Россия будет жить от земли

Сегодня у схиархимандрита Илия (Ноздрина), которому в этом году исполнилось 90 лет, тезоименитство. О какой важной для воскресения России истине свидетельствует его жизненный путь?

2.jpg

Храмами села возрождаются

Родился будущий схимник в 1932 году на Орловской земле. Сегодня некогда родная ему деревня Редькино входит в состав села Становой Колодезь. Раньше деревни тем и отличались от сел, что в центре села стоял храм. В Становом Колодезе еще в XIX веке местные крестьяне на свои средства воздвигли Покровскую церковь. В 20-х годах прошлого века ее старостой был Иван Ноздрин – дедушка нынешнего схиархимандрита Илия, рожденного, впрочем, уже в то время, когда родной семье храм был закрыт. 

Родители Афанасий и Клавдия Ноздрины окрестили новорожденного с именем Алексий в честь Алексия, Человека Божия, в храме Казанской иконы Божией Матери в соседнем селении Яковлево, где уже в наши дни по благословению схиархимандрита Илия чудом воссоздан храм. Приехал к нему как-то в Оптину еще в самом начале 2000-х земляк, тракторист-комбайнер с Орловщины Валерий Алексеевич Кравец. Он и хотел-то всего-навсего посоветоваться по одному личному семейному вопросу да обмолвился, что вот храма у них в округе так нет. А батюшка тут же: 

– Приступай к строительству! – благословляет. 

Тот – в шоке: как? Никогда ничего не строил... 

– Бог, – подбадривает схимник, – всё управит. 

Батюшка Илий в таких случаях всегда говорит: «Строить будет Бог, я буду молиться»

Батюшка Илий в таких случаях всегда говорит: «Строить будет Бог, я буду молиться», – тебе-то, мол, и делать нечего. Мало того, что храм удалось построить, так и воздвигли его практически без отрыва труженика от текущих сельхозработ: строили в перерывах между посевной и сборами урожая. 

«Никогда так плохо не жили, рассказывали старики, как при коммунистах»

Восстановили по благословению батюшки Илия Покровский храм и в его родном селе Становой Колодезь. А в детские годы батюшки, когда ему еще предстояло сесть за парту, закрытый храм новая советская власть в школу переоборудовала. Раньше крестьянские дети в церкви грамоту по Псалтири и учили. Да вот только при советской власти вход в это переоборудованное из храма здание о ту пору школы прорубили прямо через алтарь... – вот так надругаться решили. А ступени выложили из надгробий, сравняв с землей погост, что был окрест храма. 

2.jpg

Дети из верующих семей не могли так или иначе не знать о том, что происходит в стране. Алеша Ноздрин пошел в школу в период самых лютых репрессий 1937–1938 годов. Преподавали в ниспровергающем устои православной жизни бунтарском духе насаждаемой идеологии: много клеветы возводилось на царскую семью, всюду, даже в старых учебниках, заставляли искать «врагов народа» и т. д. Церковные праздники запрещали, но однокашники схимника рассказывают, что все равно отмечали Рождество, колядовали, да и на Пасху катали яйца. 

Бог явным чудесным образом вмешивается только тогда, когда все естественные возможности и человеческие силы исчерпаны

Как вспоминает сам схиархимандрит Илий, раз в год на Пасху мама только и могла дать детям яйцо. Все остальное время жили впроголодь, все детство только и мечтали о том, чтобы просто хлеб был на столе. Батюшка часто цитирует старожилов из тех, кто застал еще царское время: «Никогда так плохо не жили, рассказывали старики, как при коммунистах». Говорят, Бог явным чудесным образом вмешивается только тогда, когда все естественные возможности и человеческие силы исчерпаны. И жизнь Алексея Ноздрина знает такие примеры... 

Чудо – это всегда прямое действие Божией силы

Трудно было и в довоенные годы, и в военные, и в послевоенные... До войны самых верующих, честных, работящих выкашивали репрессии, раскулачивание, потом большинство мужчин не вернулось с фронта. В 1941 году в госпитале во Владикавказе умер отец батюшки – Афанасий Ноздрин. Уже в наши дни схиархимандрит Илий поставит там поклонный крест, благословит и вымолит строительство не одного храма. 

А тогда без кормильца-отца старшие братья Ноздрины стали помогать маме поднимать оставшихся на ее руках детей. Году в 1947-м или 1948-м на Орловщине было совсем голодно, Иван и Алексей отправились в Брянск на разовый заработок, работали за хлеб. А на обратном пути на вокзале в Орле уснули от изнеможения, а их и обокрали. Вернулись домой ни с чем...

Стал Алеша молиться у Казанского образа Матери Божией, что был у них в красном углу. Тогда, надо сказать, у большинства в деревнях в избах иконы оставались. А потом Алеша не выдержал, выбежал из дома, а у них сразу за огородом – железнодорожное полотно, идет по нему и плачет. Вдруг видит: чистый рушник, а на нем каравай белого, что по тем временам было редкость, душистого да еще и горячего хлеба! «Это Матерь Божия послала в утешение», – говорил потом батюшка Илий. 

Линия сопротивления антихристовой цивилизации Вавилона

А так, практически все, что выращивалось даже на «собственных» огородах, как и любая домашняя птица да скотина, облагалось непомерными налогами. Буквально с каждого куста смородины, с каждой яблоньки нужно было отдать столько-то плодов, так же и яиц, молока, мяса… Однажды на партсобрании один чистосердечный расстрелянный потом старичок не стерпел да и сказал, вскрывая навязываемую «новыми хозяевами жизни» ложь: «Раньше-то земля была Божия, а все, что она давала, наше. Теперь же вы говорите, что земля наша, а получается-то, что все, что она по нашему труду дает, ваше...» 

В итоге люди просто вырубали деревья и кустарники, переставали держать домашнюю птицу да скот. Плановую экономику не интересовало, что неурожай или квочки перестали нестись. Так людей отбивали от земли и обрекали исключительно на «общественно полезный труд» на колхозных полях, однако за него даже зарплаты не платили, строго при этом следя и ставя рабские галочки-трудодни. «Номенклатурные начальствующие работники могли-то себе даже в блокадном Ленинграде сытую жизнь организовать», – говорит отец Илий. Конечно же люди при первой возможности сбегали в город. А из поколения в поколение так и передается этот клеветнический стереотип о невозможности жизни на земле.

Русскому человеку, живущему не земле, никакой Запад не навяжет своих ценностей

Это одна из бесовских затей, что провернул враг в России, одурманив народ «благими намерениями» коммунистов. Оттого-то батюшка Илий постоянно и благословляет сейчас людей возвращаться в деревню. Это сегодня линия сопротивления антихристовой цивилизации Вавилона. Русскому человеку, живущему не земле, никакой Запад со своими богомерзкими нормами не навяжет своих ценностей, какими бы санкциями он при этом ни угрожал. Даже если отключат электричество и эту тотальную власть над современником интернета и телекоммуникаций, человек на земле переживет, крепко укорененный в реальности, а не в виртуальном, во многом иллюзорном ее дубле. И никакой крах финансовой системы ему не страшен. Сельский житель более самодостаточен и независим, а значит, и внутренне свободен сам выбирать во что ему верить и кому служить. 

2.jpg

Завет-пророчество

От того-то в монастырях всегда так серьезно и относились к тому, чтобы жить за счет собственного труда на обрабатываемых угодиях-огородах, держали скот, птицу, обеспечивая себя и паломников собственными продуктами. Так было и в единственном не закрывавшемся в годы гонений на территории Советского Союза Псково-Печерском монастыре, куда в 1966 году Алексей Ноздрин поступил послушником и где подвизался в течение 10 лет. Столько же потом он провел лет на Афоне, – и это тоже была полная физических, а не только молитвенных трудов жизнь. Потом вернулся в Оптину, где также братия испокон веков кормилась от своих трудов на земле. Потом батюшка Илий принимал народ в подмосковном Переделкино, где многих благословлял возвращаться из мегаполиса на малую родину, к корням. Сейчас и сам часто бывает на родной Орловщине. 

Эта истина – о заповеданной человеку жизни на земле – выстрадана теми, кто хранил веру в этот полный смятения и испытаний XX век и ныне за стойкость в исповедании прозревает суть происходящих в истории нашей страны событий. Безусловно, к таковым относится схиархимандрит Илий. После закрытия в 1961 году, в годы хрущевских гонений, Саратовской семинарии он учился в нынешней Санкт-Петербургской сначала семинарии, а потом и академии и там, в частности, унаследовал от одного из столпов питерской духовной школы – преподобного Серафима Вырицкого – этот завет-пророчество: «Россия будет жить от земли».

Ольга Орлова 21 марта 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить