Отношение к семье и воспитанию детей по трудам прп. Паисия Святогорца (часть 2)

ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ

В данной части статьи на основании последовательного и подробного подхода старца Паисия будет рассмотрен путь, предложенный самим преподобным, который необходимо проложить как еще несостоявшимся в браке молодым людям, так и идущим данным жизненным путем многие годы.

Очень важно понимать, что преподобным Паисием не был определен для каждого человека конкретный порядок действий или сборник советов, однако беседы на подобные темы и нескончаемые проблемы осознания человеком выбираемого им пути во многом помогали старцу сложить для своих духовных чад самые явные тенденции в формировании и развитии добрачных и брачных отношений, которые во многом неправильно оценивались современным для него поклонением, отзываясь таким образом и для их наследия.

НАЧАТЬ И ИДТИ ПРАВИЛЬНО
ДОБРОДЕТЕЛИ

Неудивительно то, что для того, чтобы начать делать какое-либо, даже самое обычное, дело нужно иметь определенную долю решимости и уверенности, чтобы не бросить всё еще в самом начале от недопонимания или непредвиденных мелких сложностей и неувязок. Если такое присутствует в малом житейском попечении, то насколько осторожным, серьезным и честным перед самим собой надо быть, когда решаешь вступить на путь семейной жизни.

Именно поэтому преподобный Паисий не обращается к своим духовным чадам как-то со стороны или издалека, но, напротив, как бы подталкивает их в гущу событий, в самом начале определяя для конкретного молодого человека направление его мыслей и изысканий в плане будущей жены: «Надо смотреть не на то, чтобы невеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна».[1] Однако важно понимать, что подобные слова преподобного Паисия не относятся только к будущей жене, но равноценно имеют вес и в выборе будущего мужа для молодой девушки, показывая тем самым важность внутреннего состояния человека, а не его внешние качества, успехи и достоинства.

Понять важность сказанного крайне необходимо по нескольким причинам, ведь может показаться, что всё это внутреннее и духовное не имеет особой силы или влияния, если в общем-то устраивает внешний оцененный образ. Но всё же, это будет очень серьезной и болезненной для будущего ошибкой, ведь межличностные сложности внутри семьи отнюдь не будут решать силой внешних факторов, но лишь сильными и чистыми сторонами души. О подобных ситуациях писал также святитель Феофан Затворник: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»;[2] «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».[3]

Качества души, развиваемые молодыми людьми еще до вступления в брак, как никогда будут важны и действенны даже в условиях начала отношений. Что и говорить о том, насколько это спасительно для состоявшихся супругов: «Если муж и жена единонравны и добронравны, то супружество будет благополучным и прекрасным, ибо у них всегда будет единомыслие, согласие и мир, в чем состоит великое благополучие».[4] Данными словами святитель Тихон Задонский как бы раскрывает смысл идеи добродетели в браке, подводя ее к необходимому результату, к которому стремится каждая семья.

Но, самое главное, к чему собственно и подводил преподобный Паисий, вводя для супругов цель и идею добродетели в отношениях, это закономерное для подобной жизни благословение от Бога в формировании и развитии чистой и всепрощающей любви, которая соединяет всё в семье нераздельно, подобно Самому Христу — Третий между мужем и женой.[5] Подобно данным измышлениям писал святитель Иоанн Златоуст, не забывая упомянуть и о непосредственных плодах добродетельной семейной жизни — детях: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».[6]

ТРУДНОСТИ В СОЮЗЕ ХАРАКТЕРОВ

Совместный путь, который собираются проложить вместе супруги, так или иначе уже с самого начала будет иметь определенные трудности, препятствия и недопонимания. Человек с самого начала не может иметь в себе уверенность и полное правильное представление как о семейной жизни вообще, так, в частности, и о своей второй половинке, с которой эту жизнь и разделяет. Здесь стоит сказать не только о каких-то внутренних противлениях или межличностных отношениях в семье, но и внешних факторах, который зачастую и обнаруживают духовные бреши. Однако, как бы немного успокаивая своих слушателей и читателей, преподобный Паисий приводит это обстоятельство как абсолютно нормальное и закономерное, наподобие того, как выпускники университета испытывают трудности на новой полученной работе или трудности послушника в начале его иноческой жизни.[7] Во всяком случае, очень важно было для старца Паисия донести мысль о том, что каждый из приступивших к поставленному пути должен иметь полную ответственность и понимание о том, что с неба счастье не упадет, но оно творится в результате серьезного труда обоих супругов.

 Трудности, нестроения, недопонимания — проблемы, которые каждый принимает добровольно, если объективно подходит к великому сочетанию: «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны»[8] — так писал преподобный Амвросий Оптинский, также показывая своими словами важность решимости пойти на все невзгоды с твердой верой, чистым сердцем и жертвенной любовью, в результате которых каждый из супругов преобразился бы силой Божьей благодати.

Именно вопросы ответственности и трудностей очень остро стоят для современного поколения. Это замечает и преподобный Паисий, предчувствуя и подтверждая это положение невероятным по масштабу обсуждением подобных проблем с юношами и девушками. Однако прежде всего старец обращал внимание на то, как сложна иногда бывает для молодых тема различия характеров и формирующихся на этом ссор, разногласий и недопониманий.

Но, как ни странно, преподобный Паисий вновь по-простому успокаивает каждого приходящего к нему с этой проблемой, нивелируя ее собственным воззрением и образом: «я понял, что между ним и его супругой не было чего-либо действительно серьезного. У этого человека есть свои “сучки” и “шишки”, у его жены — свои, поэтому они не могут приладиться друг к другу. И того, и другого надо немножко “построгать”».[9]

 Важно сразу прокомментировать тот факт, что старец отнюдь не предлагает сформировать для супругов или собирающихся встать на путь семейной жизни единый образ мысли, форм и привычек в жизни и общении или особенностей характера. Не к такому единству ведет преподобный Паисий Святогорец, но, даже наоборот, превозносит и восхищается одновременно тонким и грандиозным замыслом Бога о Своем творении как о независимом, свободно мыслящем и уникальном: «разные характеры слагаются в гармонию».[10]

Таким образом, старец Паисий как бы заставляет каждого приходящего к нему за этим вопросом задуматься о том, насколько велика сила противоположностей, когда один сдержанный всегда может успокоить легко воспламеняющегося или, наоборот, энергичный и целеустремленный подстегнуть нерешительного и пугливого. Именно о таком взаимном дополнении писал святитель Лука Крымский: «У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его и наоборот».[11] Подобный подход очень важен для совместного жительства, однако и в нем есть свои тонкости.

Конечно, характеры бывают разные, и мнения по поводу пользы или вреда их различия между мужем и женой бывают достаточно многообразными, однако нельзя не согласиться в одном — важно не быть упертым и бескомпромиссным. К этому призывает преподобный Паисий Святогорец: «Конечно, супруги не должны перегибать палку в отношении особенностей своего характера, но каждый из них в соответствии со своим характером должен помогать другому».[12]

В противном же случае, как можно догадаться, супруги не смогут прийти к общему пониманию и ни на йоту не приблизятся к решению внутренних и внешних проблем. А результат в дальнейшем — потерянное счастье, о котором грезили оба и которое не смогли удержать из-за собственной порочности духовной жизни: «бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. От чего они несчастны? По большей части от несходства характеров, от взаимной неуступчивости, от строптивости, самоуправства».[13] Конечно, подобные высказывания праведного Иоанна Кронштадтского во многом подтверждаются на протяжении многих лет, особенно в современных сложных жизненных ситуациях.

Однако, имея или не имея в той или иной степени в самом себе некоторые непримиримые особенности характера, очень важно знать это и быть честным перед тем, с кем хочешь прожить всю свою оставшуюся жизнь. И, безусловно, имея понимание о том, насколько будет вредна или опасна данная черта для сохранения мира и спокойствия в семья, по-настоящему любящий человек захочет разобраться в самом себе и попытаться себя поставить по-другому, рассчитывая при этом на взаимное доверие и уступки с другой стороны.

Преподобный Паисий прекрасно понимает данное стремление и сам очень часто говорит о подобных компромиссах во взаимоотношениях. Вследствие этого, как бы поддерживая и укрепляя данное намерение, старец побуждает супругов иметь общего духовника, который, исходя из полного понимания всего масштаба ситуации, станет как бы между двух характеров, ведь он «подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой».[14]

Подобное слияние с помощью духовника, по мнению преподобного Паисия, в действительности может принести невероятную пользу, если каждый член семьи честен друг перед другом и перед Богом за свои дела и веру, желает не разрушать семью, впустив туда мнения друзей, подруг, всяческих родственников, но, наоборот, стремится вновь и вновь созидать друг для друга духовную связь — чистую, нерушимую и праведную, благословленную Самим Господом через духовных наставников.

Таким образом, очень важно понять, насколько тебе самому важно собственное «я» в решении семейных проблем — из этого решения и выведется весь дальнейший путь. Потому не лишним будет вспомнить слова преподобного старца Иоанна (Алексеева), подходящие и к вопросу самостоятельного устроения супругами гармонии в разностях характера, а также к силе смирения перед Богом и Его волей в лице духовника: «Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем».[15]

УСМИРЕНИЕ ПЛОТИ

Повествуя о начале пути к семейной жизни для юноши и девушки, преподобный Паисий Святогорец со всей серьезностью останавливается на самой скользкой и щекотливой теме для каждого человека. Обращаясь к жениху и невесте, помолвленным и обрученным, старец всячески заостряет внимание на том, как важно до свадьбы и Таинства брака сохранить девство,[16] приводя в своих рассуждениях очень сильную фразу святителя Иоанна Златоуста: «Венцы возлагаются на головы новобрачных, символизируя победу — то, что, не подвергшись поражению, они приступают к брачному ложу, то, что они не побеждены наслаждением».[17]

Формулируя вопрос таким образом, преподобный Паисий предлагает для слушателей и читателей две важные темы, на которые, хоть и кратко, но очень доходчиво он обратил внимание, и которые крайне необходимо полностью для себя осознать — жизнь девственная и развратная.

Святые отцы во все времена с особым благоговением и восторгом говорили о девственной жизни, приравнивая ее к жизни ангельской: «Девство — ангельский образ жизни, особенность всякого бестелесного естества».[18] Безусловно, данное высказывание преподобного Иоанна Дамаскина было бы совершенно неправильно оставлять без дополнения к нему слов святителя Иоанна Златоуста, который превозносил девство над всеми возможными добродетелями, которые может стяжать человек. [19]

Однако мало было просто оставаться таковыми и тем самым, по словам преподобного Ефрема Сирина, обретать «благоухание невинности»,[20] которому радовался Святой Дух, но сохранять при этом в самом себе определенное внутреннее духовное устроение, соразмерное и сопоставимое с подобной формой нравственной жизни. Ведь если девство как состояние физическое в человеке может и сохраниться, но духовно он может при этом развратиться так сильно, что все крупицы этого подвига будут им растеряны.

Именно поэтому святыми отцами были сформулированы определенные правила духовной жизни, которые помогают держать себя под духовным контролем, не ослабляя и не теряя подвига. Расценивая девство как дар Самого Бога, преподобный Антоний Великий таким образом закладывал мысль о том, что нет никакого смысла хвалиться подобным,[21] таким образом отнимая как бы этот дар у самого себя, показывая этим свою гордость, тщеславие и отсутствие всякой сострадательности. А если не иметь сострадательности, по словам преподобного Исидора Пелусиота, — «неполезно и девство».[22]

Таким образом, отсылая читателя к великим дарам девства, преподобный Паисий Святогорец цитатой святителя Иоанна Златоуста как бы противопоставляет данную духовно-нравственную жизнь распутству и бесчинству, которое воистину губит души людей и отнимает у них благодать и благословение Господа.

Именно так и строится отношение святых отцов к блудной страсти, лживой, ошибочной и опасной для всего человеческого естества, которое, по словам преподобного Нила Синайского, не приобретает больше истины, истинного удовольствия и наслаждения. [23] Результат же принятия такого ложного удовольствие — погрязшая в грехе душа.

Это заставляет христианина задуматься о том, что же он хочет представить для Бога, если уже не благоухание. Выходит ровно так, как отмечает в своих сочинениях святитель Дмитрий Ростовский: «Дух Святой… подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу».[24] Получается, что самое страшное, на что человек себя обрекает, – это полное отсутствие благодати на нем и невозможность обретения спасения.

Совершая подобный грех, человек наносит очень серьезную духовную травму себе самому, открывая путь к тлению тела, болезням и смерти.[25] Потому человек, мимолетно совершающий данный грех и предающий себя таким образом лживым наслаждениям, по словам святителя Филарета Московского, обрекает себя на вечные страдания и мучения.[26]

Остается лишь самый главный вопрос, который тревожит духовных чад преподобного Паисия: как же избежать жизни распутной и обрести великие духовные дары и благодать? И старец помогает в этом, обращая внимания на то, как можно защитить себя от блудных помыслов, особенно когда ты абсолютно физически здоровый юноша или девушка: «Чтобы мальчики не водили дружбы с девочками… Для юноши предпочтительнее, чтобы за его духовное благоразумие и чистоту девушки считали его даже глупым (или для девушки, чтобы ее считали глупей юноши), и таким образом взять на себя этот тяжелый крест».[27]

Таким образом, каждый православный христианин, памятуя о необходимости быть готовым на брань с блудными помыслами, должен смириться пред Богом и осознать всю тяжесть данной борьбы и невозможность самостоятельного противостояния. Такое смирение и надежда на Господа в соединении с трудами воздержания, в действительности, по словам преподобного Исайи, может принести настоящий покой и остановить всякие внутренние борения. [28]

УВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ

На первый взгляд, очень сложно для себя определить, что такое уважение — страх, подчинение, партнерские отношения, дружба, почтение или любовь. Причем, об этом сложно сказать даже в обычных, повседневных межличностных взаимоотношениях, тем более в браке.

Потому преподобный Паисий Святогорец основательно заостряет внимание духовных чад на этом вопросе, раскрывая в нем вопросы семейной иерархии, а также уважения и любви между мужем и женой. Опираясь на Послание апостола Павла к Ефесянам, старец закладывает основание для дальнейшего разговора, без чего не может идти какое-либо дальнейшее обсуждение: «Муж, говорит Священное Писание, глава есть жены. То есть Бог определил, чтобы муж властвовал над женой».[29]

Обращаясь к данным словам преподобного Паисия, сложно не понять категоричного и бескомпромиссного настроя старца по поводу заданного вопроса. Он определяет раз и навсегда мысль о том, что обратный подход в семейной жизни есть ни что иное, как прямое оскорбление Господа, Силой и Славой Которого каждый человека спасается и познает Истину.[30] В этом старец как бы определяет фундамент и стержень мира и любви в семье, при этом никак не оскорбляя и не принижая женского достоинства и чести.

Подобную мысль высказывал в своих сочинениях святитель Феофилакт Болгарский, объясняя невозможность и абсурдность неподчинения тела главе, соотнося с ситуацией, как если бы Церковь не подчинялась Христу: «Представляет основание, что жены должны повиноваться, и основание и причину любви полагает в том, что муж занимает место управителя и попечителя (ибо он есть глава, по его словам, и спаситель), а жена — место подчиненного (ибо она есть тело)».[31]

Однако, не останавливаясь на поставленном тезисе, преподобный Паисий сразу формулирует известный из Священного Писания закон взаимоотношений мужа и жены, при которых жена боится, то есть чтит мужа, а муж любит свою жену. Важно, старец сознательно не остановился на камне преткновения многих семей — слове «бояться», но сразу пошел дальше, выдвигая для подобных споров простую и понятную истину, о которой говорил еще блаженный Феодорит Кирский: «Весьма премудро божественный апостол представил этот пример. Ибо достаточно его, чтобы и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам».[32]

Любовь и почитание, о котором говорили святые отцы и также упоминал преподобный Паисий, на самом деле идут рука об руку и не могут существовать одно без другого: «в любви присутствует уважение. В уважении присутствует любовь».[33] То есть как бы ни ссорились по поводу слов или формулировок супруги, на самом деле каждый из них по-своему хочет усложнить ситуацию и перетянуть одеяло на себя, ведь если муж по-настоящему любит жену, то сам ее уважает и почитает, и если жена с чистым сердцем и искренне почитает и благоговейно относится, то проявляет к нему самую чистую и священную любовь, которой всё и соединяется. Перекос в ту или другую сторону приведет к одним только скандалам, когда муж-тиран ни во что не ставит свою жену, или сильная и независимая жена перечит и во всём противится своему мужу.

Продолжение следует.


Студент 3 курса Сретенской духовной семинарии Тимофей Рзянин


[1] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 39.

[2] Феофан Затворник, свт. Письма. Выпуск 12. Письмо 1222 (электронное издание).

[3] Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. М.: «ДАРЪ», 2008.  С. 263.

[4] Симфония по творениям свт. Тихона Задонского.  М.: «ДАРЪ», 2007. С. 1184.

[5] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 40.

[6] Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.4. К. 1. СПб.: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1898. С. 770.

[7] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 41.

[8] Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям. М.: Благовест, 2010. С. 6.

[9] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 41.

[10] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 42.

[11] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. О семье и воспитании детей. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. 44, [4] с.

[12] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 43.

[13] Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. М.: «ДАРЪ», 2007. С. 70.

[14] Паисий Святогорец, преп. О семье христианской (электронное издание).

[15] Иоанн (Алексеев), схиигумен, валаамский старец. Письма о духовной жизни. СТСЛ, 2014. С. 498.

[16] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 40.

[17] Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 11. К. 1. СПб.: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1905. С. 681.

[18] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. С. 155.

[19] Творения Святого Иоанна Златоустаго. СПб.: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1897. С 296.

[20] Ефрем Сирин, преп. Творения. О том, как приобретается человеком смиренномудрие (электронное издание).

[21] Антоний Великий, преп. Поучения. М.: Издательство Сретенского Монастыря, 2008. С. 588.

[22] Творения Святого Исидора Пелусиота. Ч. 1. М.: Типография В. Готье, 1859. С. 168-169.

[23] Нил Синайский, преп. Письма. М.: Благовест, 2010. С. 214.

[24] Сочинения Святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 3. М.: Синодальная Типография, 1848. С. 149. 

[25] Николай Сербский, свт. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. Клин: «Христианская жизнь», 2011. С. 38.

[26] Филарет Московский, свт. Творения. Слова и речи. Слово в неделю четвертую по пятидесятницу (электронное издание).

[27] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 1. С болью и любовью о современном человеке. М.: Святая гора, 2010. С. 281.

[28] Авва Исайя (скитский), отшельник. Духовно-нравственные слова. Слово 17. О радости души, работающей Богу (электронное издание)

[29] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 45.

[30] Там же.

[31] Феофилакт Болгарский, свт. Толкования на Послания святого апостола Павла. Ч. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 35.

[32] Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М.: «Паломникъ», 2003. С. 419.

[33] Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2017. С. 45.
Рзянин Тимофей 17 июня 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить