к суровым реалиям жизни и опасностям на пути духовного совершенствования.

Уже в детские годы мать преподобного воспитывала в своем сыне как бы особый и более глубокий взгляд на смысл жизни христианина: «мать помогала ему приобрести простоту, трудолюбие, хозяйственность и быть внимательнее в общении с другими».  И прежде всего, с чем пришлось столкнуться Арсению на своем пути – с корнем всех страстей – гордостью, подобно тому, как об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Гордость (υπερηφάνεια) есть начало греха. С нее и начинается всякий грех и в ней находит свою опору». Поэтому было так важно для Евлогии как бы подбить эту опору и ее всяческие проявления в духовной жизни и мышлении своего сына.

Так случилось и в ситуации, когда Арсению в школе не давали бегать наперегонки из-за его скорости: «вот тебе двор, бегай, пожалуйста. Почему ты хочешь бегать именно на видном месте? Чтобы все на тебя любовались и говорили: “Ах, какой он молодец!”? В этом есть гордость». Удивительно, насколько удачно и правильно удалось матери подобрать слова для своего ребенка, чтобы ответить серьезно, но при этом не задевая его и в этом пути открывая весь смысл смирения и противления гордости.

Так или иначе открывая сыну всю неоднозначность и тщетность множественных стремлений на протяжении всей жизни, Евлогия тем самым заложила в Арсения необходимое понимание смысла жизни, истинной радости и верного направления, благодаря которым, несмотря ни на какие жизненные препятствия и искушения, человек честный, искренний и смиренный никогда не оступится, так как цель и единственное чистое желание – Царство Небесное и вечная жизнь во Христе – никогда не пропадет из вида и не будет подменена ложными и суетными благами земной жизни.


Продолжение следует.

Студент 3 курса Сретенской духовной семинарии Тимофей Рзянин


Рзянин Тимофей 3 июня 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить